Лидия Кравченко: "Науку необходимо сделать более близкой людям"
25 августа в студенческом городке ННГУ вновь пройдет фестиваль "42", который вы устраиваете уже в четвертый раз. Фестиваль направлен на популяризацию науки: расскажите подробнее, что вы вкладываете в это понятие, а также каким образом и для кого вы это делаете?
Для многих людей наука – это, в первую очередь, что-то ассоциирующееся с биологией, математикой – всеми теми уроками, на которых мы очень долго сидели, а кто-то, возможно, скучал и пытался дождаться звонка. Наша цель состоит в том, чтобы показать, что наука – это на самом деле абсолютно волшебный мир, позволяющий изучать происходящее вокруг нас. У нас есть замечательные учёные, которые не только занимаются наукой, но ещё и готовы простым и понятным языком рассказать о том, что происходит в этом мире науки, чем они конкретно занимаются. Нам кажется важным сделать так, чтобы наука стала немножечко ближе к людям, которые ничего в этом не понимают.
Вам удалось объяснить, что это интересно – прийти и послушать лекции по математике? Люди стали к вам ходить?
Безусловно, количество гостей увеличивается: на первом, совсем простеньком фестивале в 2015 году было порядка трёх тысяч человек, а на прошлогоднем фестивале было уже около семи тысяч. Многие приходят из года и год, и, мне кажется, это очень здорово.
Что люди видят, когда приходят на фестиваль? Там проводятся различные уроки, эксперименты, или что-то ещё?
Мероприятие проводится в формате "научно-популярный open air" – фестиваль на открытом воздухе. Он первый и пока единственный в Нижнем Новгороде. Как только люди оказываются в студенческом городке ННГУ, у тех, кто там впервые, наверное, разбегаются глаза, потому что на этой большой территории работают сразу несколько площадок. Наша основная площадка находится у третьего корпуса: там выступают ведущие популяризаторы России – такие, можно сказать, "монстры", учёные и научные журналисты.
Кроме того, в разных точках студгородка работают и другие зоны – например, детская зона с научными мастер-классами. То есть можно приходить с детьми, которые смогут посмотреть, как работают 3D-принтеры и пообщаться со зверушками в живом уголке. Там ещё множество других точек, таких, как гуманитарный лекторий, а также кинотеатр под открытым небом, в котором можно посмотреть детскую научную анимацию и научно-популярные фильмы, и выбрать программу, которая понравится именно вам.
Насколько реально, что день, проведённый на научном фестивале, отразится на интересах детей в будущем? Поможет ли это вырастить новых гениев, или это всё-таки в большей степени способ провести хорошо время?
Конечно, это наша самая большая мечта – чтобы какой-нибудь шестилетний мальчик пришел с родителями на фестиваль, а через десять лет пошел на радиофизический факультет. Это амбициозная цель, но я верю, что любовь к науке обязательно даст свои плоды, если её заложить в детстве. Нам важно, чтобы и дети, и подростки, и взрослые беседовали с учеными – именно поэтому слоган нашего фестиваля в этом году звучит так: "Беседа о науке на свежем воздухе". Нет ничего лучше, чем пообщаться с настоящим учёным здесь и сейчас, иметь возможность задать ему любой вопрос, понять, что это живой и очень интересный человек, и в итоге захотеть стать таким, как он.
Сложно ли найти настоящих учёных, которые не попадают под стереотип замкнутого в себе человека науки?
Мне лично доводилось общаться и с такими учёными, но я убеждала их выступить, и на сцене они раскрывались – оказалось, что по большей части им всё-таки нравится выходить к людям. К публике, которую никто не согнал, и которая добровольно слушает про его астрофизику. Учёным это приятно – они крайне положительно относятся к популяризации и поэтому идут нам навстречу. Да, есть и те, которых не уговоришь, но это всё-таки уже не их проблема, а наша задача.
Касательно тех больших имен, которых вы привозите из крупных городов: при всей душевности мероприятия, оно маленькое, и у него есть аналоги гораздо больших масштабов. Готовы ли по-настоящему известные учёные ехать на небольшой фестиваль, и кто приедет в этом году?
Когда я говорю о нашем фестивале московским или питерским популяризаторам, они в первую очередь вспоминают о "Гик Пикнике" – это один из самых больших научных популярных фестивалей, который проводится в Москве и Санкт-Петербурге. Но, во-первых, там платный вход и вообще очень заметна коммерческая, а, во-вторых, у нас всё-таки действительно более камерное событие. Но ещё ни один популяризатор, даже самый крутой и занятой, не отказывал мне только из-за того, что мы маленькие. Они всегда говорят, что 5-7 тысяч человек – это очень хорошо для такого города, как Нижний Новгород.
Из интересных личностей в этом году у нас будет один из соразработчиков голосового помощника "Алиса" Александр Крайнов, который будет рассказывать про искусственный интеллект. Кроме того, у нас будет специалист по теоретической физике Эмиль Ахмедов: я очень советую не пропустить его лекцию про расширяющуюся Вселенную. Это будет мощно!
В каких городах есть подобные мероприятия? Насколько уникален нижегородский опыт?
Мы настаиваем на том, чтобы наши мероприятия были бесплатными. В Москве недавно был интересный опыт: на прошлых выходных там был "Гик Пикник", который, как я уже говорила, изначально имеет коммерческую составляющую. Интересно то, что в этом году чуть ли не в последний момент мероприятие стало бесплатным, и людям, которые купили билеты, вернули деньги. Это очень примечательный прецедент.
У вас есть желание, силы и возможности делать нижегородский фестиваль более масштабным?
Конечно, нам бы этого очень хотелось. Но парк науки ННГУ – это структурное подразделение университета, а наши силы всё-таки ограничены во всех смыслах: у нас небольшая команда и небольшие ресурсы. Мне бы хотелось привлечь команду нашего мэра Владимира Панова и главы региона Глеба Никитина: если в будущем у нас это получится, то можно сделать что-то по-настоящему масштабное и стоящее. Уверяю, что запрос на подобные события большой, и это бы привлекло людей из других городов.
Если публика заинтересована в новых знаниях, может ли Нижегородская область прославиться теми учеными и той наукой, которая у нас есть сейчас? В каком мы состоянии?
Я не могу судить о качестве всей науки, но у нас есть ННГУ, есть Саров, с физикой и астрофизикой у нас всё в порядке. Наш регион наукоёмкий и всегда таким был. Поэтому было бы очень здорово сделать его визитной карточкой открытую науку – тем более, у нас для этого всё есть. Пока я просто пытаюсь объединять это в рамках нашего фестиваля.