Перейти к основному контенту
Н.Новгород⁠,
0

Валерий Зусман: "Экономист и менеджер не могут не знать языка искусства"

Директор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде рассказал Георгию Молокину о мультипредметном образовании, гибких навыках, свободе и коммуникации в учебном процессе будущего
Валерий Зусман
Валерий Зусман (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Мы живем в век четвертой технологической революции, цифровизации и лавинообразного роста объема информации. Все эти темы неразрывно связаны с изменениями в структуре высшего образования. Как оно отвечает на эти вызовы?

Это очень серьезные вызовы, и они подразумевают подготовленность тех, кто должен что-то делать в экономической сфере. Если говорить максимально обобщенно, то от человека сегодня требуются творческие способности, глубоко усвоенное чувство свободы поведения и включенность в связи с другими людьми, но принципиально важными при этом являются горизонтальные, а не вертикальные связи.

Звучит понятие "академические свободы". Студент, преподаватель, специалист, ученый – все они в поисках истины должны и имеют право свободно высказываться на темы, которые кому-то могут быть неудобными. Это касается, в том числе, отношений преподавателя и студента. Как эта тема сейчас развивается?

Это представляет собой вопрос о власти. Преподаватели – это субъекты, имеющие власть над своими учениками. Если эта власть монологическая, авторитарная, то это один тип взаимоотношений, если диалогическая, когда мы говорим не столько о власти, сколько о дискуссии, собеседовании, коллоквиуме, – все это указывает на совместность.

Вам и вашим преподавателям удается войти в режим диалога, если вы не согласны с мнением молодых людей? Вы ставите такие задачи?

Конечно. Преподавательская и студенческая среда Высшей школы экономики подразумевает только такой тип поведения. В кибернетике есть понятие фидбэка или обратной связи. Когда мы что-то делаем и не интересуемся резонансом, откликом, это и есть монолог. В идеале в высшей школе монолога быть не должно, и все должно находиться в диалогическом режиме. Задания в НИУ ВШЭ разрабатываются не так, что сразу видно заимствование в устаревших учебных пособиях, которым уже лет 50. Нет. В "Вышке" царит дух проектной работы. Ты решаешь задачу, и она твоя, не навязана сверху.

Проектная деятельность – важнейшая составляющая в мировой высшей школе.

Безусловно. Не так давно я был в Южной Корее. У них сращивание университетов и компаний, образования и бизнеса давно уже стало реальной повседневностью. Это и вектор развития Высшей школы экономики. Например, наши студенты-маркетологи решают не абстрактные задачи, а конкретные – поставленные IKEA и другими партнерами. И тут важно, в каком пространстве они их решают. К примеру, та же IKEA и ВШЭ создают свободное творческое пространство, где даже мебель в аудитории не стоит рядами – она легко трансформируется, и дизайн нетривиальный.

Речь идет о понятиях корпоративной среды? Свои табу, свои свободы и принципы…

Конечно. Мы говорим о корпоративной культуре: в ней безусловный интерес к мнению собеседника, в данном случае – у преподавателя к студенту и наоборот, что вполне естественно.

Знакомые мне молодые люди учатся в разных вузах, в том числе заканчивали и ваш. Вижу, как диплом ВШЭ способствует стремительному развитию карьеры. Но я вижу и очень сильный консерватизм в близкой мне гуманитарной сфере. Нужно выучивать даты, имена, события. Это кажется безумным архаизмом, потому что в лавине знаний нужно научиться ими пользоваться, а не заучивать.

Совершенно справедливо. У нас есть установка на самостоятельную работу студентов, чтобы большую часть времени они проводили в поиске и осмыслении информации. Это вещь настолько стара, что выглядит новой. Выдающийся историк и теоретик литературы Борис Викторович Томашевский ещё в незапамятные времена на лекциях филфака Ленинградского университета говорил: "Я не дам вам никаких знаний в законченной форме. Я научу вас искать". Вот эта мысль абсолютно актуальна. Искать надо. Искать свободно и осознанно.

Я буквально недавно перечитывал статьи Томашевского. Написанные несколько десятилетий назад, они совершенно не утратили свежести. Что значит – человек мыслит не сиюминутными, но вечными представлениями. Сейчас в ходу термин "гибкие навыки". Что это?

Это очень сложное понятие, к которому можно подходить с разных позиций, отталкиваться от психологии, социологии, лингвистики и так далее. Я не берусь дать исчерпывающее, обобщающее определение. Не будучи математиком совсем, я бы отталкивался от того, как математики описывают сложные вещи. Понимая, что нельзя дать дефиницию – в ней обязательно будет что-нибудь, что потребует своей дефиниции – они начинают описывать случаи, когда встречаются некие вещи. Описывая случаи, они раскрывают существенные признаки. Если описывать случаи, связанные с soft skills, я бы сказал так: принципиально чувство свободы, умение общаться с другим, когда ты не только говоришь, но и слушаешь, реагируешь на услышанное и способен донести до собеседника то, что хочешь сказать сам. Это можно назвать навыками презентации, но не так, что пытаешься свое "Я" представить, а заявляешь о проблеме, которую необходимо обсудить.

Наше революционное в плане технологического развития время существенно отличается от того, что было сто или даже 30-40 лет назад. Настолько стремительно меняются объемы информации, технологии ее донесения, что и человек обязан учиться изменяться, научиться учиться новому. Это особенность сегодняшнего дня?

Очень интересная тема, и говорить о ней нужно предельно конкретно. Даром импровизации, способностью к спонтанным решениям, когда логически эти решения не вытекают из существующего расклада, мы отличаемся от роботов, от искусственного интеллекта, который нужно знать и любить как эффективный инструмент. Человека отличает интуиция и способность реагировать неожиданно.

У нас есть образовательная программа "Фундаментальная прикладная лингвистика". Там нужны люди с право- и левополушарными способностями, люди с языковыми способностями, не чуждые ещё и математике. Не так часто встречается именно такое сочетание. В обучении есть программирование, но молодые преподаватели учат этому не так, как в направлении "Программная инженерия", а так, как учат языку. С одной стороны, это понятно ребятам, но, вместе с тем, это другой язык – не английский или немецкий, но язык программирования. Это творческий подход к непростым задачам, и он дает прекрасные результаты.

Кстати говоря, меня очень занимает языковая тема. Часто приходится слышать, что интернет исказил, извратил русский язык. Но может, просто родился новый? Может, не надо снобистски к этому подходить, а анализировать и осваивать?

Думаю, вы совершенно правы. Любой язык стремится к экономии в определенных ситуациях и к нарушению экономии в других ситуациях. Экономные действия современного интернет-языка просто нужно принимать как следствие новой коммуникативной ситуации. В нынешних условиях нельзя говорить на языке Гете и Шекспира – он чужд нынешней ситуации.

Но это ведь не значит, что мы не должны знать язык Гете, Шекспира, Толстого и Чехова. Это два разных языка.

Владение одним вовсе не отрицает владения другим, и это абсолютно принципиальный момент. Мы должны владеть разными языками, не бояться языковой культуры интернета, но при этом знать и язык классиков.

На примере вашего вуза очень интересно поговорить о многопрофильном, мультикультурном образовании. Сегодня взаимное проникновение одного знания в другое и одной науки в другую уже неоспоримо. ВШЭ считает эту задачу одной из приоритетных?

Наш университет можно назвать многопрофильным, и ректор Ярослав Кузьминов как раз и говорит о мультипредметных смысловых кластерах. Они созданы в Высшей школе экономики. Есть интерес к предпринимательству, как одной из основ университета, но он не сводится к бизнес-представлениям. Кто такой импресарио? Кто такой литературный агент? Безусловно, это тоже предприниматели в совершенно определенных сферах. А в журналистике предпринимательская жилка вообще необходима. Дизайн и маркетинг, менеджмент и культурология могут встречаться в нашем университете. Я убежден: тот, кто занимается экономикой и менеджментом, не может не знать математики и языка искусства. Это разные языки, но их грамматика и синтаксис чрезвычайно важны.

Как бы вы описали студента или преподавателя высшей школы сегодня и завтра? Это кто?

Будь мы в начале прошлого века – нам понадобились бы Герберт Уэлс или Жюль Верн. Я бы не рискнул давать исчерпывающую характеристику, а вот открытую – попытаюсь. Мне кажется, этот человек будет "возиться" со своим собеседником. Стоит задача персонального отношения к другому.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 10:24
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 10:24
Все новости Н.Новгород
The Telegraph назвала Каллас подарком России из-за ее позиции по Украине Политика, 10:33
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
В Гонконге в отеле нашли тело 35-летней россиянки Общество, 10:23
Синоптик рассказал, что на следующей неделе снег покроет 92% России Общество, 10:17
Вратарь сборной России в первом матче за ПСЖ за полгода отстоял «на ноль» Спорт, 10:11
«Интер Майами» Лионеля Месси впервые в истории стал чемпионом MLS Спорт, 10:08
Порноактрису Бонни Блю задержали на Бали Общество, 10:06
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Под конец года нагрузка на работе кратно растет. Как с ней справитьсяПодписка на РБК, 10:02
В ЦБ сообщили о снижении «градуса проблемы» с дропами Финансы, 10:00
Во что инвестировать в 2026 году: идеи аналитиков брокера ВТБ Инвестиции, 10:00
Петр Ян рассказал об изменившей его жизнь UFC Спорт, 09:59
Минздрав поддержал идею указывать на бутылках алкоголя данные о смертях Общество, 09:54
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33