Сергей Лаптев: "В голове зрителя — холодильник и телевизор"
В СМИ уже неоднократно поднималась тема 21-й кнопки, отведенной региональным каналам в мультиплексе. В Нижегородской области ее получила телекомпания "Волга". Что это дает вам?
Я считаю, что 21-я кнопка — это значительное достижение регионального телевидения: маленькая кнопка, но большущий шаг в его развитии. Это признание общедоступного регионального канала, который обязателен для показа во всех кабельных сетях. Это 50% зрителей Нижегородской области, которую обслуживают 27 сетей — к слову, сейчас "Волга" присутствует примерно в двадцати. Еще 7 сетей расположены в удаленных районах – сейчас мы с ними устанавливаем точки присоединения. В итоге мы войдем во все кабельные сети.
Какова судьба других местных каналов? Операторы не обязаны иметь их, скажем, на 22-ой кнопке и могут поставить, скажем, на 197-ю?
Так и есть. Мы идем бесплатно, а все остальные — по договору. Цена может варьироваться и составлять, например 1 руб. за абонента. Если оператор заявляет, что у него 100 тыс. абонентов, значит, 100 тыс. руб. в месяц надо заплатить телекомпании за право трансляции. Цена, естественно, зависит и от номера кнопки, потому что она привлекает, и ее можно рекламировать. Некоторые наши каналы и так входят в первую тридцатку, и мы в свое время тоже входили.
Попадание региональных каналов в мультиплекс — это еще и доказательство Роскомнадзору, Минсвязи и общественности того, что в России развито региональное телевидение. Еще год назад его почему-то воспринимали как "СевКав ТВ" из телешоу "Наша Russia". Все думали, что региональное телевидение именно такое. На самом деле оно может быть другим: и по рейтингу, и по качеству программ, и по уровню доверия.
Какой вы представляете аудиторию, на которую вещаете?
Работающее население возраста 35+, 60% составляют женщины. Это люди с высшим образованием и достатком выше среднего. Мы хорошо знаем соцдем.
А казалось, что все-таки 50+.
Нет, наша аудитория начинается с 35+ — таких зрителей 30%. Еще 30% относятся к категории 55+. Пожилая аудитория — 20%, остальные 15% — зрители моложе 35 лет. Есть провал в телевидении от 16 до 35, в мировой практике — тоже. Период самоутверждения, формирования личности, возмужания — там интерес меньше. Но, как только мальчик с девочкой создали семью — это наш зритель. Они сразу же идут в общество потребления: им надо покупать квартиру, машину, отдыхать, ребенка растить, но, тем не менее, нас они смотрят. А вот пожилые люди — самые ответственные зрители политических программ.
Как вы собираетесь строить вещательную политику с учетом этих слоев и их интересов?
Нашему зрителю интересно смотреть на себя. Мы его ему и показываем. Он видит себя в программах: в негативе — в "Экипаже" (хроника происшествий — ред.), в позитиве — в творческих программах. Он видит то, что из себя представляет, и дальше свое место в жизни позиционирует в зависимости от того, как у него складывается оценка. У него в голове постоянно две темы — холодильник и телевизор. Холодильник полон, а в телевизоре есть, что посмотреть. Ему комфортно.
Наверное, этому нужно порадоваться. Но складывается ощущение, что в самом городе ему — зрителю — некомфортно. Бедовое состояние архитектуры, особенно в зоне исторической застройки, не менее плачевное состояние экологии, и так далее. Как телекомпания "Волга" собирается участвовать в решении этих острейших проблем, касающихся не только холодильника, но еще души, тела, легких и глаз?
"Холодильник" — это собирательный образ. В нем сложено физическое самочувствие человека. Нет ни одной региональной или городской темы, которая не была бы отражена в нашем эфире. Вы не назовете ничего, о чем мы умолчали или забыли, будь то Стрелка, ветхий фонд, дольщики или демонстранты. Масса вариантов, и все отражено.
Поставлю вопрос иначе: не собираетесь ли вы, с вашими возможностях, возглавить движение за то, чтобы Нижний Новгород стал городом, пригодным для жизни?
Требовательность горожан и интеллигенции возросла. Пожилые люди говорят, что и сахар сейчас не такой сладкий. Я это понимаю. Раньше в обществе потребления были одни зимние сапоги, одни туфли, один плащ, одно зимнее пальто. Сейчас гардероб увеличился, холодильник наполнился, и мысли "растеклись": надо, чтобы везде было хорошо. Конечно же, наш город изменился, и мы хотим, чтобы он стал ещё лучше за один день. А ведь в 90-е годы мы видели разруху пострашнее: когда горели киоски, закрывались фабрики и заводы, когда выходили на улицы люди, когда не платили пенсионерам пенсии. Все это есть в нашем архиве 25-летней хронологии эфира. Но и в те годы были свои радости, и в наши годы их много.
Может быть, современные нижегородцы все-таки хотят не сиюминутного, а просто системного решения проблем? Когда видишь гнилые зубы покосившихся домов на фоне небоскребов, понимаешь, что это все не на раз. Этой разрухе 10-15 лет. Вы можете воспринимать ежедневное обсуждение одной проблемной темы как миссию?
Мы изо дня в день говорим, что дороги должны быть качественными. Почему происходит иначе — для меня загадка. Один ответ очевиден: воруют. Мы системно занимаемся городскими проблемами каждый день. В последние дни, например, рассказываем о людях, вышедших на субботники — хотя, по большому счету, субботников быть не должно, каждую улицу должны убирать и "вылизывать" дворники. Мы будем об этом говорить, говорить и еще раз говорить, "капать на мозги" депутатам и чиновникам. Если на дворниках экономят — пускай выходят чиновники и убирают то, что "наэкономили". Или сами убирайте, или придумывайте, как это сделать по-другому. Возглавить эту систему должен лидер — партийный человек или сильный хозяйственник. Естественно, мы поддержим все разумные инициативы.
Каким вы видите будущее телеканала спустя год, два или десять лет?
Я думаю, что телевидение очень сильно изменится: вступит в права формат 4K, затем – 8K. Телевидение подходит к этапу, когда глаз уже перестанет отличать экран и реальность.
Вы не боитесь потеряться в этом быстро меняющемся и растущем медийном мире?
"Волга" никогда не делала ставку лишь на операторские функции – иметь частоту и передавать сигнал. Мы всегда были программой, набором телевизионных передач, который мы выстраиваем в соответствии со своим видением и показываем зрителю в то время, которое считаем для него интересным. И действительно, люди порой выстраивают свой жизненный график по нашей программе — в 18 часов они приходят с работы, ужинают и смотрят наши новости в конкуренции с федеральными каналами. В 21:30 они смотрят "Послесловие" — ночную сказку для взрослых — и участвуют в интерактиве. Думаю, это будет интересно зрителю и дальше. В каждой квартире есть две вещи — кухня и диван, и, как правило, и на кухне, и возле дивана есть экран. Телевизор на кухне— для женщин, у которых свои хлопоты, диван в комнате и планшет — для мужской аудитории.