Владимир Герасичкин: "В Нижнем не могут содержать муниципальный зоопарк"
С 2003 года вы занимаетесь "Лимпопо": это не просто зоопарк, а целая зона рекреации. Бизнес многим покажется весьма странным. Мы привыкли, что деловые люди занимаются нефтью, газом или мусором, где сегодня вложил рубль, завтра получил пять и сбежал. Скажите, где вы берете специалистов, и где вы сами этому учились?
В тот период я жил недалеко от парка "Швейцария", видел, как строился, открывался и приходил в упадок муниципальный зоопарк. Наверное, многие нижегородцы видели и знают, как животные по весне и осени плавали в грязи. Я пытался до директора достучаться, но он только отмахивался: трудности, нет денег. Когда я начинал работать в Сормовском парке и открыл кафе, как-то отбил у ворон совенка и сделал ему клетку. Пришла мысль, а не построить ли мне свой зоопарк?
То есть, это не детская мечта?
Нет. Я прочитал статью про ялтинский зоопарк "Сказка". Его Олег Зубков в 1997 году создал. Понятно, там много туристов и постоянный поток желающих посмотреть. Составляя бизнес-план, задался вопросом: "Как же будет у меня?". Съездил в московский зоопарк, пообщался с директором. Кто, говорит, будет финансировать. Отвечаю, что сам: власть-то ничего не даст. Он спросил, есть ли у меня деньги. На тот момент у меня было два кафе. Ну, говорит, у тебя зоопарк съест это за два-три месяца, и ничего у тебя не будет. Я все равно не отступился и решил разработать такую бизнес-модель, в которой можно зарабатывать, строиться и развиваться.
Что в этой модели главное, если не секрет?
Не уводить финансы из бизнеса – они должны работать. Позднее появляется доля, которую можно тратить на себя, но основные средства надо вкладывать в развитие. Этим ты привлекаешь посетителей, создаешь комфортные условия для них и для животных.
Прошло 14 лет со старта. Когда же настал тот момент, в котором вы впервые смогли потратить деньги на себя?
Примерно через 4-5 лет.
TripAdvisor ставит "Лимпопо" на второе место в России. Прекрасный результат. Но почему не первое? Почему проигрываем Новосибирску?
В Новосибирске зоопарк более старый – ему 70 лет. Территория очень большая – примерно с Сормовский парк. Взрослые деревья, большие сосны, а когда деревьев много, уже другая структура парка. Это подкупает людей. И потом, там другие деньги. Зоопарк содержит Новосибирская область. Это не Нижний Новгород, который ни копейки не дает, даже на муниципальный зоопарк.
В вашем случае речь идет о личных инвестициях, или есть партнеры и попечители? Приобретение и содержание питомцев – недешевое дело.
Основную долю средств зарабатываем сами. Доля опекунов, а сегодня порядка 20 предприятий опекают наших животных, незначительна – где-то 2-3%.
Какие питомцы пользуются сегодня самым большим интересом публики?
Экзотические, конечно – те, кого люди раньше могли видеть в каких-нибудь научных передачах: обезьяны, райские птицы. Мы открыли павильоны, где представлены даже деревья и цветы. Создана такая инфраструктура, что и крокодилы живут, и искусственная река есть. Свободно бегают и летают птицы. У людей это вызывает большие положительные эмоции. Они уходят от нас и потом еще несколько дней живут этим. Даже директора других зоопарков через неделю после отъезда признаются, что не могут отойти.
Многие проекты не окупаются никогда, но ваш бизнес-кейс успешен. Есть ли в вашей голове понимание того дня, когда вы скажете себе, что вложенные деньги окупились и можно жить иначе. Есть вообще срок окупаемости?
Наверное, это не произойдет никогда. Дойдя до какой-то точки, ты начинаешь снова и снова затевать реконструкцию. Иначе мир бежит вперед, а ты отстаешь от времени. Остановишься – тебя обгонят. Нужно снова и снова возвращаться на исходную точку и делать реконструкцию всех вольеров. Это большие затраты. Животные могут быть те же, но условия их жизни и инфраструктура должны постоянно меняться.
У вас есть свои любимчики среди обитателей "Лимпопо"?
Для меня все любимые, но есть те, с которыми есть контакт, которые узнают меня и отзываются.
Кстати, о контакте. В торговых центрах Нижнего Новгорода хватает контактных зоопарков. Отношение к ним в обществе спорное или негативное, если посмотреть на несчастных, замученных детьми животных. У вас тоже есть контактный сегмент. Как вы относитесь к таким зоопаркам, и есть ли у вас конкуренция с ними?
К зоопаркам в торговых центрах отношусь очень отрицательно. Если мы любим животных, то так и должны к ним относиться. Когда мы видим, что в течение дня дети таскают одного и того же кролика, видим козочку на двух квадратных метрах, видим альпаку, которая должна бегать и развиваться, но сидит в ящике, не видя солнца, где же она – наша любовь? Это зарабатывание денег. Мы раньше ругали людей, которые на море фотографировались с животными. Ругались, что их эксплуатируют. Но вы посмотрите: целая волна в торговых центрах. Платишь 250-300 руб., и не стесняйся: таскай, корми. Даже когда сотрудники вынуждены делать замечание, люди ведут себя некорректно: "мы заплатили – делаем, что хотим". Если говорить о конкуренции, то да. Посещаемость у нас с сентября снизилась на 48%. Это очень много. Но с весенним солнцем люди снова пошли.
Когда в зоопарке "Лимпопо" ожидаются очередные перемены? Когда нижегородцам стоит освежить впечатления и снова приехать к вам?
Я советую не ждать таких моментов, а посещать зоопарк хотя бы 2-3 раза в год. В каждый сезон животные разные, и порой зимой они даже более интересны. Зимой они более подвижны, а летом страдают от жары и прячутся. К 1 июня мы должны открыть вторую часть Африки – есть такой континент на территории зоопарка. Планируем увеличить детскую площадку. Должны привезти человекообразных обезьян. Московский зоопарк передает нам двух шимпанзе, которые ушли на пенсию. У нас к пенсионерам особое отношение.
Вы – гражданин Нижнего Новгорода, сознательный человек, предприниматель. Как вам наш город, как вам то, что происходит на улицах и дорогах?
Я – глубоко патриотичный гражданин и люблю свой город. Меня очень возмущает сложившаяся здесь обстановка: грязь, горы мусора, несанкционированные свалки, неухоженные деревья, заброшенный лес, очень много нареканий по паркам. Думаю, власть только по касательной занимается этими вещами, хотя должна заниматься вплотную. Часто активы, приносящие прибыль, обходятся стороной. Небольшой клан, захвативший мусорный бизнес, со всех сторон зацелован. В то же время, мы видим нищие муниципальные предприятия, которые не могут справиться с мусором и просят помощи.
Социологи утверждают, что руководители города неизвестны жителям. Удивительная история, но это так. Это что, такая позиция власти – уйти в тину, спрятать голову в песок. С кем ни говори, никто даже не понимает, с кого спросить. Люди считают, что городом руководит губернатор, а во всем виноваты депутаты. Вообще, вы находитесь в несчастной компании, вас ведь не сильно любят. Почему городская власть так себя ведет. Вы, как депутат гордумы, пытаетесь общаться с Беловым? У вас есть с ним контакт?
Есть, но если говорить о том, кто управляет городом, у местной власти очень мало полномочий. За последние годы их настолько размыли, что непонятно, кто управляет и чем. У кого ни спроси, все задумываются и уходят от прямого ответа. Если мы наняли сити-менеджера, у него должно быть больше прав, должны быть более жесткие правила игры, и он все-таки должен быть хозяйственным человеком, отвечающим за порядок.
Попадая в город, ты должен чувствовать, что въехал в Нижний Новгород, а не какие-то трущобы с островками цивилизации. Особенно попадаем в неловкое положение, когда приезжают гости: это сразу целая проблема, куда их повести. Люди едут по городу и спрашивают, где он. Как нижегородец, ты вроде бы все знаешь, но таких мест, чтобы почувствовать себя в миллионнике, не находишь. Да, есть очень красивые дома, но все перемешалось с трущобами. И вроде бы хотят что-то строить, но создаются какие-то структуры, которые охраняют эти покосившиеся дома. Может, они и не представляют никакой ценности.
Представляется, что Нижний заслуживает более сильных руководителей. Строго говоря, у нас в последнее время есть сложности с менеджментом. Я вас вот о чем хочу спросить. Вас в думе 47 человек. Кого ни возьми, все успешные бизнесмены, все выбрались и добились. Когда вы вместе, видится абсолютная беспомощность. Вы собираетесь, голосуете, поддерживаете Карнилина. Все хорошо. Выходишь на улицу – дорог нет, грязь, серость и сиротский стиль жизни. Приезжих некуда повести, и все говорят, что немножечко стыдно. В чем проблема? Почему вы, депутаты, ни на что не влияете? Есть ведь версия, что именно депутаты управляют городом.
Это у народа сложилось такое мнение, что депутат – это власть. Но если реально смотреть на вещи, депутат – это все-таки просто представитель от народа во власти. Но рычагов воздействия у нас очень и очень мало, потому что, как правило, вся власть, будем говорить напрямую, все равно принадлежит губернатору. У него все рычаги воздействия на любой механизм, и многие функции городской власти давно уже перекочевали в область.
Сейчас же другая история началась – движение в обратном направлении…
Хорошо бы. Но пока все развернется и наберет обороты, которые были лет 10 назад, пройдет время. И потом, существуют федеральные законы, которые тормозят, и невозможно их обойти или сломать. Обошел, что-то сделал для города – ты нарушитель. Ты не можешь это делать, иначе превышаешь свои полномочия.
Власть постоянно твердит, что денег ни на что не хватает и нужны миллиарды. А может, идей и людей не хватает?
В этом вопросе вас поддержу. Не хватает тех, кто может организовать, довести до конца и с минимальными затратами. Если ты считаешь себя патриотом города, будь добр потрать денег как можно меньше. Не нужно завышать цены. Все должно быть в рамках. Если, например, посмотреть на благоустройство города, городская исполнительная власть требует только деньги. Но из года в год мусор остается на тех же местах. Получается круговорот, в котором власти не создают условия для ликвидации свалок. Возьмем один из последних скандалов, когда на берегу Оки обнаружили большую свалку строительного мусора. Я спросил начальника департамента благоустройства, ликвидировали ли ее? Он не знает.