Александр Шаронов: "Стагнация и рецессия не означают ситуации "туши свет"
Наступил конец 2017 года, поэтому давайте поговорим о том, как он прошёл. У вас появилось сразу несколько очень разноплановых работ. Не многовато для одного человека? Они как-то пересекаются? Как вы расставляете для себя приоритеты?
У меня есть основная работа – это банк. У меня есть общественная работа – это законодательное собрание. Функции внутри "Единой России" – это тоже разновидность общественной работы.
То есть вас на все пока хватает?
Пока да.
Подводя некоторые итоги этого сложного года, давайте сначала поговорим о политике. Понятно, что ключевыми событиями стали назначение врио губернатора Нижегородской области и приезд президента – фундаментальное заявление, которое он у нас сделал, и которое вернуло Нижний Новгород в российскую и даже мировую повестку. Как вы оцениваете эти два события?
Смена региональной власти – это событие, обладающее долгоиграющим эффектом. Мы сейчас пока не можем его оценить, а только констатировать, что сменился глава исполнительной власти области. Дальше – будет работа, будут определённые шаги, действия, которые можно будет анализировать. Понятно, что Глебу Никитину как новому человеку сейчас очень непросто, ему приходится на ходу "въезжать" в огромный пласт новой для него работы. Плюс ко всему назначение случилось в разгар работы по формированию, рассмотрению и принятию областного бюджета на следующий год – такая хронология, конечно, добавляет ещё и прессинга по времени. Но поживем – увидим.
Что касается приезда президента, то приезд большого руководства – это всегда хорошо, потому что это [несет в себе] дополнительные возможности для региона в постановке задач и получении ответов на свои болевые вопросы. И может, мы не так скоро об этом слышим, но на встречах руководителя региона и страны какие-то вопросы да решаются, а подвижки в разных направлениях совершаются. Поэтому то, что президент сюда приехал – это хорошо. Почаще бы он это делал, почаще бы мы имели возможность ставить задачи.
Я согласен с вами в том, что год был достаточно стабильным – есть макроэкономическая стабильность. Но это такая стабильность, которая сродни стагнации. То есть мы видим небольшой рост, причем, у нас в области он выше, чем в среднем по России: среднероссийский рост ВВП – это чуть больше 1%, у нас – около 2,5%. Если говорить об ожиданиях на следующий год, то мы думаем, что макроэкономическая стабильность будет сохраняться, будет опять же вялый рост ВВП. Правда, не понятно, где те драйверы, точки роста, которые можно было бы как-то стимулировать в ожидании более скорого развития.
В Нижегородской области есть такие темы, как инновационная составляющая, деятельность Росатома, перерабатывающая промышленность, ВПК…
Дай бог. Это то, на что мы надеемся, потому что и компании, и отдельные семьи должны иметь свои проекты. Я как раз и хотел сказать, что даже вялый рост – это всё же рост. И даже стагнация экономики, даже рецессия не означают ситуации "туши свет, выноси икону". Это просто значит, что работать стало сложнее, но всё ещё возможно. Это значит, что нужно работать более интенсивно, больше "включать" голову.
Япония, например, в рецессии живёт не первое десятилетие.
И неплохо живёт.
Смотрю на параметры бюджета – его профицит составляет почти 1 млрд руб. Не получится ли так, как было в прошлом году, когда он был профицитным лишь технически? Это "живой" миллиард? На 2019 год профицит планируется уже в размере более 2 млрд, а на 2020 год – даже 4 млрд. К тому же вы ждёте увеличения налоговых сборов на 5%. Откуда вы их ждёте?
Технический дефицит вполне может появиться, но это не означает, что профицитность бюджета исчезнет. Есть простая вещь: остатки на счетах бюджетных организаций на 1 января могут использоваться в текущем году, но они не являются доходами текущего года. И именно за их счёт расходы текущего года могут превышать доходы. Технически это считается дефицитом, но на самом деле – бюджет профицитный. А на сокращение государственного долга на 2018 год заложено около 2,5 млрд руб.
Это не означает, что всё безоблачно и беспроблемно. Наоборот – мы обязаны соблюдать определённые параметры, которые нам предписывает Министерство финансов России в том числе для того, чтобы участвовать в программе реструктуризации долгов субъектов федерации перед Минфином.
Объясните по-простому. Учитывая бюджет на 2018 год, жизнь нижегородцев станет лучше, хуже или останется такой же?
Она останется похожей на жизнь в текущем году. Наши возможности по развитию будут сильно ограничены. Мы обязаны умерить свои "хотелки", планы по развитию в силу того, что есть обязательные расходы, и мы должны их выполнять, а на всё остальное выходит не густо [средств].
Вопрос к вам как к банкиру. Если говорить о буме ипотечного кредитования, то он уже прошёл? Какие направления в данный момент находятся в движении в Нижегородской области? На что надо обратить внимание?
Я думаю, что ипотечное кредитование будет развиваться, потому что собственное жильё – это один из базовых приоритетов для любого человека в плане организации своей жизни. Это первое.
Второе – очень интересны прогнозы по дальнейшему движению процентных ставок на денежном рынке. Вряд ли можно ожидать существенного снижения стоимости денег. Каковы аргументы? Фактическая динамика по вкладам, когда крупнейшие государственные банки в октябре развернули свою политику, и то время, когда она снижалась, сменилось периодом небольшого, но увеличения. Зафиксировались – дальше снижаться некуда. Банк России говорит нам, что показатели инфляции превышают планы по её снижению. Это нехорошо: целевой уровень порядка 4% снижать не стоит, потому что это может стать серьёзной проблемой для развития экономики.
Центробанк также подтверждает, что восстановительный эффект заканчивается. И если мы хотим дальнейшего роста экономики, то нужны структурные реформы. Соответственно, когда мы пройдём выборы президента, войдём в новый федеральный электоральный цикл на шесть лет, логично ожидать каких-то новаций в экономике, в социально-экономической сфере – с налогами, пенсионной реформой и её будущим.
Вот вы говорите, выборы в марте пройдут, а следом нас ожидает структурная реформа. Она вряд ли будет популярной: если говорить о пенсиях, то это, вероятно, будет поднятие пенсионного возраста, если о налогах – то их увеличение…
Не обязательно увеличение налогов, кстати. Здесь как раз речь идёт о выборе политического пути: либо мы продолжим больше доить корову и меньше её кормить, либо начнём её стимулировать, чтобы она становилась толще и плодилась.
Хочу вернуться к Нижегородской области. Кроме выборов президента у нас есть драйвер роста, о котором все говорят с трибун – это чемпионат мира по футболу, как бы мы по-разному к нему не относились. Я настроен положительно, причем, не только потому что являюсь футбольным болельщиком и собираюсь посетить все матчи, но и потому что есть такая вещь, как наследие мундиаля.
Кроме того, в этом году нас ждут выборы губернатора. То есть год нас ждёт достаточно жаркий и насыщенный. Понятно, что когда есть "движуха", собираются какие-то ресурсы, инвесторы, да и жизнь у людей становится более яркой с ощущением того, что что-то происходит. Не прошу вас делать какие-то прогнозы, но хочу, чтобы вы назвали основные приоритеты, важные события в следующем году.
Вы, собственно, их уже и назвали. Нас ждёт выборная кампания президента, в сентябре – выборы губернатора Нижегородской области, а между ними – событие, которого вообще никогда не было в нашей стране – чемпионат мира по футболу. Причем, на нашем веку мы вряд ли его вообще здесь увидим снова, а вот президента мы всё же каждые шесть лет выбираем.
Вернёмся к политике. Ваше появление на посту руководителя НРО "Единой России" случилось после череды странных событий – не будем обсуждать сейчас историю с Вадимом Булавиновым. Тем не менее, СМИ уже отметили, что ваш паровоз стоял на запасном пути, и настало его время. Как вы относитесь к своей новой позиции? Это временная история или вы готовы работать длительный срок, вкладываться в партию?
Прежде всего, я бы не стал далеко загадывать, потому что если ты вступаешь в какую-то общественную организацию – не важно какую, то ты должен быть готов выполнять её поручения. Если эта организация поручила мне этот участок работы конкретно в этот момент, то я должен это поручение исполнять, насколько хватит моих сил и возможностей. Поставлены определённые цели на ближайшее время, которое, как вы правильно заметили, будет весьма насыщенным, и с ними надо разобраться. Что дальше будет, поживём – увидим.
Партия – сложный механизм. Внутри неё есть разные группировки – областные, городские и проч. Это только кажется, что все проголосовали, и всё хорошо, а на самом деле постоянно идёт аппаратная возня. Как внутри партии восприняли выбор вашей кандидатуры, как мне кажется, весьма компромиссный? Как вы себя там ощущаете? Есть давление, непонимание? Или всё в порядке?
Давления нет. С чьей стороны оно может быть? И в какую сторону? А на будущее, как я уже сказал, поживём – увидим. Давление всегда возникает как реакция на какие-то действия либо как толчок к каким-то действиям. Пока в этом статусе мне похвастаться нечем, никакими действиями и результатами. Соответственно, это несколько преждевременный вопрос.
Вернёмся тогда к экономике региона. У нас есть, как это часто бывает, проблемные точки, например, сельское хозяйство. В бюджете, по-моему, только 2% заложено на него. Тема, как мне кажется, непростая. Денег, само собой, все хотят больше, на все не хватает. Но всё же 2% – не маловато для развития аграрного сектора?
Объём финансирования АПК – это одна из самых больных точек при принятии бюджета именно потому, что меры господдержки по сравнению с уровнем трёхлетней давности сократились существенно – снижение составило более трети. Это не говоря о том, что прошла серьёзная девальвация. И это неправильно.
Любой сектор имеет достаточно долгие горизонты планирования, и просто нельзя так вести себя по отношению к участникам рынка. Государство в 2014 году говорит им: "Давайте, приходите, инвестируйте в импортозамещение", а после этого, соответственно, появляются игроки, которые поверили государству, приняли и реализовали программы и проекты, вложились в них с привлечением своих или кредитных ресурсов под определенные ожидания от экономики, обещания определённых пропорций по субсидированию продукции, производимой ими. А теперь, когда деньги потрачены и инвестиции внесены, государство говорит им о том, что пересматривает правила игры. Из-за этого экономика этих, я подчёркиваю, добросовестных инвесторов страдает. И мы вместо успешного инвестпроекта можем получить ещё одного банкрота с кредитным плечом, которое скажется и на его кредиторах.
Поэтому депутаты заксобрания сейчас говорят о том, что объём поддержки сектора АПК точно не должен быть ниже, чем в 2017 году. Кроме того, нам надо ставить перед собой задачу выхода на цифры 2014 года. Это как раз одна из наиболее больных точек, потому что объем и параметры влияния на бюджет здесь достаточно серьёзные – в обсуждении сумма от 0,5 до 1 млрд руб.
Насколько мне известно, врио губернатора пытается всеми правдами и неправдами, используя свой прошлый бэкграунд, подтянуть сюда серьёзных федеральных лиц – мы видим встречи с Алекперовым, Миллером и др. Буквально каждый день сюда приезжает какая-то серьёзная персона. Это, наверное, важно с точки зрения внимания к региону и может вылиться в деньги. Но у меня возникает вопрос относительно депутатов Государственной Думы, которые как раз и должны бегать по московским кабинетам и договариваться о федеральных целевых программах. Получается ли это у нашего депутатского корпуса?
Зачастую мы переоцениваем возможности наших депутатов. Сидит обыватель и думает, что раз депутат – слуга народа, значит, он и его слуга и должен ему по жизни. Иждивенческое отношение осталось, на мой взгляд, ещё с советских времен. Человек думает, что раз он отдал за депутата свой голос (а зачастую и не отдавал, и на выборы не ходил), то тот теперь становится его слугой. Хорошо, а что он конкретно должен делать? Какую лопату ты дал ему, чтобы он возделывал сад? Какой голос ты ему дал? Если мы говорим про региональный парламент – это один голос из 50, если про федеральный – один из 450 голосов. То есть нужно понимание лоббистского потенциала и возможностей отдельно взятого депутата. Понятно, что позиции могут быть разными – у нас есть председатели комитетов, их заместители, у которых такой потенциал больше. Но это именно поддержка усилий исполнительной власти.
Она выражена в рублях? Можно её посчитать?
Она есть и измеряется объёмами выделенных средств из федерального бюджета на наши региональные нужды, на территорию. Например, в этом году мы получили 16 млрд руб., а в прошлом – 21 млрд. На следующий год этот объем пока 14 млрд, но при этом мы понимаем, что распределение денег по ведомственным и отраслевым программам ещё впереди. То есть подтверждённая сумма в 14 млрд позволяет нам говорить о том, что в 2018 году мы получим из федерального бюджета больше, чем в текущем.
Это только у нас идёт снижение? Или у других регионов тоже?
По-разному.
Кроме сельского хозяйства, с которым, насколько я помню, всегда были сложности, какие отрасли и направления требуют более внимательной поддержки? А по каким Нижегородскую область можно поставить в пример?
У нас идёт достаточно конструктивная и интенсивная работа правительства с депутатским корпусом. Это при том, что, как я уже сказал, в этом году есть своя специфика. По многим вопросам уже найдены компромиссные решения, и остались буквально реперные точки, например, обсуждение программы дорожного фонда. Что касается АПК, правительство тоже понимает необходимость добавления туда денег, но у них есть собственные намётки получить дополнительные средства из Минсельхоза России. Депутатский корпус, естественно, разделяет это. Вопрос – когда, на какой стадии и какая сумма. Всё для того, чтобы наши аграрии точно получили деньги – если не из федерального, то хотя бы из регионального бюджета. В этом есть нюансы.
Мы договорились по программе обеспечения жильём детей-сирот. Это было нашей больная точка, и в прошлом году был изменён подход к этой проблеме – было зафиксировано, что минимум четыре года мы должны по 0,5 млрд руб. выделять на эту программу. Правительство здесь существенно продвинулось и пошло на выделение дополнительных ресурсов.
Также у нас есть ряд программ, связанных с субсидированием муниципального транспорта. Есть ряд вопросов по системе образования, которые также находятся в режиме обсуждения.
Есть ли какие-то отрасли в Нижегородской области, которые, в самом деле, лучше, чем у остальных в стране и будут двигать нас вперед?
У нас есть нефтехимия. У нас успешно развиваются крупные предприятия – такие как Выксунский металлургический завод. Тот же самый Горьковский автозавод очень успешно трудится в этом году. Президент Путин не случайно приехал именно туда, потому что они показывают результаты – в 2017 году они дали рост, если не ошибаюсь, около 8% по легким грузовикам по сравнению с прошлым годом, и это серьёзная цифра. В этом году у нас успешно развивается транспортная составляющая.
То есть всё не так уж плохо?
Уныние в православии – это смертный грех. И поддаваться ему ни в коем случае нельзя. Если внешние условия кажутся недостаточно дружелюбными, значит, нужно просто упорнее работать.