Нижегородские эксперты оценили предвыборные экономические программы
Члены нижегородского эксперт-клуба на заседании в среду обсудили предвыборные экономические программы политических партий накануне выборов в Госдуму и законодательное собрание Нижегородской области. По мнению представителей регионального экспертного сообщества, экономические тезисы, предложенные партиями, к сожалению, в большинстве своем отличаются низким уровнем проработки и написаны скорее пиарщиками с целью заинтересовать потенциального избирателя. По мнению специалистов, сейчас ситуация сложилась таким образом, что практически ни у одной из партий де-факто нет рычагов влияния на экономическую ситуацию в стране, поскольку реальные инструменты сосредоточены у правительства и президента.
Вопросы экономики в той или иной степени вывели на передний план все партии, планирующие принять участие в сентябрьских выборах в Госдуму, отметил социолог Александр Прудник и привел пример недавнего опроса в одном из округов. "Отвечая на вопрос о наиболее важных проблемах, респонденты называли снижение уровня жизни, рост цен и рост тарифов ЖКХ", – рассказал Прудник. "На выборах партии должны отвечать на этот запрос, но не развернутой экономической программой, так как это не соотносится с обыденным массовым сознанием. Нельзя в электоральное пространство выносить вопрос способов собирания налогов", – считает эксперт.
Как заметил Прудник, продолжая рассказывать об опросе общественного мнения, порядка 12% респондентов заявили, что на выборах будут руководствоваться экономической программой той или иной партии. "Когда респондетов спросили о том, какую конкретно программу выдвигает каждая из партий, ответы были лаконичными: "Справедливая Россия" – защита малообеспеченных, КПРФ – социальная справедливость, "Единая Россия" – стабильность. Для избирателей эти лозунги – и есть программа, всё остальное для них является информационным шумом", – пояснил социолог.
При этом, по мнению эксперта, избиратели уже с самого начала предвыборной кампании определились, за кого будут голосовать, и сейчас конкуренции между партиями как таковой практически нет. "Единственные, кто старается расширить свою базу – представители "Партии Роста", поскольку это новая партия, которая сейчас пытается закрепиться, а также члены "Единой России", поскольку для них важно продемонстрировать высокий результат", – подытожил Прудник.
По мнению директора экспертного центра "Мера" Сергея Борисова, в последнее время уровень проработки экономических программ партий заметно снизился. "В этот раз рука пиарщиков чувствуется больше, чем рука экспертов", – делает он вывод.
Эксперты сошлись во мнении о том, что конкретных механизмов реализации идей, предложенных партиями, в программах фактически отсутствуют, что сводит на "нет" их потенциал. Председатель совета директоров телекомпании "Волга" Сергей Раков назвал эти экономические тезисы "популизмом", отметив, что реальные рычаги есть только у правительства и президента, а интерес населения к выборам серьезно снизился. "Лучше всего экономический блок проработан в программе единороссов, где говорится и о потенциальных точках роста экономики, и о том, как, в соответствии с программами, будут распределяться поступления в бюджет", – добавил гуманитарный технолог Константин Барановский.