Сергей Князев: "Праздник – не пылесос. Его не обменяешь"
Ваша ассоциация открывает представительство в Нижнем Новгороде. Чем вы занимаетесь в её рамках? Кто, на каких условиях и ради каких выгод в нее вступает?
В первую очередь, НАОМ – это профессиональное объединение специалистов высокого уровня. В него не может вступить любой желающий, кто только недавно начал устраивать свадьбы или корпоративы. В ассоциацию попадают только лидеры рынка: в случае с Нижним Новгородом – это крупнейшие агентства, работающие много лет, имеющие в своих портфолио масштабные городские мероприятия, сложные корпоративные и частные праздники. Это агентства, способные устраивать праздники в других регионах и за границей. Когда мы поняли, что в Нижнем Новгороде ядро организаторов невероятно сильно, то предложили создать региональное отделение и были услышаны. Здесь конкуренция не меньше, чем в Москве, и отношения между игроками столь же жесткие, как и на любом другом рынке. Ваши организаторы мероприятий смогли преодолеть центробежные тенденции и объединились.
Ассоциация дает возможность выработать общие стандарты проведения мероприятий. При этом безопасность каждого участника уже совершенно точно будет на другом уровне, потому что есть критерии, по которым можно определить, состоится праздник или нет. Мало того, как только появляется ядро ведущих агентств, к нему стараются присоединиться те, кто тоже работает в этой сфере – рестораны, банкетные залы, стадионы, технические подрядчики, обеспечивающие звук, свет и спецэффекты, а также артисты и творческие объединения. Все, кто так или иначе участвует в организации событий, проявили интерес к нижегородскому региональному отделению, предлагают сотрудничество, особые условия. Соответственно, в ответ выдвигаются определенные требования: если вы хотите сотрудничать с ведущими агентствами, должны соответствовать стандартам качества В результате выигрывает потребитель – горожане или городская администрация, которая заказывает праздники для граждан. Качество мероприятий теперь будет на более высоком уровне.
О каком типе событий идет речь? Свадьбы и корпоративы? Концерты на новом стадионе Нижнего Новгорода?
В ассоциации участвуют как организаторы свадеб и детских праздников, так и те, кто делает мероприятия на больших площадках. Все они, даже если устраивают утренник для ребенка, должны соблюдать стандарты качества ивент-продукта.
По данным вашего исследования, Нижегородская область входит в топ-5 регионов, где наиболее востребована профессия ивент-менеджера. На основании чего вы пришли к такому выводу, и что это означает? Это мы –одни из лучших, или в других регионах всё плохо?
У других не всё так плохо, но вы одни из лучших. Состав ваших организаторов мероприятий – от маленьких агентств до устроителей фестивалей и массовых концертов – работает уже по европейским стандартам. Москва и Санкт-Петербург, традиционно претендующие на лидерство, вдруг обратили внимание, что события в Нижнем Новгороде более креативны и нестандартны, и это, кстати, особенно стало заметным после проведения здесь несколько лет подряд премии "Event-Прорыв". Приглашенные эксперты оценивали работы местных ивенторов и были в восторге от того, насколько все интересно и ярко.
Какие события сейчас более востребованы в регионе? Какие мероприятия более экономически выгодны для организаторов? Совпадают ли желания заказчиков и подрядчиков?
Достаточно трудно сравнить, например, экономику праздника городского масштаба и юбилей частного лица. Рынок неоднороден, и зачастую частное лицо может потратить на свой праздник больше, чем может позволить себе городской бюджет. Так что дело не в экономической выгоде, а в количестве и качестве заказов, поступающих на ивент-рынок.
В Нижнем Новгороде традиционно много корпоративных заказчиков, и требования по качеству, по творческой составляющей достаточно высоки. В региональных филиалах крупных компаний они могут быть даже выше, чем в головных офисах. Очень много и частных персон, заказывающих свадьбы, детские праздники. По проектам, которые я видел, находясь в составе жюри премии, я был удивлен, как можно с минимальным бюджетом сделать яркое, интересное событие для небольшой группы детей. Родители просто в восторге от того, что ребята буквально "горят" в пространстве праздника с первой до последней минуты, не хотят, чтобы он заканчивался. Это показатель того, как работают ваши ивенторы. Просто молодцы!
Допустим, организатор работает на высочайшем уровне, поддерживает тренды и даже их задает. Но в реальной жизни он встречается с заказчиком, у которого вполне стереотипные взгляды и страх креатива. Как искать компромисс, чтобы не наступать на горло творчеству и сделать достойное мероприятие? Подозреваю, нужна просветительская работа.
Вы совершенно правы. И региональное отделение ассоциации – как раз тот инструмент, с помощью которого можно эту работу проводить. Только теперь это будет уже на более масштабном уровне.
Сейчас и СМИ обращают внимание на то, что будет происходить на ивент-рынке под крылом ассоциации, и сами заказчики будут чаще обращаться в профессиональное объединение, чтобы именно там найти агентство, которому можно довериться. Праздник – тот продукт, который завтра уже не повторишь. Если вы приобрели некачественный пылесос, его можно обменять, а праздник уже не обменяешь. У ивенторов нет права на ошибку. В канун Нового Года заказчики как раз ищут тех, кому можно доверить праздник, и в региональном объединении они могут рассчитывать на большую степень доверия.
Частные и корпоративные события организуются на высоком уровне, но общегородские праздники в Нижнем Новгороде зачастую "хромают". Как считаете, это вопрос бюджета или стиля, художественного оформления, творчества?
Бюджет ни в коем случае не является основным критерием. Конечно же, на первом месте по важности – чувство стиля, количество креатива на минуту события. Если семья пришла на городское событие, выбрав улицу, площадь или набережную, ее нельзя разочаровать. И организатор является по-настоящему профессиональным, когда даже с минимальным бюджетом может сделать такое, от чего семья получит максимум впечатлений, а дети, взрослые и пожилые уйдут довольными.
К слову, на пресс-конференции о создании объединения ивенторов в Нижнем Новгороде присутствовала директор департамента культуры города. Сам визит – это уже знак того, что городская администрация обратила внимание на появление профессионального сообщества. И мы увидели от нее желание сотрудничать, объединять усилия власти и профессионалов в сфере организаций событий. Это совершенно точно принесет плоды, хотя и не сразу. Там, где участники НАОМ будут включаться в разработку и реализацию сценариев городских событий, горожане будут получать качественные услуги.
Довольно своевременно, ведь Нижнему Новгороду скоро проводить и собственный юбилей, и чемпионат мира по футболу. Конечно, хотелось бы выглядеть достойно. Недобросовестные игроки есть на любом рынке. Насколько это проблемно для ивента вообще и для нашего города в частности?
Для индустрии это проблема. В организаторы праздников идут многие, кому кажется, что это легкий бизнес, не требующий стартового капитала, приобретения производственных мощностей и торговых площадей. Конечно, приходит очень много случайных людей, решивших попробовать. Жертвами проб становятся заказчики и их праздничные события. Тем и хорошо появление профессионального сообщества организаторов мероприятий, что заказчик может выбрать, обращаться ему к частному лицу или опытному агентству с ярким, убедительным портфолио. Во главу угла ассоциация ставит образовательный уровень тех, кто берется за организацию мероприятий, организует тренинги, семинары, форумы, приглашает лучших российских и зарубежных экспертов. Ваше региональное объединение это уже сейчас планирует. На 2018 год запланировано несколько мероприятий, позволяющих желающим по-настоящему освоить профессию, получить знания для создания яркого продукта.
В вузах днем с огнем не встретишь специальности ивентора. Как вы сами ищите и доводите кадры?
Образовательный уровень, который дают будущим организаторам институты культуры, увы, не всегда соответствует требованиям современного рынка. Ощущение, что там готовят аниматоров или массовиков-затейников для парков или домов культуры, на мероприятия узкого масштаба, без современного технического оснащения. И когда мы берем даже выпускников с красными дипломами, возникает необходимость учить профессии с нуля. И хорошо, если они хотят обучаться – некоторые обладатели дипломов сразу считают себя специалистами и рвутся в бой, делая некачественный продукт.
В Москве есть довольно много школ и курсов по ивенту. Многие компании, набирая людей, сразу же проводят серьезные образовательные мероприятия. Потом специалисты вырастают и открывают собственные агентства. То же самое происходит и в Нижнем Новгороде, хотя и в меньших масштабах, поскольку здесь не так много образовательных событий.
В рамках премии "Event-Прорыв" как раз проводится не только награждение, но организована и деловая часть. Крупнейшие специалисты в нашей сфере считают за честь быть приглашенными в Нижний Новгород. И это уже стало определенным признаком: если тебя сюда пригласили, значит ты состоялся, ты профессионал. Слушать экспертов собирается невероятно благодарная аудитория. Я не раз видел зал, битком набитый молодыми людьми, желающими освоить профессию. Они с жадностью впитывают, не выпускают спикеров, задают массу вопросов. Это говорит об огромном желании.
У вас такая саморегулируемая индустрия получается. Сами учите, готовите себе конкурентов, объединяетесь в ассоциации, устанавливаете правила игры.
Конкуренция приводит к тому, что развиваются все, включая опытные агентства, не говоря уже о молодых. Более того, молодые довольно-таки энергично себя ведут, конкурируют жестко. И это заставляет всегда быть в тонусе. В конечном итоге, всегда выигрывает тот, кто обращается за получением творческого продукта.