Наталия Бочарова: "Жить можно счастливо, но легко жить не получится"
Вы – человек, который в наше непростое время продолжает бороться, зарабатывать и платить налоги. Ясно, что в кризис денег на рынке стало меньше. Что и как вы делаете, чтобы в нынешней ситуации держаться на плаву? Что движет вашим бизнесом? Какие есть новые идеи и кейсы?
Да, кризис чувствуется, но я бы не сказала, что это что-то тотальное. Деньги в компаниях все равно есть. Ивент-рынок разный: мы работаем с коммерческими компаниями и маркетинговыми проектами, а есть рынок свадеб и дней рождения, и у меня такое ощущение, что он вообще не упал.
Если говорить про маркетинговые проекты, то здесь поменялся подход. Может быть, количество денег не поменялось, но изменилось отношение к тратам. Сметы оптимизируются обязательно, максимальное соотношение цены и качества вытаскивается буквально в каждом проекте. Любой проект состоит из "скелета" и "мяса". Иногда в "мясцо" попадал "жирок", но сейчас это "сухие мышцы". Тем не менее, их функционал остается прежним.
А это всех клиентов касается – и больших, и маленьких? Все считают деньги, или ещё остались те, кто говорит: "Заверните"?
Мы никогда не боремся за бюджет, поскольку считаем, что деньги нужно тратить во благо. Есть понимание, нужно ли потратить эти деньги, чтобы было лучше, или можно от этого отказаться. Нам с клиентами везет: как правило, они совершенно адекватно принимают бюджет, и, если мы говорим, что без какого-то элемента будет плохо, они соглашаются.
Все всегда держится на харизме человека, на его энергии. Но нужно каждый день поднимать себя за волосы, тянуть, придумывать что-то новое. Вы очень давно на рынке и в принципе делаете примерно одно и то же. Что заставляет вас каждый раз брать себя в руки и идти вперед? Есть какой-то секрет у вашей компании и у вас лично?
Не думаю, что тут есть какой-то секрет – все действуют примерно одинаково. Мне повезло, у меня очень интересная работа. Пусть мы делаем одно и то же, но любой проект деталями отличается от предыдущего. И у нас всегда есть азарт, чтобы разнообразить, чтобы не делать, как было в прошлый раз. Это первое. Второе: когда мне хочется полежать и почитать книжку, меня всегда поднимает ответственность. За мной люди, которым нужно дать зарплату, клиенты, которые меня ждут. Это самые главные мотиваторы.
К разговору об одном и том же. Вы долгое время делали проект "Русские горки" на "Нижегородском кольце". Было яркое начало, но теперь вы его закрыли. С чем это связано, и насколько успешен был проект, если убрать всю "PR-бахрому"?
Конечно, если объективно оценивать роль проекта в общей массе ивентов по региону, может показаться, что он ничего не значит, но для нас это был прорыв. Мы впервые сделали своё собственное мероприятие, и жизнь наша уже перестала быть прежней. Мы всё стали делать иначе. В 2012 году, когда мы впервые провели это мероприятие, у нас не было автомобильных событий такого масштаба. "Нижегородское кольцо" знали только поклонники и фанаты, приезжавшие туда на гонки. Сейчас оно достаточно известно, в том числе, благодаря нам, и там проходит достаточное число мероприятий.
Так почему тогда закрыли?
Потому и закрыли, что хватает мероприятий на любой вкус уже и без нас. А второе – автомобильному рынку сейчас досталось больше других. И фишка "Русских горок" с тест-драйвами автомобилей всех дилеров оказалась трудно реализуемой.
Еще один ваш любопытный проект – "Арзамасский гусь". Хочется понять, в чем здесь основная фишка, зачем вы это сделали и чего добились?
Да, он немного странный для нас. Кулинарная тематика не была нам свойственна. Я сама не гоняю, не бегаю и не готовлю, но умею организовывать. И в Арзамасе была та же самая история. Арзамасский приборостроительный завод (АО "АПЗ" им. П.И. Пландина, производит приборы для авиации – ред.) когда-то пришел к нам с этой идеей. Им нужно было мероприятие в мощном и красивом родном городе, чтобы и туристов привлечь, и себя порадовать.
Поддержать командный дух, как это сейчас модно в продвинутых компаниях.
Конечно. На предприятии работает шесть тысяч человек, и им очень приятно, что теперь у них есть такое мероприятие. А кулинарная тематика пришла сама собой, потому что гусь – символ Арзамаса. То есть мы попали в тренд.
Вы попали в тренд ещё и с темой бега, с полумарафоном "Беги, герой!", который вы организовываете в Нижнем Новгороде. Это действительно крайне популярно в мире: нью-йоркский марафон, мюнхенский, московский, а у нас их проводится несколько. Что вас подтолкнуло к этой идее? Насколько вы довольны ее воплощением?
Все вышло случайно. Идею принесли наши друзья из школы бега I Love Running. Сказали, что у нас нет хорошего забега, и надо бы сделать. И мы, как организаторы, сделали, хоть и было очень трудно. Действительно, попали в тренд и прокачали аудиторию Нижнего, и с нашей помощью город стал бегать больше. Там есть благотворительная история, и это тоже очень круто. Она пока ещё слабая, но я надеюсь, что в будущем году мы сможем собрать на благотворительность больше денег.
Сколько обычно бежит людей в вашем полумарафоне?
В прошлом году финишировало 640 человек, а регистрировалось больше – просто кто-то не добегает. А в этом году участников было уже около 1200.
В 2017 году две тысячи человек соберете?
Я думаю, да.
А с чем связано, что все вдруг надумали бежать? Не бегали, не бегали, ели, пили и спали и вдруг… Что это – какая-то крупная кампания в мире? Или народ повсюду вдруг понял, что есть здоровый образ жизни, надо худеть и сжигать эмоции?
Это же мода. Лет 20 назад я носила вареные джинсы-"мальвины", а сейчас хожу в другом. Вот и с бегом так же. Стало модно, а бег – это ещё и самый простой вид спорта, не требующий больших вложений. На полумарафоне в Париже я видела девчонку, которая пробежала в простых кедах на 1 ч. 30 мин., а это очень хорошее время среди женщин. Бег – это особое чувство, когда ты в толпе, когда все такие же, когда тебе помогают, подбадривают. Это очень круто.
И это стало бизнесом. Там, куда приходят люди, появляются мода и деньги. Вам удается на этом зарабатывать, или пока только раскачиваете рынок?
Надеюсь, когда-нибудь мы будем делать это, но вряд ли сможем заработать много именно на этом проекте, потому что он благотворительный.
Всякий раз подобные мероприятия требуют взаимодействовать с госорганами. Нужны согласования, а иногда власть и сама хочет посветиться, сказать слова, прислониться к славе. Как у вас выстраиваются взаимоотношения?
Нам подписывают бумаги, и за два года, пока мы делаем "Беги, герой!", у нас диалог с властью случился. Она действительно начала помогать.
Еще один проект – "Голос традиций". Народные промыслы для ивента в привычном его понимании – это очень необычно. Зачем вы его делаете? Где здесь-то могут быть деньги, и как же вы зарабатываете? Пока все, о чем вы рассказываете – это практически некоммерческие истории.
Ну почему же все? "Арзамасский гусь" – проект приборостроительного завода, и там есть смета. А "Голос традиций" изначально затевался совсем не таким, каким он стал. Один очень хороший человек и меценат захотел сделать на своей родине праздник для сельчан. Мы его делали два года подряд, а потом предложили привнести туда идею. И теперь он стал в полном смысле "Голосом традиций".
В этом году приезжал губернатор, смотрел, как мы собираем ремесленников. У нас очень много людей, которые что-то делают – не такие владельцы бизнесов, как я, а те, что собственными руками творят. И мы стараемся их поддерживать. У нас есть гранты, и это тоже очень позитивная история. Всегда приятно делать добрые дела и при этом еще зарабатывать.
Кроме ивента, вы работаете еще и на BTL-рынкке. Какие времена он сейчас переживает? Стал ли он заменой другим средствам коммуникации?
BTL не такой, каким был лет десять назад, и сейчас редко уже встретишь грустных людей, раздающих листовки. BTL-коммуникация включает в себя и PR, и немножко ивента – это такая уже сложная механика, которая вовлекает человека. Сейчас никто не гонится за количеством контактов, сейчас нужно качество. Это есть, это действительно прикольные истории. Крупные компании это используют, потому что личный контакт всегда остается самым эффективным в дополнение ко всей остальной рекламе.
Каков сейчас этот рынок по сравнению к временам, которые мы называем тучными? Насколько хуже все сейчас?
Не хуже, просто иначе. Да, может быть, там стало меньше денег, уменьшились бюджеты, меньшее количество компаний используют BTL, потому что раньше все сводилось к обычной раздаче листовок. Любой сапожник использовал этот инструмент, а сейчас используют компании, которые могут себе позволить проанализировать, подумать и спланировать механику.
С кадрами у вас есть проблемы, или вы все сами делаете? Вы человек универсальный, а универсализм – типичная черта русского бизнеса.
А куда деваться? Это же маленький бизнес, и нужно уметь все.
Весь этот бизнес – ивент, реклама, BTL – это такой хендмейд. Капитализация вашей компании – это ваша капитализация. Вы – человек-бренд.
За мной стоит команда, и она не менялась, наверное, уже года три. Мы пытались расширяться, уменьшаться, но сейчас у нас есть постоянный костяк. Это люди со своими отточенными навыками. Каждый на своем месте, и мы друг друга дополняем. Сейчас же прекрасное время: бери любого хипстера – они же все клевые, творческие. Может быть, есть проблемы с ответственностью, но это все воспитывается. Для ивент-рынка в этом плане сейчас очень много возможностей.
Жаль, что никто из хипстеров, о которых вы говорите, не собирается поехать в Арзамасский район, сеять, пахать и убирать хлеб.
Ездят иногда. Случается. Это же тоже такая хипстерская культура – съездить в Арзамас, надеть картуз, запостить фоточки.
Но не поработать же.
Это да.
Верите ли вы в завтра нижегородского бизнеса, нижегородской экономики, в свой завтрашний день? Какие у вас ощущения, ведь быть предпринимателем, скажем прямо, очень непросто.
Отвечу словами моей бабушки. Жить можно счастливо, жить можно весело, но легко жить не получится. Лучше будет или хуже, а все равно будет трудно. Работать надо.