Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Н.Новгород ,  
0 

Александр Иванов: "Транспортные проблемы в Нижнем вызывают опасение"

Доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ рассказал РБК ТВ Нижний Новгород о своем видении решения транспортных проблем города, проекте "Экология дорог" и развитии велосипедного движения
Александр Иванов
Александр Иванов (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Транспорт – главная тема, которую я хочу сегодня с вами обсудить, поскольку транспортный коллапс – уже достаточно обыденная проблема для Нижнего Новгорода. Снегопад или вечер пятницы – и вот мы наблюдаем десятибалльные пробки. Так только в нашем городе или это общероссийская, общемировая проблема?

В этом вопросе наш город занимает далеко не лучшие позиции. Острота транспортных проблем у нас серьезнее, чем в большинстве городов-миллионниках.

С чем это связано?

Причин несколько. Одна из них связана с тем, что наш город имеет такую пространственную структуру, которая порождает транспортные проблемы. И Верхняя, и Заречная части города вытянуты вдоль Оки, поэтому так трудно создавать дороги-дублёры. В результате и транзитный, и внутригородской транспорт движется по одним и тем же магистралям, и уже это создает серьезные проблемы.

Кроме того, центр города расположен на северной окраине. Это означает, что по сравнению с радиально-концентрическими городами, среднее время движения от спальных районов до центра города в Нижнем Новгороде в полтора раза больше. Получается, что в один и тот же момент на дорогах находится в полтора раза больше автомобилей.

Что же делать? Город перестраивать? Какие есть выходы из ситуации?

Выходов много. Безусловно, со временем надо переносить центр города ближе к географическому центру. Кстати, эта политика началась ещё в 60-70-х годах, когда, например, проспект Ленина стал самой широкой и оживленной магистралью. По сути, начало проспекта – это и есть географический центр Нижнего Новгорода.

Представьте большое количество людей, которые приобрели жильё в центре города, у которых здесь офисы находятся. С переносом окажется, что самое дорогое жильё – на проспекте Ленина, а нынешний центр станет захолустьем.Это кажется мне маловероятным.

Вы не правы. Перенос части функций в географический центр не сделает исторический центр менее привлекательным. Здесь останутся те, кто ценит комфортные условия жизни, ведь тут станет меньше транспорта, но сохранятся все значимые культурные объекты: музеи, зоны отдыха. Поэтому перенос части деловых и управленческих функций в географический центр будет тем решением, которое в перспективе ослабит транспортную проблему, связанную со структурой города.

Что нужно сделать? Кремль перенести? Губернатора? Администрацию?

Конечно, Кремль останется на месте. Нужно перенести туда те центральные функции, которые связаны с деловой жизнью. Я бы предложил перенести городскую администрацию на проспект Ленина. Причем, сделать современное здание, отвечающее требованиям безбарьерной среды. А Кремль – это символ в какой-то степени. Ни его, ни Чкаловскую лестницу ни в коем случае не надо трогать.

А есть какие-то более простые и понятные решения для того, чтобы люди в пробках проводили меньше времени?

Есть совершенно радикальное решение, которое быстро и недорого изменит жизнь города. Например, в исторической части города запретить движение индивидуального транспорта в принципе. При этом чтобы заменить его, на помощь могут прийти арендуемые автомобили и такси. Если предположить, что такси подъезжает через минуту после вызова и находится в использовании круглые сутки, то стоимость проезда в нем оказывается заведомо ниже, чем эксплуатационные расходы вашего собственного автомобиля. Причем, это могут быть такси как премиум-сегмента, так и недорогие и демократичные. И примеры такого уже есть – в Барселоне 40 тыс. таксомоторов и 20 тыс. арендуемых автомобилей решают проблему.

Но в Барселоне всё же можно въехать в центр города. Но другое дело – города, которые вводят плату за въезд. Это тоже ограничительная мера. Интересно, как к такому отнесутся автомобилисты. Ну а пока они терпят, проводя по несколько часов в пробках на проспектах Гагарина и Ленина, на ул. Родионова. А есть какие-то средние данные о том, сколько средний нижегородский автомобилист проводит времени в пробках?

Я встречал данные, что до полутора часов в день. Это очень много. Если мы пересчитаем, сколько это в год, окажется порядка месяца. То есть фактически вместо отпуска или созидания. С этой точки зрения ущерб для общества огромный. Именно потеря времени – большая беда.

В том числе и для экологии.

Конечно, это огромные выбросы токсичных веществ, часть которых является канцерогенами. Это ведет к парниковому эффекту, и у России серьёзные обязательства по этому вопросу, поэтому хотим мы того или нет, нам придется реагировать.

Я знаю, что вы с коллегами создали интернет-сервис, который позволяет оценить ущерб экологии от движения из точки А в точку Б. Расскажите о нём, как он работает?

"Экология дорог" – сервис, который предназначен в первую очередь для участников движения. На карте Нижнего Новгорода вы выбираете точку, откуда вы выезжаете, и пункт назначения. Практически за несколько секунд проводится расчёт рассеивания загрязняющих веществ. При этом используется информация "Яндекс.Пробок" о движении транспорта и метеорологические данные о скорости и направлении ветра.

Сейчас мы создаём расширенную версию продукта, которая будет разъяснять, какие именно проблемы со здоровьем могут проявить себя. Будет предложен и путь решения: выбор другого времени или другого маршрута.

Очень интересный проект. Вы только для Нижнего Новгорода его разработали?

Пока готов тестовый вариант для Нижнего Новгорода, Москвы и Екатеринбурга. Также сейчас я веду переговоры с Таллином, после чего мы присоединим его и Ригу. Думаю, нет серьёзной проблемы, подключить к этому всю Европу.

Ещё одна ключевая проблема Нижнего Новгорода – отсутствие парковок. Все в один голос говорят об этом. Вот на ул. Рождественской сделали парковочные места. Я сейчас не говорю, как это организовано, и что паркоматы не совсем корректно работают, но тем не менее. Так вот там всегда пусто и свободно. Почему? Потому что 20 руб. в час для нижегородских автомобилистов оказалось дорого, и они продолжают парковаться на трамвайных рельсах, во дворах. И с этой страстью к тому, чтобы на халяву что-то сделать, нужно что-то делать, воспитывать как-то.

Бороться с этим нужно, создавая парковочные места. Как это делается? У Нижнего Новгорода есть город-побратим Тампере (Финляндия). Он, конечно, гораздо меньше нашего города, но там тоже есть историческая часть, куда на индивидуальном транспорте въезжать нельзя. Они освободили от земельного налога тех, кто живёт рядом с ней и готов строить подземные парковки. Поэтому нужно искать какие-то экономические варианты.

Но у нас трудность в том, что вариант с парковками нашли, но люди не хотят за них платить. Не является ли это проблемой культуры самих нижегородцев?

Понимаете, культура – это слишком высокое и сложное слово, которое в этом случае употреблять не нужно. Здесь речь идёт о правовой культуре. Она, безусловно, воспитывается наказаниями, штрафами, причем, это должна быть устойчивая, применяемая 24 часа в сутки 365 дней в году политика. Если это будет, то и деваться будет некуда.

Получается, мы снова возвращаемся к эвакуаторам, парконам? К репрессивной системе?

Это справедливо. И знаете, почему? Автомобилизация в городах – это тупиковая ветвь развития человечества. Все другие разработанные сейчас решения позволяют человеку быть более успешным. Это означает, что те, кто тормозит общество в его движении к светлому будущему, должны за это платить и понимать свою моральную и финансовую ответственность.

Это как с системой "Безопасный город". По свежим данным, более 1,7 млрд руб. было собрано с нарушителей ПДД за 2016 год. Камеры видеокамеры, фотофиксация – и люди стали платить деньги. Опять же скорости снизились, в регионе произошло значительное снижение количества аварий, и, соответственно, жертв.

Давайте ещё поговорим о велосипедистах на дорогах. Вы, насколько я знаю, сторонник развития велосипедного движения и сами велосипедист. Мне кажется, что к велосипедистам в России в целом, да и в Нижнем Новгороде в частности отношение, будто их просто не существует, нет такой культуры.

Я тоже думал, что их не замечают, но когда соприкоснулся с обществом этих людей, понял, что нужно сделать всего несколько шагов, чтобы это превратилось в массовую страсть, хобби в нашем городе. Нижний Новгород, в принципе, молодой город, молодежь здесь задаёт тон. То, что Заречная часть города по своему ландшафту плоская, создаёт отличные условия для того, чтобы передвигаться на велосипеде, а Нагорная часть, напротив, вызывает страсть у любителей сложного рельефа – это развивает и ум, и физическую силу. Я думаю, что это только кажется, что наш город не имеет перспектив развития в этом направлении.

Конечно, велосипед не решает городских транспортных проблем, потому что все не могут на него пересесть. Наоборот, это, скорее, усложнение транспортной системы, и в условиях, когда наши бюджеты серьёзно ограничены из-за кризисных явлений, это серьёзный тормоз. Но рано или поздно этот тормоз перестанет действовать, и здоровый образ жизни, быстрота передвижения и хорошая окружающая среда будут иметь всё большее значение.

Медведев раскритиковал нейросеть «Яндекса» за уход от ответов про Бандеру

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Гоночный автомобиль на скорости влетел в зрителей в Ленинградской области. Видео

Славянский НПЗ приостановил работу после атаки беспилотников

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Польша потратит $2,6 млрд на усиление границы с Россией и Белоруссией

Место, где совершил жесткую посадку вертолет президента Ирана

Кадры поисковой операции после жесткой посадки вертолета с президентом Ирана

Джим Роджерс раскрыл новую сделку. Что в ней необычного?

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Как подать отчет об операциях по зарубежному счету? Инструкция

Россиянин обратился в OFAC для разморозки активов. Это первый подобный случай

Дивидендный сезон близок к кульминации: кто сколько заплатит инвесторам?

Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Н.Новгород
В КНДР повысили готовность к ядерному сдерживанию из-за испытаний США Политика, 01:47
В ДР Конго заявили об участии американцев и британца в попытке переворота Политика, 01:22
Испания отозвала посла в Аргентине после слов Милея о жене Санчеса Политика, 01:08
Консервы или пресервы: что стали предпочитать россияне. Инфографика Бизнес, 01:00
Актрису Светлану Немоляеву госпитализировали с подозрением на COVID-19 Общество, 00:55
Два человека пострадали в результате стрельбы на выпускном в Миссури Общество, 00:33
Чемпионство решится в финале. Главные итоги тура РПЛ Спорт, 00:31
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Россия направит два самолета и 50 спасателей для помощи в поисках Раиси Политика, 00:14
В Харькове в третий раз за сутки прогремели взрывы Политика, 00:08
В Москве выросли цены на проезд в общественном транспорте Общество, 00:01
S7 пополнила парк тремя Airbus A321 Бизнес, 00:01
Правительство приостановит запрет на экспорт бензина Бизнес, 00:00
В КСИР не подтвердили выход на связь пассажиров вертолета Раиси Политика, 19 мая, 23:50
NYT заявила о крушении вертолета Раиси в «деликатный момент» Политика, 19 мая, 23:47