Наталья Ефимова: "Для молодежи важен принцип "бери и делай"
Вы представляете славное металлургическое предприятие, расположенное в небольшом городе. Градообразующее предприятие в Кулебаках, с населением 47-48 тыс. жителей. Давайте поговорим о людях, живущих в малых городах, о том, как они работают, хотят ли оттуда сбежать или остаться. Скажите честно, многие пытаются уехать?
Справедливости ради, отток есть, и 85% уезжающих – это молодежь. Молодые отбывают на учебу в Нижний Новгород, Москву, Муром, Владимир.
Предприятие должно работать, опираться не только на славную историю и ветеранов, но и на молодежь. Как вы пытаетесь ее удержать? Не в том смысле, что задержать какими-то искусственными методами, а создать условия, чтобы они не стремились в дальние города, оставались в родных Кулебаках.
Чтобы понять это, мы проводили опрос, чего же хочется молодым людям. Далеко не всегда необходимо строить новое предприятие, дабы создать рабочие места. Мы пришли к выводу, что необходимо создавать среду, атмосферу, возможности для самореализации молодежи. Это одно из направлений профориентации, второе – возможности в спорте, творчестве. А все вместе мы превратили в "Перспектариум" – рабочее название проекта создания среды для самореализации.
Слышал еще об одном проекте "Новый город для молодежи". Что это? Я так понимаю, это не только о новых домах и дорогах. Что вы понимаете под созданием комфортной среды для молодежи?
В первую очередь, им должно быть интересно жить и работать, заниматься любимыми видами спорта, танцами, иметь возможность представлять себя на региональном и федеральном уровнях. Мы не окапываемся внутри города, даем возможность выехать за его пределы и показать себя.
Как работаете с городской администрацией? Ссоритесь или дружите?
Уже года полтора сотрудничаем очень плотно, благодаря обучению в академии при президенте (РАНХиГС – ред.). Обучались там целой командой моногорода, куда входили люди из администрации и представители бизнеса. Мы просто осознали, что только в единстве и синергии возможно что-то реализовать. Сейчас у нас общий посыл для понимания молодежи, для того, чтобы узнать, что ей действительно нужно, и дать то, что ей нужно.
Теперь давайте конкретизируем. Представим, что я еду в город Кулебаки. Что я увижу днем и вечером в течение недели? Какие события и действа, в которых участвуют молодые и не только?
Я покажу вам проект "Путевка в жизнь" – это разнообразные деловые игры для разных категорий ребят. Далее – музей, где вы познакомитесь с краем. У нас очень сильная хоккейная команда, так что я покажу вам ФОК, где проходят спортивные мероприятия. Очень многое делается для семьи, для молодых мам. Проводятся выставки народного творчества.
Куда мы с вами пойдем танцевать?
У нас есть интересный новый опыт. Молодой человек пришел после института и работы на предприятии другого города, собирается организовать школу-студию для молодых людей. Я вас туда приглашу.
Если теплым майским или морозным январским вечером я пойду гулять, могу ли чувствовать себя комфортно и безопасно в парке? Хулиганы не обидят?
Мой рабочий день длится до 23 часов, после чего я возвращаюсь через парк. И всегда все хорошо.
Вопрос на самом деле не шуточный. У нас в Нижнем летом не работают фонтаны, парки в исторической части города в печальном состоянии. Город наш вы тоже сами видите. Знаю, что маленькие города, за которые люди хорошенько взялись, выглядят куда лучше. Скажите, у кулебачан есть то депрессивное состояние, на которое так часто жалуются нижегородцы?
Это называется "бери и делай". В парк наш я бы вас точно пригласила. Там безопасно, сделано освещение, дорожки, прекрасный фонтан. Можно отдыхать с детками. Сейчас там есть тренажеры на свежем воздухе, кино под открытым небом. Конечно, добрые советские фильмы мы видели много раз, но они создают славную атмосферу.
Молодой человек много времени проводит на производстве. Когда мы говорим о металлургическом заводе, всплывают картины брызжущих во тьме искр металла, грохот, за которым не слышно криков рабочих. Насколько я понимаю, сегодняшний уровень производства – нечто иное. Знают ли школьники и молодежь в Кулебаках, что их ожидает не ад горящий, а другие условия?
Конечно. В рамках профориентационной программы прошлый год у нас был посвящен знакомству старших школьников и студентов колледжа кулебакского металлургического завода вместе с их педагогами с нашим предприятием. Это были экскурсии. У нас есть цех, которому уже 141 год, и где много ручного труда. Дети смотрят, как это было. Затем мы ведем их по цехам, где кузнец – уже не тот, кто кует, но управляет ковочным прессом. Ребята знакомятся, потом рисуют свою будущую профессию, как они ее видят, задают вопросы специалистам.
Проводятся дни работы на предприятии, когда молодой человек закрепляется за конкретным сотрудником и целую смену с ним находится. Так у детей формируется понимание, что современный завод, а мы становимся еще и цифровым производством – это управление оборудованием, что одновременно и проще и сложнее. Детям это интересно. Это прямо их тема, учитывая, что мы говорим о "поколении тачскрин", пытающемся расширить картинку, подходя к окну. Они знакомятся с историей завода, они слушают гимн, сочиненный к его 150-летию. Вся наша деятельность сейчас направлена на повышение престижа работы на предприятии, популярности рабочих профессий.
Я недавно столкнулся с одной ситуацией, возможно, единичной. Во всяком случае, у меня сложилось странное ощущение, что иногда люди молодые больше желают остаться на предприятии, чем их зрелые брюзжащие коллеги.
Это правда. К слову, о депрессивности, о которой вы меня спросили, скажу, что настроения – примерно 50х50. Я говорю с родителями и слышу, что после института многие не вернутся сюда. А почему? Ведь у нас есть династии, которые суммарно трудятся более 110 лет, где молодое поколение продолжает работать. А некоторые дети, когда я провожу опросы с теми, кто несколько лет провел в других городах, хотят остаться здесь. Значит, есть большой пласт работы с родителями, чтобы изначально настроить семью.
Вы меня откровенно порадовали. Раньше-то бывало наоборот: родители пытаются удержать детей, а те выпархивают из гнезда, расселяясь по всему миру. Очень любопытно.
Расселиться – это, конечно, здорово, но очень многие все равно возвращаются. Во-вторых, когда развиваются цифровые технологии, ты можешь получать информацию и обучаться дистанционно, без необходимости присутствовать в дальних городах. Ты можешь жить и зарабатывать здесь, а ездить куда угодно.
Если молодой человек осенен прекрасными идеями – технологическими или культурными, и он хочет их реализовать, ему есть куда пойти? Какова политика руководителей предприятия и города? А то у нас часто бывает, что люди стучатся во все двери, натыкаясь на сплошные заслоны.
Кто хочет быть услышанным, будет услышан. Есть у меня такое убеждение. У нас действуют различные общественные организации, которые очень чутко воспринимают ожидания жителей города. На заводе почти год работает технический совет молодых специалистов. Мы проводили опрос, что хотят видеть не только на предприятии, но и в городе. С помощью координационного совета глава города может слышать запросы граждан, и он их слышит. Администрация, кстати, тоже проводит похожие опросы. К сожалению, инициативность власти порой сильнее инициативы на местах.
Знаете что… После того, как инициатива людей будет поддержана и реализована, у вас отбоя не будет.
И я надеюсь на это. Человека всегда мотивирует результат.
Насколько я знаю, вы приехали в Кулебаки из Москвы. Что называется, пожили, повидали. Вас не тяготит жизнь в маленьком городе?
Нисколько. Лично я вижу много возможностей для реализации, общения и отдыха. Уж не говорю о прекрасной природе Нижегородского края и вокруг Кулебак. Здесь люди, с которыми интересно проводить время, быть в мозговом штурме, постоянно что-то придумывать. У нас молодое руководящее звено, ребята умеют организовать свой досуг, изучают окрестности, проводят туристические и спортивные мероприятия. Мы два года проводили турслет, приглашали клиентов. Были опасения, что люди, принимающие решения, не приедут с ночевкой в палатках. Ничего подобного. Мы собрались недалеко от Кулебак на берегу озера, и это имело очень большой успех. Теперь нас просят приглашать чуть ли не два раза в год. Такой же турслет мы проводим для молодежи, и он пользуется очень большой популярностью. Мне кажется, если человеку интересно жить, и местность ему дорога, он создает вокруг себя и для себя атмосферу, в которой он будет реализовываться
Важно, чтобы он при этом не чувствовал себя "белой вороной", чтобы движения его души находили отклик.
В этом деле я бы отметила поддержку руководства завода. Она серьезна и с материальной, и с моральной точки зрения. Когда мы думали о секвестировании некоторых программ, Виктор Владимирович (Клочай, руководитель "Русполимета" – ред.) сказал, что адресную поддержку талантливых детей мы будем трогать в самую последнюю очередь. На празднование 150-летия завода он отдельно чествовал лучших врачей и учителей. В олимпиаде для школьников участвовало около тысячи школьников, что много для нашего города. Победители олимпиады получили денежные сертификаты, и смогли потратить средства сами.
Все это оказалось интересно для людей, получило живой отклик. Все, что мы имеем возможность реализовывать, делается при активном содействии руководителей предприятия. Понимание важности нашей миссии, важности профориентационной работы, как мне кажется, болит где-то внутри. И мне приятно чувствовать сопричастность.
Наладится жизнь в малых городах – наладится жизнь в стране. Я в этом убежден. Вы верите в возрождение малых городов и в содержательную жизнь в них?
Безусловно. Хочу обратить внимание на два момента. Я встречаюсь с руководством ведущих отечественных вузов, например, Бауманки. Там, в отделе по организации практики и трудоустройству, говорят, что есть тенденция оттока молодежи как раз в малые города. А нам нужно их принять и создать среду. Я за то, чтобы дать этот импульс, говорю об этом воодушевленно, но понимаю: нужно осознавать, что мы делаем. Возможно, я вижу ситуацию в ярких красках, а это необходимо, чтобы зажечь и повести.