Евгений Пыхтин: "Театрам сейчас приходится зарабатывать деньги"
Расскажите, в чем особенность Центра театрального мастерства, что это за формат? Вы открыли его своими силами – зачем?
Мы с моим мастером заслуженным артистом России Александром Сучковым после окончания моего обучения решили продолжить совместное творчество. В первую очередь возобновили работу "Маленького театра", который существовал 24 года назад. Он успешно работал 12 лет, а потом была 12-летняя пауза. Мы сделали спектакль "Машинистки", который с успехом шел два года. После этого наступил творческий кризис, и мне захотелось создать какое-то движение, потому что в городе мало что происходит в театральной сфере. Все существуют автономно и делают видимость, что все хорошо.
Я предложил Александру Сучкову делать собственное пространство, что он воспринял сначала без особой радости, потому что он реалист, понимает экономическую ситуацию. Но когда я нашел помещение в Нижполиграфе, мы взяли лопаты и начали ломать это пространство, делать ремонт.
В городе немало театров, больших институций. Какие театры вы собрали у себя?
Муниципальным театрам, таким как драмтеатр (Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького - ред.), "Комедия", ТЮЗ, гостеатрам с большим финансированием мы не альтернатива. Мы же частная инициатива. Мы сделали с Александром Сучковым свой проект на собственные средства, а также на средства меценатов.
Сколько вам потребовалось средств, чтобы запуститься?
Для нас как для физических лиц, особенно для актеров, сумма получилась убедительная. Мы начинали исключительно на собственные средства. Сначала хотели только покрасить стены и поставить свет. Но аппетит приходит во время еды.
Естественно, когда мы увидели это историческое здание Нижполиграфа: потрясающие колонны и кирпич, мы захотели все это открыть. А для этого были необходимы вложения. Мы провели пресс-конференцию, объявили акцию, в рамках которой каждый мог помочь. И тогда люди стали присылать небольшие суммы, ставшие в совокупности для нас были огромной помощью.
И теперь ваш центр должен работать не на пожертвования, правильно? Как он построен с точки зрения бизнеса?
Театр – это игрушка для взрослых, где нет места зарабатыванию денег. И в этом конфликт: вроде как театру нельзя зарабатывать, но нам приходится. Конечно, нам необходимо его содержать и развивать, но цели получить на нем большие деньги перед нами не стоит.
Центр окупается за счет всех наших направлений. Во-первых, Студия ЦТМ – это коммерческая учебная студия для любителей, которая очень сильно подпитывает центр. Кроме того, деятельность самого центра, а также арендная история. Это наши друзья, которые снимают у нас площадку и играют на ней.
Самая частая претензия у нижегородцев, находящихся вне театрального контекста, в том, что ставятся старомодные спектакли и увидеть современную драму в Нижнем Новгороде сложно.
Во-первых, сейчас падает уровень культуры. Сокращаются бюджеты театров, сейчас будут падать зарплаты, скорее всего, потому что финансирования меньше, приходится играть больше спектаклей – это замкнутый круг. И театры вынуждены зарабатывать деньги и боятся рисковать. Потому что они вкладывают в спектакль, например, миллион или два. Спектакль должен окупиться. В минус нельзя ложиться, потому что это содержание театра. Поэтому ставятся спектакли проверенные, например, комедии положений. Часто приходится ужимать сроки, штамповать. Приходится заменять тонкие верные актерские инструменты, например, шутками. И из-за этого зритель становится менее культурным. Но театр вынужден это делать.
Мы, как частная инициатива, понимаем, что нужен риск, что-то актуальное. Мы не завязаны на вложенных в постановку больших деньгах. Мы нацелены на современную драматургию или современное прочтение классики.
Складывается впечатление, что в Нижнем все инициативы развиваются своими частными руками. Почему так получается и как к этому относиться?
Я слышу очень много разговоров. Все говорят, говорят, говорят, говорят. Надо просто делать. Все чувствуют, что зажаты в тиски, и это утомляет. Поэтому приходится делать самим. Но нужна репертуарная политика. Театры должны объединиться и идти к чему-то. В Москве уровень высочайший, на некоторые спектакли за четыре месяца невозможно купить билет. У нас ничего не происходит, нет фестивалей, мы ничего сюда не везем.
Конечно, если все объединятся: министерство культуры, театры, частные инициативы, меценаты, то город оживет. Потому что театр необходим. Театр – это большое оружие.