Нина Седова: "Педагог частной школы должен ею жить"
Ваша школа не является типичным учебным заведением для Нижегородской области – у учеников высокие показатели, и процент поступающих в вузы очень высок. Понятно, что оснащение и методики обучения в частных школах отличаются от государственных общеобразовательных учреждений. Расскажите, в чём отличие вашей школы?
Доля поступающих в вузы учеников у нас не просто высокая – поступают 100% наших выпускников. Наше учебное заведение я бы назвала "школой инноваций" – мы стараемся внедрять их как в самой системе обучения детей, так и в оснащении.
Осенью прошлого года в Москве проходила международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch, на которой собрались представители ведущих вузов и школ страны и были представлены самые передовые практики. Приезжали также делегации из школы имени Стива Джобса в Амстердаме, из финских школ, и так далее. Мы там тоже были – по крупицам выбирали технологии, которые могут нам пригодиться.
Это какие, например?
Например, интерактивные панели, если мы говорим о технике. Раньше очень много говорили об интерактивных досках, где с помощью проектора создаётся поверхность, на которой дети работают стилусом – один-два ученика одновременно. Интерактивная панель может быть маленькой, на 55 дюймов, или большой – на 84. По сути, это своего рода планшет – автономный компьютер, который подключается к интернету и с которым можно работать как индивидуально, так и целой группой. Пожалуй, эффективнее всего использовать такие панели на уроках английского языка, где очень много интерактива и различных видов заданий, но и на предметах естественнонаучного цикла эти технологии также активно применяются.
Чем ваша школа отличается от общеобразовательной с точки зрения управления? Даёт ли статус частной школы больше свободы для применения инноваций?
Наверное, нам проще, потому что никто не ограничивает численность наших сотрудников или количество должностей, которые мы можем создать. Помимо заместителя директора по учебно-воспитательной работе у нас есть замдиректора по общим вопросам, к которому можно обратиться, когда вопросы касаются не учебного – например, спросить, когда необходимо перезаключить договор, или какие дни являются сокращёнными. Такие вопросы родители наших учеников могут решить, подойдя к этому заместителю, и они этим очень довольны.
У нас постоянно работают психолог и логопед, но при этом нет социального педагога, как в обычных школах – просто потому, что вопросов, которые решает социальный педагог, в нашей школе не возникает. Психолог в частной школе необходим, поскольку, когда мы говорим об индивидуализации образования, он может очень в этом помочь. Каждый ребёнок уникален, и любой вопрос, который возникает, решается конкретно под него.
Логопед тоже нужен, поскольку в последнее время всё чаще появляются дети, у которых есть проблемы с произношением. Это связано с тем, что сейчас они с раннего возраста начинают сидеть в гаджетах, а родители зачастую включают им сказки в записи. Ребёнок их слушает, но не видит движений губ и не понимает, как произносится то или иное слово – в результате возникают дефекты речи, которые логопед помогает устранить.
Вы называете частную школу социальным бизнесом, где речи о больших прибылях быть не может. Комфортно ли развивать такой бизнес в Нижнем Новгороде?
Наша школа – первое частное учебное заведение в городе, которое работает уже 25 лет, и, наверное, это даёт нам возможность развиваться и идти дальше, поскольку у нас уже есть выпускники, которые приводят к нам своих детей. Мы заслужили определённый авторитет и право называться мастодонтом в этом бизнесе.
Конечно, времена бывают разные. Кризис отражается в том числе и на частном образовании, поскольку оно недешёвое, и когда родители вынуждены забирать учеников из школы, это тяжело. Не так давно мы стали получать субсидии от государства, и это большой плюс, потому что теперь в случае возникновения каких-то непредвиденных ситуаций к ним стало легче адаптироваться.
Вы одновременно и бизнесвумен, и директор школы. Тяжело ли вам соблюдать баланс?
На самом деле, тяжести нет, потому что для меня школа – это, прежде всего, школа. Слово "бизнес" тут не вполне уместно, потому что моя основная задача – сделать учеников лучше, дать им образование, воспитать их. В момент, когда думаешь об этом, не задаёшься вопросами, что сколько стоит. В первую очередь хочется сделать так, чтобы наши выпускники показывали превосходный уровень знаний и во время учёбы в вузе, и после его окончания.
Сейчас много говорят о необходимости реформы образования — в первую очередь традиционного, государственного. Родители подписывают петиции о том, что они больше не могут тратить вечера на домашние задания. На чьей стороне вы в данном вопросе? Или у вас своя точка зрения на то, каким образование должно быть?
Когда к нам, приходят родители, мы говорим: "Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешен, мы должны работать совместно". Когда школа говорит, что ребёнком должны заниматься только родители, а родители – что только школа, это очень эгоистичная позиция. Дети проводят значительную часть времени и дома, и в школе, поэтому нужно найти некий баланс, наладить взаимодействие с родителями.
Тем не менее, так как у нас школа полного дня, и дети находятся там с 08:30 до 17:30, во второй половине дня мы специально отводим время для выполнения домашних заданий. Мы понимаем, что родители заняты на работе, и уделять время проверке знаний ребёнка по всем предметам им тяжело. К тому же, школьная программа так быстро меняется, что родители зачастую уже не понимают, как учатся современные дети, и какие требования к ним предъявляются. Поэтому мы обеспечиваем "время тишины", когда дети сидят в классе и под контролем учителя делают уроки. Это не значит, что учитель делает уроки за них, но, если ребёнок чего-то не понимает, он может подойти к педагогу и задать вопрос. Часто бывает, что дети из-за невыполненной домашней работы и плохих оценок расстраиваются и теряют интерес к предмету, поэтому мы такого не допускаем.
Тут мы подходим к очень важному вопросу – новый подход к организации образовательного процесса требует соответствующего отношения к нему учителей. В общеобразовательных школах тоже есть учителя-фанаты своего дела, но при этом очевидно, что их работа недостаточно хорошо оплачивается, и это существенно влияет на их мотивацию. Где вы берёте кадры, особенно с учётом ваших повышенных требований?
Требования у нас, безусловно, повышенные, поскольку учитель должен находиться в школе целый день. Помимо обязательных предметов, педагоги ведут кружки и секции, на которых не просто повторно рассказывают содержание урока, а дополняют знания детей – ведут риторику, познавательную математику. Это другой формат, который может замотивировать учеников глубже изучать те или иные дисциплины, зажечь в них интерес, который в итоге даст толчок к олимпиадным задачам и к участию в различных научных конкурсах. Поэтому, когда мы отбираем педагогов, мы обязательно интересуемся, какое у них есть хобби, чем они увлекаются. Но самое важное – учитель должен любить детей. Когда педагог живёт школой, детьми и своим предметом, это чувствуется сразу.
Проблема с кадрами в сфере образования есть – она касается не только Нижнего Новгорода, но и всей страны. Опытные педагоги, работавшие в школах по 40-45 лет, уходят, а прослойки учителей, которым сейчас по 35-40 лет, практически нет. Дело в том, что в 1980-е и 1990-е годы профессия не была престижной, многие ушли в бизнес и другие сферы деятельности. Искать педагогов очень сложно, но мы стараемся выходить из этого положения – например, активно сотрудничаем с НГПУ им. Козьмы Минина, который присылает к нам на практику студентов. Мы заранее, на третьем и четвёртом курсах, начинаем за ними наблюдать – насколько они нас устраивают и могут ли работать в частной школе, поскольку не каждый педагог с этим справится.
В чём для педагога отличие частной школы от государственной?
Педагог частной школы должен ею жить. Тут не получится провести урок, а потом уйти по своим делам – необходимо постоянно находиться в школе, работать в две смены и с энтузиазмом. Только тогда всё получится.
В последнее время, к сожалению, в школах всё чаще происходят разного рода инциденты, в том числе трагические. Как вы обеспечиваете безопасность в вашем учебном заведении, и учите ли вы детей тому, как себя вести в той или иной критической ситуации?
Вопрос безопасности, конечно, является очень важным. Территория нашей школы полностью закрыта, в ней ведётся постоянное видеонаблюдение внутри и снаружи, а помещения оборудованы тревожными кнопками. Просто так в здание попасть невозможно – на входе дежурит сотрудник охраны. Въезд на территорию школы доступен только утром и вечером – у нас есть своя парковка, но мы полностью закрываем проезд во время занятий, так как безопасность детей превыше всего. Кроме того, у нас есть список автомобилей, которым разрешён доступ на территорию школы, а также собственные автобусы, которые привозят и отвозят детей. Если родители по каким-то причинам не могут встретить ребёнка, мы никогда не оставляем его одного и дожидаемся родителей в школе. Если ребёнка встречают не родители, а кто-то другой – это оговаривается заранее.
За те 25 лет, которые существует школа, у вас наверняка появились собственные традиции и стандарты, и, подозреваю, остались ещё какие-то идеи для дальнейшего развития. Есть ли у вас возможности для их реализации? О чём вы мечтаете для своей школы, к чему стремитесь?
Сейчас наша школа представляет собой комплекс непрерывного образования – начиная с трёхлетнего возраста и до 11 класса. Мечты, конечно, есть, потому что мы видим, какие учебные заведения есть в Москве и Санкт-Петербурге, и что есть за границей – в Сингапуре или в Европе. Пожалуй, главная наша мечта – это создание образовательного холдинга, который будет включать в себя не только школу и детский сад, но и центр дополнительного образования – эстетического, спортивного, художественного. Мы хотим охватить каждую сферу, учесть каждое возможное направление развития. Не все дети успешны в стандартных учебных дисциплинах, но при этом каждый из них может добиться отличных результатов в определённой области, и наша задача – найти эти области и показать ученикам.