Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Наталья Гронская: "Власть иногда преувеличивает инфантильность молодёжи"

Профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде рассказала Руслану Станчеву о том, как в политике риторика победила действия, и какой фактор может запустить обратный процесс
Наталья Гронская
Наталья Гронская (Фото: РБК)

Ваша специализация – политические институты, процессы и технологии. Занимаетесь вы и политической лингвистикой. Звучит красиво и масштабно. Что это такое, и насколько она важна в вашей работе, в процессах, которым вы даете экспертную оценку?

Политическая лингвистика – междисциплинарная область науки, где встречаются язык и политика. И все, что в этой области происходит, является предметом изучения. Тема давно существует в научном поле, но в отечественном сообществе особенно бурно стала развиваться в 90-х.

Когда, собственно, и появились политики новой волны.

Это первое. А второе – политическая лингвистика востребована, когда есть конкурентное поле, коммуникативное пространство. Вполне естественно, что 90-е спродуцировали такой эффект – очень много было публикаций и переводов. В то время большой интерес был к Оруэллу и Клемпереру. В 1998 году была переведена книга последнего – "Язык третьего рейха". Удивительна история и судьба этого филолога, который сумел провести единственный в лингвистике эксперимент, находясь внутри нацистской Германии и её языка, при этом, будучи евреем, оставаясь выключенным из политической коммуникации. Жизнь его была сохранена только благодаря тому, что жена-арийка от него не отказалась. Он наблюдал и описывал язык, меняющийся незаметно для носителей, в котором происходила подмена смыслов, смещение понятий. Эта книга не могла появиться раньше, чем в 90-е. Так стартовала тема в целом.

Давайте перейдем к изменению смыслов и контекстов в настоящем. Прошлый год был назван годом постправды, когда люди хотят знать только то, что им больше нравится, и во что они верят. Нынешний – год фейковых новостей. Вообще, риторика у политиков меняется, и, как мне кажется, большинство их снова сваливается в формат популизма. Обещают светлое будущее, которое, если подойти к этому грамотно, никогда не наступит. Почему так происходит, и почему люди так этому верят?

Вопрос слишком сложен, чтобы дать однозначный ответ. То, о чем вы говорите, началось не вчера, и не сегодня. Это история середины XX века, когда политическая личность все больше становилась личностью говорящей, причем все это росло и развивалось, как говорят математики, по экспоненте. То есть количество речей, продуцируемых политиками, росло катастрофически, и вскоре сложилась ситуация, когда люди знали больше о том, что говорит политик, чем о его делах. Политических деятелей стали воспринимать через речи, обещания и эмоциональные лозунги. Вся политика стала вербальной, и, конечно же, электорат к этому адаптируется. Человек так устроен, что воспринимает хорошие новости с гораздо большим энтузиазмом, чем плохие. И поэтому любая власть, нацеленная на воспроизводство, этим пользуется.

Ну, хорошо. Пообещали, зачастую не сделали. Или пообещали одно, подразумевали второе, сделали третье. Количество информационных потоков становится все больше и больше. Мы живем в век "информационной жвачки": одни заголовки и подзаголовки, цитаты и лозунги. Человек, как считается, чувствует новость 15-20 мин., поэтому все, что нужно политику сегодня – каждый раз давать положительные месседжи. Все будет хорошо, все будет еще лучше, все будет совсем замечательно. Ты послушал, забыл, ждешь следующей порции эмоционального адреналина. Так ли это, и долго ли еще будет продолжаться?

Есть такой очень важный критерий – доверие. Доверие к власти – очень серьезный ресурс, и власть не должна его терять. Важно не только что-то транслировать, но и нести ответственность за то, что произносишь публично. Я с интересом наблюдаю феномен фактчекинга. Элементарная фактологическая проверка речей политиков приводит к тому, что можно заявить о некорректности или даже лживости определенных высказываний. И это очень опасно, поскольку, единожды потеряв доверие, приобрести его [вновь] гораздо сложнее.

Можно взять любого политика и найти у него несовпадения. Как мне кажется, уставшие от всего этого люди мимо ушей все пропускают. Нет ли у вас ощущения, что большая часть населения стала аполитичной, живет в бытовом формате? Для России это звучит так: лишь бы не было войны – остальное уж как-нибудь без нас.

Авторитетно говорить об этом можно только через исследования и экспертизы. Мы можем опираться на какие-то опросы ФОМа (фонда "Общественное мнение" – ред.) и "Левада-Центра", а они, кстати, не демонстрируют политической индифферентности. Другое дело – как динамично меняется ситуация в обществе. Процессы ускоряются не только в коммуникативном пространстве – в социальном, экономическом, во внешней политике, в любом другом. Дискурсивное восприятие все-таки позволяет нам оценивать, что же происходит вокруг.

Давайте тогда о Нижнем Новгороде. Насколько мне известно из результатов соцопросов и фокус-групп, здесь есть ожидание обновления. Среднее поколение, помнящее 90-е, сохранило ощущение, что Нижний Новгород занимал другое историческое место на карте России, был центром притяжения, городом смыслов и эмоций. Потом все как-то растерялось в рутине. И вот, снова есть запрос на развитие, на обновление идей. Так ли это?

Я могу оценивать это сегментно. Общаясь со студентами нашего университета действительно вижу запрос на обновление, особенно у молодежи, которая связывает свои планы с Нижним и Россией. Таких много. В этом и ресурс: очень много талантливых, способных, амбициозных, готовых изменять мир вокруг.

Про новое поколение только и говорят, что это нигилисты-консьюмеристы, родившиеся в норковых пеленках и выросшие в сытое время. Дескать, они хотят улучшения качества жизни, но "убиваться" ради этого, как наши родители, не желают. Вы согласны с мнением, что этот слой будет только расти, а предыдущее поколение уйдет?

Обычно ситуация гораздо сложнее, чем картинка даже в самых полных исследованиях. Да, есть процент молодых людей, плохо воспитанных родителями, и в этом больше вины семьи, нежели государства. Но общая картина совершенно неоднородная. Я каждый день сталкиваюсь с молодежью, которая вообще не относится к этой группе. Например, в молодой области нейролингвистики наши бакалавры начали серьезно заниматься наукой, требующей еще и медицинских знаний, чтения большого объема англоязычной литературы. Они занимаются этим, потому что есть социальный заказ, есть медики, которым требуется помощь нейролингвистов: при операциях, при реабилитации больных, при лечении детей с задержкой речи. Студенты обращаются к этой области исключительно потому, что она востребована в обществе, необходима городу и региону. Молодые люди – очень разные. Я бы не рисовала их одной краской.

Социальные сети полны рассказов о том, что к приезду оппозиционных политиков учителя и преподаватели начинают устраивать "компанейщину" образца советских времен, и это вызывает ироническую улыбку у людей думающих. Линейные подходы к молодежи, которая не смотрит телевизор, черпает информацию в интернете, не работают. Молодые люди из другого теста сделаны. Какие слова к ним должны подбирать современные политики?

Дело не только в словах, а все в том же доверии. Не надо упрощать молодежь, делать выводы, что вся она априори сидит в интернете и совершенно аполитична.

А они читают газеты? Я в последнее время таких не видел.

Не думаю, что чтение газет – высокоинтеллектуальное занятие в наше время. Не обладая прививками от пропаганды, молодые люди развивают в себе критическое мышление. В нашем университете это одна из задач, важный фильтр при восприятии поступающего потока информации. Привычка проверять авторитетность и надежность источника, включать голову, анализировать разные точки зрения, не лениться искать альтернативные мнения, не останавливаться на первых строчках – это есть в молодежи. Я бы не упрощала коммуникацию. Власть иногда преувеличивает степень инфантильности молодого поколения.

Политик, когда оказывается перед камерой и начинает что-то говорить, либо попадает в телевизор, либо нет. Это многих факторов касается: внешности, движения губ, улыбки, прищура, выражения эмоций. Мы знаем тех, кто, может быть, не так содержательны, но попадают в аудиторию. Бывает и ровно наоборот. Так каким же должен быть публичный политик сегодня? Что он должен из себя представлять, что должен уметь, чтобы понравиться людям и вызывать их доверие?

Если бы ответы были простыми, у нас были бы потрясающие политики, общающиеся в верном ключе и добивающиеся успеха с очень высокой эффективностью. В первую очередь, нужно быть искренним.

Для нынешней власти молодежь – та часть электората, которая никогда не ходит на выборы. В следующем году мы выбираем президента и губернатора. Конечно, стоит задача – привести молодежь, и чтобы она правильно проголосовала…

А правильно – это как?

Как хочет действующая власть. Как считаете, ваши студенты и аспиранты придут на выборы или останутся диванными критиками в сетях?

Я бы не забегала вперед. Многое будет зависеть от развития событий.

От используемых технологий?

Мне бы не хотелось, чтобы все зависело только от политтехнологов. Все-таки на этом поле очень много игроков. Электорат состоит из конкретных людей, думающих, связывающих с выборами свои ожидания, надежды на перемены в жизни или, напротив, на стабильность и равновесие. На их мнение влияют многие факторы, и как они развернутся в будущем году и сложатся в общую сумму, будет зависеть результат выборов. Да, есть технологии, но без людей они не работают. И не зря мы говорим о критическом мышлении. Сюжет куда сложнее.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Все новости Н.Новгород
Педиатру из Москвы ужесточили обвинение по делу о фейках про армию Общество, 21:51
Пошлину на ввоз пива из недружественных стран повысили в 2,5 раза Экономика, 21:47
Открылся 46-й Московский кинофестиваль. Фоторепортаж Life, 21:45
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников Политика, 21:42
Неигравшая три года Светлана Кузнецова заявила, что карьеру не завершила Спорт, 21:41
Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin Бизнес, 21:22
В Белгороде объявили опасность атаки беспилотников Политика, 21:09
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03
В Дербенте местный житель открыл стрельбу возле кафе Общество, 21:01
«Краснодар» обыграл «Факел» и приблизился к «Зениту» в РПЛ Спорт, 20:59
Какие вооружения Украина получит по итогам встреч НАТО, ЕС и G7 Политика, 20:55
Михалков увидел «страшную опасность» в дипфейках Технологии и медиа, 20:44
Законопроект о помощи Украине прошел процедурное голосование в США Политика, 20:39
Росимущество продало крупнейшего производителя спирта Бизнес, 20:38