Оксана Косарева: "Инстаграм – это то ещё "сарафанное радио"
Fashion-индустрия – не самая ключевая тема в Нижнем Новгороде. И, тем не менее, она не так давно появилась. Хотя, вы можете поспорить – вы сами в этой профессии уже двадцать лет, начинали в 90-е годы, на самом старте буквально сами сидели за швейной машинкой. Когда перестали?
В 1997 году у меня был первый показ в Нижнем Новгороде в существовавшем тогда клубе "Шторм", в 1998 году – на "Золотом подиуме", и вот уже вскоре после этого всем понадобилась моя одежда. И тогда я начала брать помощников. Но и после этого шила сама какое-то время, однозначно.
Что такое сейчас "Студия Оксаны Косаревой"? Сколько это человек и прочее?
На сегодняшний день человек у нас совсем немного. В силу двадцатилетнего опыта могу сказать, что не в количестве дело, а в качестве. Кроме того, количество выдаваемого продукта не зависит от количества людей. Мы прошли два кризиса, бывало, что увольняли целыми коллективами. Мы прошли всё. Сейчас у нас работает не так много людей, но мы выдаем приличный продукт – такой же, как когда мы работали в две смены.
Насколько сегодня жителю провинции тяжело пробиться наверх? Всё же с развитием интернета мир стал глобальным. Сколько у вас покупателей-нижегородцев и покупателей из других городов и стран?
Нижегородские покупатели очень малочисленны, хотя я очень давно этим занимаюсь именно в Нижнем Новгороде. Они составляют примерно 15%, а остальные 85% – это вся Россия. Дальнее зарубежье интересуется нами пока немного: помимо всего прочего, тут есть нюанс с доставкой – иногда она стоит столько же, сколько и сама вещь.
Я думаю, что основной капитал компании – это клиенты, причем, клиенты постоянные. Каково ядро людей, которые на протяжении многих лет одеваются в вашу одежду? Это десятки, сотни, тысячи человек?
Когда ты шьёшь на заказ двадцать лет и затем полтора года продаёшь готовые коллекции одежды, твои клиенты говорят: "Сначала мы думали, куда податься, а теперь просто покупаем то, что ты продаёшь, потому что это круче, чем всё, что мы могли у тебя раньше заказать".
Клиентская база в бумажном эквиваленте в папке – это 10 см плотно сложенных листов. Очень много иногородних. Кроме того, мы оставили 1% пошива на заказ – он очень поднялся в цене, почти в два раза. Есть люди, у которых есть манекены, сделанные под них. Они, как правило, живут в других городах. Мы делаем для них одежду дистанционно и просто отправляем.
Fashion-индустрия – вещь сложная, она тоже подвержена кризисам. Вы, конечно, тоже прошли весь этот путь вместе с индустрией. Сегодня рынок находится в кризисе или выбрался из него? Какая сейчас ситуация, исходя из продаж и ощущений ваших клиентов?
Ситуация сейчас, как мне кажется, просто замечательная, потому что полтора года назад я осознала, что в продажах (особенно, в интернет-продажах) вновь наступили условные "90-е годы", и это пока не контролируется. Ты сейчас можешь ухватить этот момент и им воспользоваться – ты просто будешь идиотом, если этого не сделаешь. Особенно, если у тебя есть продукт, который реально нужен людям, и ты знаешь, что можешь им его продать. Люди продают такую ерунду! Я спросила себя, почему я этим не занимаюсь: у меня есть что продать, причем, не обмануть людей, а предложить им действительно хороший продукт.
Кто вас вдохновляет? Том Форд, Раф Симонс, Коко Шанель… Есть кто-то, на кого вы равняетесь?
Я с детства считаю, что нет ничего невозможного. Все люди рождаются с одинаковыми данными. Я максималист отчасти, считаю, что нет преград вообще. Люди, которыми я восхищаюсь – те, кто до преклонных лет не утрачивает свой юношеский взгляд на жизнь. Карл Лагерфельд, Вивьен Вествуд, Миучча Прада – они смотрят на мир и жизнь так, как немногие молодые смотрят. Они правят бал.
Поговорим о том, что называется "продвижение". Здорово, когда есть хороший продукт, здорово, когда есть "моторный руководитель", здорово, когда есть большой опыт, но плохо, если нет каналов сбыта. За двадцать лет ситуация изменилась основательно: пришли новые технологии, блоги, инстаграм и др. Основной канал продаж вашей продукции – это что?
В настоящий момент мы продаём через инстаграм – это та платформа, которая ещё пару лет точно будет на пике. Пока нам этого хватает. В дальнейшем мы будем делать интернет-магазин, но пока инстаграм.
А как же "сарафанное радио"? Оно всё ещё работает?
Инстаграм – это то ещё "сарафанное радио"! Вы даже себе не представляете, сколько людей ко мне в Нижнем Новгороде пришло потому, что их отправил стилист из Новосибирска или из Санкт-Петербурга! Таких много. Кто-то съездил в Питер на какое-то мероприятие, вернулся и говорит, что видел мою клиентку. И всё это растёт просто в арифметической прогрессии – "сарафанное радио" работает везде.
Вы ведь шьете только для женщин? Почему так?
Я делаю то, что мне нравится. Хотя я умею шить и для мужчин, но люблю – для женщин. Правда, вторая линейка, которую мы сейчас сделали, охватывает другой возрастной пласт – молодежь. К тому же она выполнена преимущественно в стиле "унисекс". На недавнем показе мальчики ходили в женской одежде, и никому не пришло в голову, что она женская.
Видел публикации о вашей одежде в российских и зарубежных журналах, ваши вещи носит Эвелина Хромченко. Такого рода вещи влияют на объемы продаж? Или же это необходимо, чтобы "поставить галочку"?
Когда-то я приехала в Нижний из другого города, не зная ни одного человека, и теперь прошла определенный путь здесь. Исходя из этого опыта, я понимаю, что сейчас я делаю то же самое – набираю обороты. И от таких пунктов, как эти, не увеличиваются продажи, но это всё равно важно.
Никому из знаменитостей мы ничего не предлагали, все они нашли нас сами. Например, стилисты Первого канала нам написали: "Нам нравится ваш костюм, вы не будете против, если Хромченко в нем появится (в эфире – ред.)?" Мы, конечно, ответили, что только "за". Они нам выслали точные мерки, чтобы точно подобрать размер. Так же и с публикацией в Cosmopolitan, и прочим – мы сами не предлагали, а просто так случилось. Конечно, я очень этому рада, это невероятно приятно.
Поговорим о нижегородской моде и fashion-рынке. Он стал появляться здесь в последнее время, конечно, местами всё это весьма провинциально, но тем не менее. Появляются разные дизайнеры, организовывают совместные пространства, где продают свою одежду. Как я понимаю, вы не с ними, а сами по себе?
Я, наверное, всегда сама по себе. Есть такой момент – мне кажется, что Нижний меня не до конца принимает в этом смысле. Кроме того, у меня есть понимание того, что этот город – моя не последняя точка. Я не нижегородка, но прожила здесь двадцать лет, то есть большую часть своей сознательной жизни. Кроме того, я смотрю на ситуацию как бизнесмен.
В Москву поедете?
Почему сразу в Москву? Я – космополит, считаю, что можно жить в Нижнем Новгороде и быть известной во всем мире. Современные технологии позволяют это сделать.
Как эксперт, как человек, занимающийся этой профессией достаточно долго, скажите, появляются ли сейчас в Нижнем Новгороде интересные для индустрии люди, проекты, которые могут "выстрелить"?
Я иду своим путем, и, пусть это и не очень хорошо, но я не отслеживаю. Моя дочь над этим очень смеется. Есть несколько людей, которые забанили меня в инстаграме, так я их даже в лицо не знаю.
Известно, что у славян какой-то особенный менталитет и вкус в плане одежды – всё яркое, блестки, узоры и проч. Так ли это? Меняется ли такой подход, становятся ли россиянки более интеллектуальными в части выбора одежды?
За нижегородцев не могу сказать, поскольку пошив одежды – это несколько иное. Ко мне не приходили с чем-то готовым, а доверяли мне. А то, что мы продаем сейчас, меня очень радует и даже удивляет. Я делаю необычные вещи, и люди, которые занимались продвижением моего бренда, в начале говорили, что это продаваться не будет. Но это продаётся – люди реагируют на интересные вещи.
Как я понимаю, вы занимаетесь и маркетингом, тоже исходя из своей интуиции? Никаких профессиональных западных подходов, когда собирается большая группа? Вы чувствуете это и делаете?
Я сейчас прохожу обучение по личному брендированию, но, как говорил Трамп, интуиция – это самое важное.
Подводила ли она вас когда-нибудь?
Никогда.
Вы носите одежду других дизайнеров? Или только свою?
Конечно, у меня есть такая одежда, но немного. Я покупаю такие вещи, только если понимаю, что не делаю сейчас этого сама по каким-то причинам. Например, пока я не начну делать крутой трикотаж или джинсы, я их буду покупать. А так вообще меня одежда в магазинах не интересует.
Насколько важно для бренда сейчас быть технологически современным? Понятно, что швейная машинка "Зингер" никак не подойдет для вас. Важно ли иметь качественную западную технику и компьютеры? И как дорого это?
Я не буду кривить душой: мы пока не дошли до таких оборотов, чтобы позволить себе оборудовать огромную компьютерную линию. Конечно, мы и сейчас все делаем не на элементарном уровне, но пока всё достаточно просто. Но когда нам понадобится более сложное оборудование, я не буду изобретать велосипед, а пойду и куплю его там, где это уже сделано.
Какой у вас объем заказов, естественно, если это не коммерческая тайна? Понятно, что месяц на месяц не приходится, но плюс-минус.
Буквально недавно был маркет, и там за три дня никто ничего не продал вообще, а у меня продалось тридцать вещей. Илона Лапшина (руководитель рекламного отдела журнала "НН.Собака.ru" – ред.) спросила меня: "И что, так всегда? Сколько у тебя оборот вещей в месяц? Сто? Двести? Ты монстр!" В общем, продаём мы, продаём.
Судя по тому, что вы открываете ещё одну линейку, пытаетесь нащупать молодёжную аудиторию, вы не боитесь нового. А что с такими вещами, как сумки, обувь? В планах есть, или это совсем сложная история?
В планах есть. Я не могу делать ерунду. Пока не буду уверена, что это круто, не выпущу.
Вернусь к показам, которые были в 90-е, которые дали надежду, что ещё немного и нижегородские дизайнеры будут греметь на весь мир. Всё это потухло: организаторы разъехались по миру, модели тоже – все живут либо в столице, либо за границей. И после этого мы наблюдаем большой провал. Как вы считаете, есть ли какое-то будущее у нижегородской fashion-индустрии, если говорить в целом? Есть ли к этому предпосылки и аудитория?
Думаю, что есть. И хорошо, что сейчас началось (возрождение этого – ред.). Вновь появились те, кто может это все организовать. От организатора многое зависит – уехала из Нижнего Лена Кораблева (директор модельного агентства "Асс", организатор "Золотого подиума" – ред.), и всё заглохло. Для развития необходимы организаторы, люди-двигатели. Без них всё начинает рассыпаться.
Многие считают, что в условиях современного цифрового мира, перемен, глобализации и сложных информационных потоков, нужно быть готовым к тому, чтобы на протяжении жизни несколько раз придётся сменить профессию, переучиться, меняться вместе со временем. Вы верите, что ещё через двадцать лет вы останетесь дизайнером? Или вы готовы ко всему?
Я на миллион процентов уверена, что останусь. Я это знаю с тех пор, как родилась. Я не выбирала, чем заниматься. Естественно, я буду расти, двигаться, и здесь крыши нет.