Александр Иванов: "Транспортные проблемы в Нижнем вызывают опасение"
Транспорт – главная тема, которую я хочу сегодня с вами обсудить, поскольку транспортный коллапс – уже достаточно обыденная проблема для Нижнего Новгорода. Снегопад или вечер пятницы – и вот мы наблюдаем десятибалльные пробки. Так только в нашем городе или это общероссийская, общемировая проблема?
В этом вопросе наш город занимает далеко не лучшие позиции. Острота транспортных проблем у нас серьезнее, чем в большинстве городов-миллионниках.
С чем это связано?
Причин несколько. Одна из них связана с тем, что наш город имеет такую пространственную структуру, которая порождает транспортные проблемы. И Верхняя, и Заречная части города вытянуты вдоль Оки, поэтому так трудно создавать дороги-дублёры. В результате и транзитный, и внутригородской транспорт движется по одним и тем же магистралям, и уже это создает серьезные проблемы.
Кроме того, центр города расположен на северной окраине. Это означает, что по сравнению с радиально-концентрическими городами, среднее время движения от спальных районов до центра города в Нижнем Новгороде в полтора раза больше. Получается, что в один и тот же момент на дорогах находится в полтора раза больше автомобилей.
Что же делать? Город перестраивать? Какие есть выходы из ситуации?
Выходов много. Безусловно, со временем надо переносить центр города ближе к географическому центру. Кстати, эта политика началась ещё в 60-70-х годах, когда, например, проспект Ленина стал самой широкой и оживленной магистралью. По сути, начало проспекта – это и есть географический центр Нижнего Новгорода.
Представьте большое количество людей, которые приобрели жильё в центре города, у которых здесь офисы находятся. С переносом окажется, что самое дорогое жильё – на проспекте Ленина, а нынешний центр станет захолустьем.Это кажется мне маловероятным.
Вы не правы. Перенос части функций в географический центр не сделает исторический центр менее привлекательным. Здесь останутся те, кто ценит комфортные условия жизни, ведь тут станет меньше транспорта, но сохранятся все значимые культурные объекты: музеи, зоны отдыха. Поэтому перенос части деловых и управленческих функций в географический центр будет тем решением, которое в перспективе ослабит транспортную проблему, связанную со структурой города.
Что нужно сделать? Кремль перенести? Губернатора? Администрацию?
Конечно, Кремль останется на месте. Нужно перенести туда те центральные функции, которые связаны с деловой жизнью. Я бы предложил перенести городскую администрацию на проспект Ленина. Причем, сделать современное здание, отвечающее требованиям безбарьерной среды. А Кремль – это символ в какой-то степени. Ни его, ни Чкаловскую лестницу ни в коем случае не надо трогать.
А есть какие-то более простые и понятные решения для того, чтобы люди в пробках проводили меньше времени?
Есть совершенно радикальное решение, которое быстро и недорого изменит жизнь города. Например, в исторической части города запретить движение индивидуального транспорта в принципе. При этом чтобы заменить его, на помощь могут прийти арендуемые автомобили и такси. Если предположить, что такси подъезжает через минуту после вызова и находится в использовании круглые сутки, то стоимость проезда в нем оказывается заведомо ниже, чем эксплуатационные расходы вашего собственного автомобиля. Причем, это могут быть такси как премиум-сегмента, так и недорогие и демократичные. И примеры такого уже есть – в Барселоне 40 тыс. таксомоторов и 20 тыс. арендуемых автомобилей решают проблему.
Но в Барселоне всё же можно въехать в центр города. Но другое дело – города, которые вводят плату за въезд. Это тоже ограничительная мера. Интересно, как к такому отнесутся автомобилисты. Ну а пока они терпят, проводя по несколько часов в пробках на проспектах Гагарина и Ленина, на ул. Родионова. А есть какие-то средние данные о том, сколько средний нижегородский автомобилист проводит времени в пробках?
Я встречал данные, что до полутора часов в день. Это очень много. Если мы пересчитаем, сколько это в год, окажется порядка месяца. То есть фактически вместо отпуска или созидания. С этой точки зрения ущерб для общества огромный. Именно потеря времени – большая беда.
В том числе и для экологии.
Конечно, это огромные выбросы токсичных веществ, часть которых является канцерогенами. Это ведет к парниковому эффекту, и у России серьёзные обязательства по этому вопросу, поэтому хотим мы того или нет, нам придется реагировать.
Я знаю, что вы с коллегами создали интернет-сервис, который позволяет оценить ущерб экологии от движения из точки А в точку Б. Расскажите о нём, как он работает?
"Экология дорог" – сервис, который предназначен в первую очередь для участников движения. На карте Нижнего Новгорода вы выбираете точку, откуда вы выезжаете, и пункт назначения. Практически за несколько секунд проводится расчёт рассеивания загрязняющих веществ. При этом используется информация "Яндекс.Пробок" о движении транспорта и метеорологические данные о скорости и направлении ветра.
Сейчас мы создаём расширенную версию продукта, которая будет разъяснять, какие именно проблемы со здоровьем могут проявить себя. Будет предложен и путь решения: выбор другого времени или другого маршрута.
Очень интересный проект. Вы только для Нижнего Новгорода его разработали?
Пока готов тестовый вариант для Нижнего Новгорода, Москвы и Екатеринбурга. Также сейчас я веду переговоры с Таллином, после чего мы присоединим его и Ригу. Думаю, нет серьёзной проблемы, подключить к этому всю Европу.
Ещё одна ключевая проблема Нижнего Новгорода – отсутствие парковок. Все в один голос говорят об этом. Вот на ул. Рождественской сделали парковочные места. Я сейчас не говорю, как это организовано, и что паркоматы не совсем корректно работают, но тем не менее. Так вот там всегда пусто и свободно. Почему? Потому что 20 руб. в час для нижегородских автомобилистов оказалось дорого, и они продолжают парковаться на трамвайных рельсах, во дворах. И с этой страстью к тому, чтобы на халяву что-то сделать, нужно что-то делать, воспитывать как-то.
Бороться с этим нужно, создавая парковочные места. Как это делается? У Нижнего Новгорода есть город-побратим Тампере (Финляндия). Он, конечно, гораздо меньше нашего города, но там тоже есть историческая часть, куда на индивидуальном транспорте въезжать нельзя. Они освободили от земельного налога тех, кто живёт рядом с ней и готов строить подземные парковки. Поэтому нужно искать какие-то экономические варианты.
Но у нас трудность в том, что вариант с парковками нашли, но люди не хотят за них платить. Не является ли это проблемой культуры самих нижегородцев?
Понимаете, культура – это слишком высокое и сложное слово, которое в этом случае употреблять не нужно. Здесь речь идёт о правовой культуре. Она, безусловно, воспитывается наказаниями, штрафами, причем, это должна быть устойчивая, применяемая 24 часа в сутки 365 дней в году политика. Если это будет, то и деваться будет некуда.
Получается, мы снова возвращаемся к эвакуаторам, парконам? К репрессивной системе?
Это справедливо. И знаете, почему? Автомобилизация в городах – это тупиковая ветвь развития человечества. Все другие разработанные сейчас решения позволяют человеку быть более успешным. Это означает, что те, кто тормозит общество в его движении к светлому будущему, должны за это платить и понимать свою моральную и финансовую ответственность.
Это как с системой "Безопасный город". По свежим данным, более 1,7 млрд руб. было собрано с нарушителей ПДД за 2016 год. Камеры видеокамеры, фотофиксация – и люди стали платить деньги. Опять же скорости снизились, в регионе произошло значительное снижение количества аварий, и, соответственно, жертв.
Давайте ещё поговорим о велосипедистах на дорогах. Вы, насколько я знаю, сторонник развития велосипедного движения и сами велосипедист. Мне кажется, что к велосипедистам в России в целом, да и в Нижнем Новгороде в частности отношение, будто их просто не существует, нет такой культуры.
Я тоже думал, что их не замечают, но когда соприкоснулся с обществом этих людей, понял, что нужно сделать всего несколько шагов, чтобы это превратилось в массовую страсть, хобби в нашем городе. Нижний Новгород, в принципе, молодой город, молодежь здесь задаёт тон. То, что Заречная часть города по своему ландшафту плоская, создаёт отличные условия для того, чтобы передвигаться на велосипеде, а Нагорная часть, напротив, вызывает страсть у любителей сложного рельефа – это развивает и ум, и физическую силу. Я думаю, что это только кажется, что наш город не имеет перспектив развития в этом направлении.
Конечно, велосипед не решает городских транспортных проблем, потому что все не могут на него пересесть. Наоборот, это, скорее, усложнение транспортной системы, и в условиях, когда наши бюджеты серьёзно ограничены из-за кризисных явлений, это серьёзный тормоз. Но рано или поздно этот тормоз перестанет действовать, и здоровый образ жизни, быстрота передвижения и хорошая окружающая среда будут иметь всё большее значение.