Нижегородский рынок труда приблизился к докризисному уровню
Оценка гражданами своей материальной ситуации ухудшается, несмотря на официальную статистику о стабильном уровне безработицы и небольшом росте заработной платы. Об этом свидетельствуют данные доклада Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) о социальном самочувствии населения. В Нижегородской области рекрутеры видят снижение напряженности рынка труда, хотя о докризисной потребности в персонале говорить еще рано.
Как отмечается в материалах исследования РАНХиГС, в третьем квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го доля назвавших собственное материальное положение плохим или очень плохим увеличилась с 26% до 29,1%. Одновременно с этим, растет число граждан, ожидающих скорого выхода из кризиса – с 11,8% до 13,7%. Тех же, кто полагает, что это случится не ранее чем через год-два, стало меньше – 27,1% (в 2015 году так считали 37,2%). Тем не менее, в результатах исследования авторы видят явные признаки роста неопределенности настроений: доля затруднившихся с ответом респондентов за год выросла с 13,7% до 21%.
Данные доклада касательно охвата населения кризисными явлениями также противоречивы: численность граждан, считающих, что проблемы в экономике коснулись их незначительно, выросла на 1,3 п.п. до 45%. Еще 16% полагают, что трудности впереди – их число выросло на 3,2%. При этом доля населения, назвавшего последствия кризиса сильными сейчас составляет порядка 23,6%, в то время как полгода назад так считали 33% респондентов.
В сентябре Нижегородстат сообщал об уровне безработицы по региону в 4,3%, среднероссийский показатель немного выше – 5,6%. При этом в Росстате отметили рост реальных зарплат год к году на 2,8%, а средний размер вознаграждений, предлагаемых нижегородскими работодателями в размещаемых ими вакансиях в течение последних месяцев практически не менялся, отмечают в HeadHunter Поволжье: на данный момент он составляет 30 тыс. руб., говорит менеджер по маркетингу и PR портала Арина Кузнецова.
По ее мнению, гораздо более наглядной представляется динамика вакансий за последние два года. "До кризиса нижегородские работодатели публиковали 8 тысяч вакансий ежемесячно. Первое падение произошло в октябре 2014 года, потом число вакансий упало до 5 тысяч. Сейчас оно снова в районе 8 тысяч, хотя и далеко от июльского пика в 2013 году, когда вакансий было около 11 тысяч", – поясняет Кузнецова.
Вопреки данным статистики, оценка гражданами своего дохода в подавляющем большинстве случаев остается негативной. По данным рекрутингового портала Superjob, 85% работников недовольны уровнем зарплаты. Наибольшая удовлетворенность заработком отмечается в кругу IT-специалистов – 25%. Среди региональных представителей и работников медицины довольных насчитывается 22%. Менее всего зарплата устраивает рекламных менеджеров (9%), логистов и государственных служащих (всего 5%).
Одновременно с оживлением работодателей, на кадровом рынке Нижегородской области продолжает расти интерес к вакансиям, что можно интерпретировать как тревогу граждан за свое будущее и недовольство условиями труда. По данным HeadHunter, в декабре 2014 года нижегородцы разместили более 20 тысяч резюме. В конце 2016-го их число уже превышало 30 тысяч, а в течение текущего года продолжало расти вплоть до 36 тысяч в сентябре. Тем не менее, В HeadHunter полагают, что нынешнее количества резюме на одну вакансию (5,4) находится в пределах нормы, индекс которой составляет 5,0. Для сравнения, в феврале 2016 года индекс был равен 6,7, а в феврале 2015-го – 7,3.
У соискателей есть неплохие возможности сменить профиль и сферу деятельности, считает Арина Кузнецова. По ее словам, даже сегодня компании испытывают дефицит людей и вынуждены выстраивать гибкую кадровую политику, что особенно актуально для "синих воротничков" на производстве и в рознице. "Работодатели все чаще отказываются от обязательного требования высшего образования. Есть высокая потребность людей с образованием средним и средним специальным. Компании готовы открывать позиции для таких людей и брать их. Можно сменить профессию, даже не обладая для этого специальными навыками", – резюмирует собеседница РБК-Нижний Новгород.