Александр Люлин: "Настроение нижегородцев стало более позитивным"
С момента нашего предыдущего разговора ситуация в экономике изменилась. Самое заметное из того, что произошло – это снижение ипотечной ставки, которая сейчас менее 10%. Как можно оценить эффект от этого сдвига?
Исключительно позитивно. Ипотека – один из важнейших банковских продуктов для населения, оказывающий в то же время влияние на экономику области в целом. В строительстве задействовано значительное количество смежных отраслей, и их оживление дает импульс для экономики региона и соседних областей, для производителей материалов, для сферы услуг.
А что касается клиентов, которые берут ипотеку в банке, для них важнее всего условия кредитования, как раз процентная ставка. В Россельхозбанке сейчас одна из самых низких ставок – в районе 9%. Для значительной части нижегородцев, откладывавших приобретение жилья, пытавшихся понять дальнейшие перспективы, ожидавших снижения цен. Цены на жилье достаточно низкие, поскольку рынок долгое время стагнировал. При этом продолжает снижаться ключевая ставка, а вместе с ней – стоимость финансовых ресурсов, приблизившаяся к инфляции. С точки зрения розничного кредитования ипотека для нас – это один из самых растущих сегментов. Мы ожидаем позитивных настроений граждан и их уверенности в завтрашнем дне.
Можно ли говорить о том, что объемы выдачи ипотеки в Нижегородском филиале РСХБ увеличились?
По сравнению с прошлым годом, филиал увеличил выдачу примерно на 55%. За девять месяцев текущего года выдано кредитов на 1 млрд руб. Четвертый квартал для физлиц традиционно активен. В конце года люди получают премии, подводят итоги, строят планы на будущее. Мы ожидаем значительного интереса у клиентов на фоне доступности заемных средств.
А что происходит с инструментом рефинансирования ипотеки? Насколько реально получить более выгодные условия?
У клиентов, ранее оформивших ипотеку по более высоким ставкам, эта возможность есть. У нас такой продукт недавно запущен, и рефинансирование начинается с 9,3%. Улучшать условия можно и нужно. Сам недавно прошел этим путем, поэтому и как клиент, и как представитель банка рекомендую обязательно обращаться.
Сейчас многие заявляют, что кризис позади. Правда, далеко не все успели это почувствовать. Объемы кредитования и процент возврата без просрочек считаются одним из критериев положения дел. Какой вы видите динамику потребительского кредитования?
На мой взгляд, рынок потребкредитования на рынке Нижнего Новгорода свой бум пережил: большинство банков видит этот продукт важным и нужным, но не фокусным для объемов роста. Безусловно, сегмент растет на 5-7% в год. Рынок здесь стабилен, потому что банки значительно ужесточили требования к заемщикам. Период, когда качество портфеля было вторичным, пройден.
Но и люди начали иначе относится к кредитам. Финансовая грамотность повышается. Да, было время, когда деньги были дешевыми, и возникала уверенность, что можно покупать все подряд. На мой взгляд, это прошло. В короткие сроки, граждане научились считать деньги, лучше планировать свои финансы. Сегодня огромное значение приобрело рефинансирование, о котором мы уже говорили: возможность улучшить условия погашения взятого ранее кредита. Мы в этом направлении тоже достаточно активно работаем. Запущены продукты по рефинансированию потребительских кредитов. Но Россельхозбанк – банк универсальный. На протяжении года мы в нашем филиале очень большое внимание уделяли работе с малым и средним бизнесом.
Каким сложился год в финансировании малого и среднего бизнеса?
Текущий год можно оценить как позитивный. Темпы роста оценить сложно, так как есть значительное влияние сезонности, но, на мой взгляд, порядка 20% в плюс мы можем увидеть. Мы видим повышение активности, видим клиентов, которые начали задумываться и приходить в банк с задачами инвестиционного характера, за покупкой основных средств, за развитием, а не только за "обороткой".
Закончился сельскохозяйственный сезон. Как вы его оцениваете с точки зрения финансового самочувствия ваших клиентов?
Сельскохозяйственный год не заканчивается никогда. Тем не менее, определённые итоги и тенденции обозначить можно: достаточно высокая урожайность, темпы роста в объемных показателях превышающие прошлогодние. Изменились государственные подходы, было запущено несколько новых программ по поддержки АПК, в том числе, позволяющих получать субсидируемые кредитные деньги.
Насколько активно нижегородские фермеры обновляют свой технический парк?
В этом направлении все идет довольно активно, хотя среди тракторов и комбайнов объем устаревшей техники еще достаточно высокий. Но в целом, замещение идет быстрыми темпами, и технологии, которые внедряются, кардинально отличаются от того, что было раньше. Значительное число современных сельхозпредприятий региона сегодня отлично оснащены и, соответственно, получают высокие результаты.
Среди ваших клиентов есть и агрохолдинги и маленькие фермерские хозяйства. Как считаете, за кем из них будущее?
Это очень разные типы хозяйств, и их незачем сравнивать. Есть направления, которые требуют масштабирования. Ферма на 3 тыс. голов всегда будет эффективнее маленькой. Но есть отдельные виды производств и отдельные культуры, требующие ручного труда. Сейчас делается несколько проектов по козьим фермам: они сложно масштабируются – слишком много ручных манипуляций. Опять же, что эффективнее – крупная птицефабрика или небольшая ферма? С точки зрения себестоимости – птицефабрика: у нее налаженные каналы снабжения и сбыта. При этом и риски высокие. Думаю, будут развиваться оба уровня. Агрохолдинги все больше будут уходить в формат вертикально интегрированных компаний с ориентацией на экспорт либо на массового потребителя. Фермерская продукция и здоровое питание тоже всегда будут пользоваться спросом. Просто разные типы хозяйств ориентируются на разные сегменты.