Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Мария Богомолова: "Как только журналист состоялся в Нижнем – он уезжает"

Основатель и руководитель Приволжской медиа-школы рассказала РБК ТВ Нижний Новгород о подготовке новых журналистов, важности педагогов-практиков и массовой безграмотности
Мария Богомолова
Мария Богомолова (Фото: Михаил Солунин/РБК)

На протяжении семи лет вы занимаетесь этим бизнесом – готовите новых журналистов. Наверное, сейчас можно уже подвести какие-то промежуточные итоги. Получилось ли у вас то, что вы задумывали? Есть ли на сегодняшний день какие-то новые планы? И, конечно, получаете ли вы удовольствие от своей работы?

Могу сказать, что всё, что задумывала, удается. Во-первых, мы получили свою собственную лицензию. Теперь мы – единственные в этой сфере, кроме, пожалуй, Нины Зверевой (руководитель тренинг-центра "Практика" – ред.), кто может выдавать диплом о профессиональной переподготовке, повышении квалификации. Кроме того, у нас есть лицензия на обучение детей. То есть все основные вопросы, которые касались лицензирования и собственного помещения, мы решили. Конечно, есть много того, над чем ещё надо работать, но за нашими плечами уже семь лет огромного труда и сотни слушателей.

Получается, что вы начали строить свой бизнес после кризиса 2008 года – время достаточно непростое. Затем случился ещё один кризис. А вообще есть ли бизнес в медиа-бизнесе? Я имею в виду зарабатывание денег. Или же это что-то вроде социального проекта?

В моем случае это, скорее, именно социальный проект, потому что я создаю своеобразную "школу мечты": делаю всё на совесть – от документов до вложений в людей. Но вообще сейчас образование – это очень хороший бизнес. В последнее время в Нижний Новгород приходит очень много сетевых структур, которые ставят своей целью как раз зарабатывание денег. Они заходят сюда, делая ставку на то, что это город-миллионник. Год-два, и их бизнес разваливается, потому что здесь нужно работать на совесть, а рынок как таковой – ограничен.

Поговорим о журналистике вообще. Вспоминаю 1990-е годы и слова губернатора Немцова о том, что "Нижний Новгород – это край непуганных журналистов". Действительно, у нас было самое большое количество средств массовой информации среди регионов России, кроме, наверное, только Москвы. Сейчас же ситуация совершенно иная, и той журналистики, которой бы хотелось, просто нет. Есть "паркетная" журналистика, "лакированная" журналистика, государственная журналистика и др. В ней сегодня масса ограничений и самоцензуры, она не является журналистикой в каноническом понимании этого слова. И, тем не менее, люди всё равно хотят быть журналистами. Кто те люди, которые к вам приходят?

Как раз тех, кто хочет стать журналистами, приходит очень мало. Приходят те, кто хочет быть телеведущими, телеоператорами и режиссерами монтажа. Журналистов – единицы.

Сколько людей, выходящих от вас, обычно трудоустраивается? Есть у вас статистика? Мне кажется, что в нынешней ситуации, когда журналистов только сокращают, найти работу могут лишь очень немногие одаренные и талантливые люди. Если бы ко мне сегодня пришли наниматься журналисты, я бы никого не взял: и мест нет, и вкладываться в новичков надо. Словом, не те времена, не 1996 год.

У нас трудоустраиваются 30% выпускников – те люди, которые уже пришли нацеленными на работу. Когда я в своё время училась в Академии госслужбы (ныне – Нижегородский институт управления – ред.) на экономиста, уже на втором курсе я поняла, что хочу работать на телевидении. Многие знают историю, когда я прямо ходила мимо телекомпании "Волга" и телевышки и говорила: "Господи, как сильно я хочу туда попасть!" А наша школа – это прямой мостик туда. Педагоги, которые у нас работают – непосредственно практики, с которыми можно познакомиться. Мы отправляем студентов на стажировку на каналы и радиостанции, где уже можно проявить себя. Но, повторюсь, журналистов приходит очень мало, к сожалению.

Очень многие работают сейчас на фрилансе. Опять же – к нам приходят экономисты, юристы, которые получили первое высшее образование и поняли, что не хотят этим заниматься. Они хотят зарабатывать деньги творчеством. Многие уже состоявшиеся в своих профессиях люди всё бросают и говорят: "Я хочу быть радиоведущим!"

А эти люди знают, что уровень зарплат на радиостанциях и в телекомпаниях совсем не соответствует зарплатам, которых они ожидают? Еще раз повторю – это не 1996 год, и это не Москва. Вы их предупреждаете об этом? Или они узнают об этом уже потом?

Когда люди к нам приходят именно за творческой профессией, то они не ставят целью зарабатывание денег. Да, конечно, один из первых вопросов у студентов: "Сколько мы будем зарабатывать?" Когда мы озвучиваем эти грустные цифры, то, конечно, сначала падает желание, но потом они понимают, как это интересно. И настоящие "маньяки", профессионалы своего дела, всё равно идут в журналистику.

Вы несколько раз сказали, что все хотят быть телеведущими. Представляю, что у них перед глазами картинка Первого канала или CNN, например. А есть ли у этих людей понимание того, что телеведущий – это не просто красивый и причесанный человек, читающий чужие тексты? Нужно разбираться в экономической и политической повестке. На мой субъективный взгляд, телеведущий – это тоже журналист. Как вам приходится объяснять им эту простую истину? Они соглашаются с этим?

Мы об этом говорим ещё по телефону, когда потенциальные студенты нам звонят. Мы объясняем им, чтобы не надеялись, что их сразу посадят в кадр. Сообщаем, что будем работать не только над имиджем и речью, но и учить их писать. Конечно, они это понимают. Тем не менее, многие наши студенты, которые приходили учиться к нам на телеведущих, оказались в эфире: Надежда Щукина – на телекомпании "Волга", Елена Фёдорова – на ННТВ.

Конечно, многие приходят для себя – студенты изучают актерское мастерство, речь, работают над своим имиджем, и в жизни это пригождается. Например, вести переговоры, имея такой бэкграунд, тоже здорово.

Сколько стоит обучение в вашей школе и сколько времени занимает курс?

За год слушатель платит порядка 60 тыс. руб. Обучение длится семь месяцев. Плюс восьмой месяц – стажировка. Можно сказать, что на это нужно потратить учебный год – по вечерам и в выходные дни. Занятия проходят два-три раза в неделю. Плюс практика.

Кстати, по поводу практики. Известная история, что у нас часто в высших учебных заведениях журналистику преподают теоретики – люди, которые не работали ни в кадре, ни "в полях". Наверное, это не плохо, но всё же без практической работы давать людям, как мне кажется, странно. И это не только в журналистике. У нас так и бизнесу учат – преподают люди, которые никогда бизнес не создавали. Я ничего против факультета журналистики не имею, но, тем не менее, такая тенденция там есть.

Вы сказали, что у вас преподают именно практики – люди, которые работают в медиа-бизнесе профессионально. Как вы с ними договариваетесь? Как вы проводите их отбор? У нас довольно большое количество журналистов, но, наверное, не все из них могут преподавать, ведь это педагогическая деятельность.

Мы подбираем только практиков, причем, только ведущих практиков. У нас так заведено, что по каждой специальности есть мастер курса – абсолютная звезда в Нижнем Новгороде. Ну кто может усомниться в Льве Харламове, мастере курса у радиоведущих? Или Алексей Ромашин – звезда графического дизайна мирового масштаба! Поэтому моя основная цель – сделать так, чтобы у руля были профессионалы своего дела.

Мы вообще не даём теорию – иначе придется учиться пять лет. За семь месяцев мы должны дать максимум практики. Конечно, иногда расстраивает, что в других частных школах, в том числе, и федеральных очень мало внимания уделяют подбору преподавателей. Мне кажется, что учиться нужно у лучших.

А как вы противостоите условно новой теме вебинаров, возможности получить образование через интернет? Ведь сейчас есть возможность дистанционно присоединиться к курсу кого-нибудь из великих представителей профессии. Это быстро, это недорого. Скажите, есть ли конкуренция?

Это зависит от направления. Например, по графическому дизайну пакеты программ довольно много изучают в интернете. Но, тем не менее, мы исследовали свою целевую аудиторию вдоль и поперек, и понимаем, что студентам всегда нужен наставник. Просто узнать что-то для себя – да, ты можешь взять вебинар. Но когда ты хочешь сменить профессию, тебе нужны не только знания, но и человек, который поведет тебя за собой.

Лицом любой школы всегда является оборудование. И это дело весьма недешевое. Как у вас с этим обстоят дела? Вы используете профессиональную технику?

Что касается радио, то у нас есть миниатюрная звукозаписывающая студия. Естественно, когда идет базовое образование, то можно заниматься в ней, а если появляется какое-то усложнение, углубление, то студенты идут в другую студию – к нашему мастеру. С фотопавильоном тоже понятно: они снимают фото и видео с нашим светом. Поэтому мы делаем и эфиры – у нас очень мощная детская школа, и мы делаем свои эфиры с детскими программами.

Поговорим тогда про детей – это всегда важно. На детях, конечно, не экономят, поэтому с точки зрения бизнеса это достаточно удачное направление. Но и не самое простое, потому что отношение к детям должно быть другое, педагоги должны быть другими, ведь одно дело – говорить с людьми взрослыми, и совсем другое – с детьми. Как здесь вы подбираете педагогов? И как настраиваете детей, чтобы они понимали, о чем вообще речь?

Многие наши дети становятся профессиональнее взрослых. У нас есть выпускники Детской школы телевидения, готовые поступать в вузы, которые делают профессиональные фото- и видеорепортажи, создают собственные программы. Поэтому если говорить о педагогах, то это те, кто работал с детьми на телевидении. Например, основные наши преподаватели работали на телекомпании "Волга" в программах "Часы с кукушкой", "Не зевай!" и др. Конечно, это другие педагоги – состав детской и взрослой школ различается кардинально, потому что совершенно разные подходы.

При всём уважении к "Часам с кукушкой" (у меня очень хорошие отношения со всеми создателями этой программы), то телевидение, которое было раньше, и сегодняшнее – это две совершенно разных истории. Во-первых, другие технологии, во-вторых, другие требования к журналистам, в третьих, другая подача. Как вам удается следить за этими инновациями? Соответствуют ли ваши педагоги новшествам, которые появляются в профессии?

Непосредственно сами педагоги развиваются. Люди, которые у нас преподают, до сих пор работают в журналистике. С другой стороны, мы добавляем новые предметы – у нас есть девочки, которые занимаются видеоблогингом. Двигаемся в этом направлении.

Цифровая экономика, без сомнения, уже изменила ландшафт медиа-бизнеса и не только. Очевидно, что газеты – это вчерашний, если не позавчерашний день. Есть люди, которые ещё хотят быть газетными журналистами?

Не так давно мы пытались запустить курс, который называется "Мультимедийная журналистика" – про конвергентные СМИ. Но самое интересное, что нижегородский рынок пока не готов обучаться этой профессии. Мы впервые запустили его пять лет назад, и за всё это время получили всего одну заявку.

Мы предполагали, что будем учить студентов писать, подписывать фотографии, снимать фото и видео, монтировать, работать со звуком – уникальный курс. Видимо, люди посчитали, что могут научиться этому сами. Но я уверена, что придет время, когда все устанут от непрофессионального контента и придут учиться делать профессиональный.

Социальные сети дали каждому человеку возможность без базовых навыков и даже без знания правил русского языка почувствовать себя "гражданским журналистом". То есть вы можете без проблем устроить прямой эфир, написать что-то, дать комментарий по любому поводу, который вы посчитаете нужным. И эта "гражданская журналистика", которая зачастую оказывается фейковой, сегодня двигает, поддавливает классические СМИ, дающие факты, комментарии, проверяющие информацию, приглашающие серьезных спикеров. Насколько вы обсуждаете эту тему с будущими журналистами? Понимают ли они, что это такое? На чьей они стороне?

Эта тема активно обсуждается, скорее, с педагогами, потому что мы видим массовую неграмотность населения. Мы пытаемся разговаривать с нашими слушателями, и они всё понимают и готовы над этим работать, но это очень сложный процесс. Это совершенно другое поколение, которое "как слышит, так и пишет". За эти семь месяцев мы пытаемся в них что-то заложить и хоть как-то изменить эту ситуацию, но это ничтожные крохи. Я не знаю, к чему приведет эта тенденция, причем, тенденция общероссийская или даже общемировая.

Каким вы видите будущее нижегородской журналистики? И что вы намерены делать в дальнейшем, о чем мечтаете?

Я мечтаю открыть свой вуз, который бы давал высшее образование в сфере медиа. У нас такая острая нехватка профессиональных кадров! И мне очень жаль, что мы находимся во "взрывной волне" от Москвы и Санкт-Петербурга! Очень много людей сегодня уезжает: как только человек состоялся в профессии, он тут же уезжает в Москву или Питер. Поэтому очень сложно работать на этом рынке, но стараемся и делаем всё, что можем.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Н.Новгород
Развожаев сообщил об уничтожении воздушной цели у Севастополя Политика, 05:55
Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% Общество, 05:39
Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США Политика, 04:57
Израиль нанес ракетный удар по Ирану Политика, 04:52
Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля Политика, 04:46
Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья Общество, 04:25
ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» Политика, 03:57
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье Город, 03:52
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12