Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Лев Любимов: "На месте нашей страны черной дыры не будет"

Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ рассказал Георгию Молокину о состоянии дошкольного образования в России, стандартах обязанностей родителей на Западе и учителях без страха
Лев Любимов
Лев Любимов (Фото: РБК)

В первой части интервью мы говорили о школьном образовании, а сейчас крайне интересен самый первый этап – дошкольный или даже более ранний. Есть мнение, что ребенка надо начинать воспитывать не с младенчества, а даже раньше, в утробе матери. Что такое раннее или начальное образование сегодня?

Если говорить о дошкольном, то это нынче, к сожалению, не образование. Если бы мы попробовали изобразить кривую развития человека, поставив время жизни по абсциссе и его потенциал по ординате, то в самом начале линия идет по экспоненте, подобно ракете поднимаясь резко вверх. Европейская образовательная психология считает, что главное в потенциале – сумма психических функций, начиная с ощущений и заканчивая абстрактным понятийным мышлением, - окончательно формируется к десяти годам. Китайцы полагают, что уже к пяти, а японские психофизиологи говорят, что к трем годам. Японец Масару Ибука – тот самый руководитель компании Sony написал замечательную книгу, которая называется "После трёх уже поздно". Он имеет в виду как раз мнения ученых, которые считают, что к этому моменту большая часть ста миллиардов нейронов в черепной коробке склеивается то ли в компьютер, то ли в сервер, а мы все продолжаем детям вытирать попу, выгуливать и кормить. Коллеги рассказывают, как к гаджетам прилипают восьмимесячные малыши, но при этом неправильно используется термин «зона ближайшего развития». Кто-то считает, что эта зона – папа и мама, дедушка и бабушка, друзья. Нет, ему восемь месяцев, а развит он на шестнадцать, ему вроде бы пять лет, а на самом деле – восемь. Это зависит от того, как с ним работали взрослые.

А есть график сугубо экономический. Кривая здесь выглядит иначе. По абсциссе – опять время, но только в стадиях образования, а по ординате – норма отдачи во взрослой жизни от периода образования. Так вот, линия здесь стремительно движется вниз, и наибольшую отдачу вы получите от "дошколки", потом от начального образования, затем все меньше и меньше, до состояния, когда максимум усилий дает минимум результата.

Но мы же к этому совершенно не готовы?

Конечно. А дело именно в том, что в три года уже поздно. Крупные российские психологи определили, что в первый класс идут дети с запасом в две тысячи слов. В чем дело? А дело в гаджетах. Ребенок берет лексику из того, что он слышит. Я как-то обнаружил, что дети часто рисуют людей без ушей, потому что не слышат. А ведь речь и мышление в шесть лет – это одно и то же. Можно ли что-то изменить? Да, если мы поймем роль родителей. На Западе это поняли, на Востоке с их буддизмом и конфуцианством ничего понимать не нужно. Запад оградил родителей безумным количеством законов: или ты это делаешь, или мы ребенка заберем. У нас постоянно говорят о русофобии финнов, когда там забирают ребенка у нашей барышни, потому что она не делает положенного по закону.

Что положено?

Вечером читать сказки и книжки, ставить аудиокниги в музыкальном центре, обязательно смотреть и обсуждать мультики, не менее часа в день беседовать с ребенком. Это диалог двух языков: того, где две тысячи слов, и того, где 35 тысяч. Подражанием ребенок, а инстинкт подражания у него мощнейший, начинает постепенно присваивать значения, употребляемые взрослыми, в свою семиотическую структуру. Для вас неожиданностью покажется необходимость насыщенной сенсорной среды дома. Вы воспринимаете окружающее пятью рецепторами, это попадает в ощущения, ощущения передаются восприятию, восприятие превращается в образ, а он уходит в анализатор, то есть в кору. Анализатор – накопитель смысла образов. Вы видите человека, анализатор говорит, что это старый человек, высокий или толстый человек, дурак или мудрец. Итого, сенсорная система – это накопитель смысла образов, то есть интеллекта. Еще один фактор – преимущества детей-билингвов. Эйнштейн говорил, что границы нашего языка – это границы познаваемого мира. Сегодня крайне важно, чтобы ребенок одновременно с русским владел еще двумя главными языками: Лингва франка – такой же язык, как когда-то была латынь, и китайский. Я вас уверяю: если в дошкольном образовании это есть, вы увидите радикально других детей. Они настолько другие, что к окончанию начальных классов педагоги с ужасом думают, что будет в пятом.

Слушаю вас, мысленно представляя нашу систему образования, наших родителей, наши среды? Как справиться со сверхновыми задачами?

Да нет проблем – есть бесконечные факты. Папа, мама, психолог, воспитатель – мы сидим и объясняем родителям, что происходит с ребенком в год-два. Кого вы хотите получить – дурачка или наполовину Эйнштейна? Если Эйнштейна, то ребенку вовсе не нужна ваша генетика. Давайте договоримся: вот список литературы, которую необходимо читать каждый вечер, вот списки аудиокниг и мультиков, которые надо посмотреть. Папа, сходи в магазин для художников и купи десять альбомов…

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

А вам не кажется, что наши ясли и детсады, мягко говоря, не в полной мере к этому сами готовы?

Они просто не знают. Все, что известно большинству – одна книжка доктора Спока, а их – море. Возьмите «После трех уже поздно». Там же все написано. Я видел, как в одной школе 10% родителей становились реальными участниками образовательного процесса, в другой – 20, в третьей – 25%. Надо объяснить воспитателям…

Кто это должен и может объяснить?

Психолог.

Где взять таких специалистов, да еще в таком количестве, что хватит на каждый детсад?

Самое лучшее, самое эффективное образование в истории человечества – самообразование. Мы им говорим, что в первые четыре месяца они должны прочесть вот эти три книжки, но с рабочей тетрадью и обязательным конспектом, потом другие книжки, примерно через год – то, что нужно для начала, а потом – еще десяток. У меня же есть собственная специальность: я – теоретик макроэкономики. Прочел 70 книжек и большую часть – на иностранном языке.

Если сравнивать с цивилизованным миром, в каком состоянии сейчас находится дошкольное образование?

Отстаем на 50-60 лет. Но сейчас не те дети, перед которыми можно ставить задачу догнать, - они могут только перегнать. Конечно, я не ожидаю каких-то законов от нашей Государственной Думы, но директорам говорю простую вещь: "У тебя же есть договор с родителями. Вставь туда полторы страницы о том, что они обязаны делать то, се, пятое, десятое. Говори с ними". И ведь делают, причем делают еще лучше, чем предлагал им я. Для меня большая радость сердца, когда слышу от них, что дети абсолютно другие, что их никто и никогда в жизни не догонит.

У меня внук сейчас накануне перехода из-под родительской опеки в школу. Одна среда сменяется другой. Скажите, как это происходит?

Это кризис семи лет, новые социальные ситуации. Крайне важно, чтобы это была уже другая школа, чтобы классная комната была иначе обустроена. В Татарстане объявили о переходе на сингапурскую технологию, где три ряда парт убираются, ставятся столы. Ребята, это начало ХХ века. Начинать надо с групповых проектов и групповой работы. Группа – это диалог, древнейший инструмент развития интеллекта. Поэтому, если вы не хотите диалогов Марьи Ивановны в стиле: "Иванов, встань! Как твое фамилие?", посадите детей в группы. Что дальше делать – мы знаем и скоро начнем это в Нижнем Новгороде.

Можете приоткрыть завесу? Что именно собираетесь делать в нашем городе?

Нас попросили подготовить концепцию постепенного перехода. Я заранее предупредил, что к утру ничего не будет. А то есть такая чисто русская манера срочных задач. Триггерный период запуска потребует лет пяти, поскольку издеваться над учителем нельзя. В Перми ежегодно проходят олимпиады школьных учителей. Административного ресурса – ноль, но, как говорится, танцуют все. Хочешь участвовать в олимпиаде – зарегистрируйся. Вот тебе справочник по цветоводству, и не нужна твоя фамилия. Если ты проиграешь, не будет последствий. Учителя перестали бояться.

Фантастика…

Почти все участвуют, понимают: если у тебя из ста очков только двадцать, что-то нужно менять. И тогда они приходят с запросами.

В вас чувствуется хороший заряд здорового оптимизма.

На месте нашей страны черной дыры не будет. Пусть на это не надеются.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Все новости Н.Новгород
Пассажир впал в кому во время суточной задержки рейса из Таиланда Общество, 00:39
Генштаб пообещал не привлекать срочников весеннего призыва к спецоперации Политика, 00:35
Власти Казахстана призвали сограждан покинуть Одессу и Харьков Политика, 00:16
Одержит ли «Спартак» первую победу в этом году в РПЛ. Интриги тура Спорт, 00:00
Верховный суд обязал ВТБ заплатить НДС за лицензии на Microsoft Технологии и медиа, 00:00
Минпросвещения дало советы тем, чьих детей призывают к терроризму Общество, 28 мар, 23:58
Какими будут обои и ламинат: где можно увидеть ремонт будущей квартиры РБК и ПИК, 28 мар, 23:33
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Киевской области прогремели взрывы Политика, 28 мар, 23:31
Зеленский объяснил нежелание некоторых стран ехать на саммит по Украине Политика, 28 мар, 23:28
Europe 1 узнала о возможной отмене церемонии открытия Олимпийских игр Спорт, 28 мар, 23:24
Вино и ферросплавы. Что известно об изъятии активов уральских бизнесменов Бизнес, 28 мар, 23:09
Полянский обвинил Запад в срыве заседания Совбеза ООН по Югославии Политика, 28 мар, 22:47
Власти запланировали инвестировать ₽1,5 трлн в создание морских курортов Экономика, 28 мар, 22:44
В Белом доме сравнили российских чиновников с продавцами навоза Политика, 28 мар, 22:41