Лента новостей
Все новости Н.Новгород
В ГИБДД допустили появления в автошколах курса по оказанию первой помощи 17:46, Общество К Пономареву перевели некурящих сокамерников 17:41, Общество Сестра Сенцова получила за него премию Сахарова 17:31, Общество Голикова назвала число оставшихся ветеранов Великой Отечественной войны 17:29, Общество Избранная генпрокурор Нью-Йорка анонсировала расследование против Трампа 17:28, Политика Как четвертая промышленная революция повлияет на транспорт в России 17:21, РБК и ГТЛК Аэропорт Домодедово установит рамки для проверки сотрудников на трезвость 17:11, Общество Мединский предложил назвать новый танк «Кобзарь» 17:05, Общество РФПИ подтвердил перенос финансирования ЦКАД итальянской Anas на 2019 год 17:00, Бизнес Как будут праздновать Рождество в Москве 16:58, РБК и Путешествие в Рождество Чего ждать от альткоинов: Litecoin, Cardano, BCash и Tron подорожали 16:57, Крипто Меркель заявила о поддержке Германией продления антироссийских санкций 16:55, Политика Как выглядит офис «Лаборатории Касперского» в Мадриде 16:41, Недвижимость  Парковка в Москве будет бесплатной в новогодние праздники 16:40, Общество Что происходит на рынке коммерческой недвижимости 16:40, Недвижимость Росавиация заявила о выселении туристов «Жемчужной реки» из отелей Китая 16:36, Общество Путин предложил ежегодно оказывать ветеранам материальную помощь 16:26, Общество Депутат предложил после ЧМ-2018 сделать рекламу пива на ТВ постоянной 16:23, Технологии и медиа Квартира Кейт Миддлтон в Челси продается за $2,9 млн 16:22, Стиль Глава СПЧ назвал аресты за неуважение к власти нарушением свободы слова 16:21, Политика Сергей Негляд — РБК: «Планируем войти в десятку молочных компаний России» 15:55, Партнерский материал Мантуров оценил ущерб бюджету от нелегальной торговли сигаретами 15:52, Общество Прокурор назвал терактом стрельбу с жертвами в Страсбурге 15:43, Общество Росавиация расторгла договор с подрядчиком новой полосы в Домодедово 15:42, Бизнес Росгвардия закупит 15 бронемашин «Урал» за ₽200 млн 15:39, Политика Tesla решила взыскать $167 млн с экс-сотрудника 15:33, Общество Глава AllianzGI заявил о необходимость запретить криптовалюту 15:32, Крипто Минобороны показало первое после поставки в войска видео с МиГ-35 15:32, Политика
Евгений Кудельников: "Снимать кино в Нижнем Новгороде очень выгодно"
Нижний Новгород, 23 окт 2017, 10:59
0
Евгений Кудельников: "Снимать кино в Нижнем Новгороде очень выгодно"
Режиссер рассказал Руслану Станчеву о судьбе проекта "Кинофактура" и фильма "Студия Нижний", о дискредитации кино для души, и гонках "Калины" и "Мерседеса" в кинематографе
Евгений Кудельников (Фото: РБК)

Вашему проекту "Кинофактура" уже год. Можно вас с этим поздравить. Ведь многие не верили, что вы сможете. С какой целью он создавался, и все ли получилось?

Нам находят разные модные определения, например, креативное пространство. На самом деле "Кинофактура" – это новый формат киностудии, которая существует с 2010 года. Это открытая площадка для людей, которые хотят развивать кино здесь, причем не на уровне увлечения, а как конкурентное российское и мировое кино. Это далеко идущие цели. Что же до локальных планов – нам нужна была площадка для показа дебютного полнометражного фильма. Прежде всего, "Кинофактура" создавалась именно для этого, потому что в коммерческие кинотеатры пробиться довольно сложно. И эта задача выполнена абсолютно.

И всё же Нижний Новгород – далеко не киностолица. Ну, может быть, документальное кино здесь было развито в советские годы. Есть замечательные режиссеры – Сокуров, Михалков отчасти, хорошие актеры. Но вот школы, сравнимой со Свердловской или Одесской киностудиями, не было. Я правильно понимаю, что вы взялись за незавершенный гештальт, чтобы сделать кино хотя бы федерального уровня?

Мир изменился, и всех нас подгоняет технический прогресс. До 2010 года все упиралось в огромные расходы, которые региональным кинематографистам потянуть было невозможно. Но потом стали появляться камеры, которые продаются свободно и дают весьма приличное качество на экранах кинотеатров. Мир стал другим, и огромное количество людей стали пытаться снимать кино. Конечно, в Нижнем Новгороде никогда не было своей художественной киностудии, нет инфраструктуры, нет сложившейся школы. Теперь источники обучения открыты, а на первое место выходят желание что-то делать, талант и упертость. С точки зрения перспективы и бизнес-составляющей производства кино наш город подходит просто идеально.

Ведь что из себя представляет база для кинопроизводства? Во-первых, нужны локации. Нижний Новгород отличается тем, что в нем сочетается всё понемногу – любой ландшафт, любой архитектурный стиль, самые разные исторические памятники. По большому счету, в нем можно снять практически любой современный фильм. Во-вторых, город не слишком сильно затерт в плане работы с крупными киногруппами, хотя к нам каждый год кто-то приезжает снимать. Город лоялен по отношению к киношникам, в нем много места, не тесно, жители приветливо встречают. В-третьих, у нас есть отличная актерская школа. И если все эти составляющие объединить под продюсерским управлением, становится понятно, что снимать кино в Нижнем Новгороде очень выгодно. Съемочным группам далеко ездить не надо, актеры спят дома, не нужны мегатрейлеры, значительные гостиничные и экспедиционные расходы. Наша идея заключается в том, чтобы самим снимать кино здесь, не вливаться в московские компании, не уезжать, а создать свою киностудию.

Ваш фильм "Студия Нижний", как мне показалось, снимался бесконечно долго, словно что-то все время мешало.

Бывали моменты, когда я сам останавливал производство на полгода. Я сознательно принял решение ввязаться в создание большого фильма, сложного даже по нынешним российским меркам, не имея полного бюджета на момент запуска. Была дилемма: либо я начинаю искать полный бюджет, и за это время у меня уходит удачный момент для запуска проекта, уходит кураж, теряются люди, либо я верю, что, найдя примерно треть средств на старте, остальное привлеку потом. Я в тот момент был очень романтично настроен. Первые деньги нашел довольно быстро, и мы очень удачно отработали год. Первые ролики собрали приличное количество просмотров в YouTube. О нас заговорили, и все всем нравилось. Случилось ровно то, чего я, конечно, опасался, но надеялся, что это не произойдет. Остальные финансы находились с большим трудом, мы вложили все, что только можно: деньги от коммерческой работы на рекламе, проводили пару компаний по краудфандингу.

И все равно не хватило?

Ну почему же? Сейчас фильм закончен, мы его готовим к прокату в кинотеатрах – сначала в нижегородских, а там посмотрим, как его примет широкий зритель. Уже примерно знаю, чего ждать от проката, потому что на закрытых показах в "Кинофактуре" фильм посмотрело порядка полутора тысяч человек.

Я специально показывал его разным людям, потому что мы изначально задумывали кино для широкой аудитории, никого не хотели поразить артхаусом и всех "убить" на Каннском фестивале – даже в мыслях такого не было. Хотелось, чтобы фильм посмотрели нижегородцы, особенно те, кто забыл, что можно сходить в кино и получить удовольствие. Я не хвалю себя, но мы поставили галочку, поскольку подавляющее большинство зрителей, посмотревших фильм, ушли с превзойденными ожиданиями, привели друзей и родственников, а многие были по два-три раза. И они испытывают те самые эмоции, на которые я рассчитывал.

Давайте подождем выхода в прокат и оценок большой аудитории. Кстати, "убить" Канский фестиваль было бы неплохо.

У меня и единомышленников абсолютно другая точка зрения на это. Нельзя разбрасывать усилия – нам нет никакой радости в лаврах уважаемого режиссера Звягинцева. Его фильмы и фильмы, побеждающие на Каннском фестивале, не делают людей счастливыми. Их не советуют друг другу, на них не ведут детей и родителей. Дело не в том, что это драматический жанр или что-то подобное.

Почему, собственно, я и ввязался в производство, не понимая в нем ничего? Лично мне не хватало того, что хотелось бы посмотреть в кино – а я вырос на советских фильмах, заставлявших думать и бесконечно их пересматривать. Хотелось сделать что-то, что интересно смотреть и самому, и окружающим. И этот подход себя оправдал. Это совершенно не фестивальный подход: запросы диаметрально противоположные.

Недавно был в кино, и перед фильмом обратил внимание на трейлеры российской индустрии. Знаете, в пору уходить из кинотеатров. Это просто какой-то караул: низкопробные комедии, фекальный юмор, бесконечная смесь "Камеди Клаба" и "Дома-2". На этом же фоне – разговоры о фильме "Матильда" со всех сторон. Такая амплитуда событий вокруг кино. Тем не менее, многие фильмы пользуются господдержкой Минкульта, значит, получают деньги. У государства есть ресурсы, чтобы вкладывать в такое кино, а на кино, которое снимаете вы, которое делает людей счастливыми и позитивными, денег нет. Или у вас пока не было возможности попросить поддержку у государства?

На этот вопрос легко ответить с позиции бизнеса. Если представить себя на месте финансиста, кино – дело, мягко говоря, недешевое. Для Нижнего Новгорода наш бюджет вообще бомбический, хотя в масштабах России мы находимся в районе дорогого фестивального короткого метра. Если же говорить о фильмах масштабных, это огромные деньги. Вот и представьте, что эти деньги у вас есть, и вы не против поддержать кино. Думаю, первым критерием для вас будет минимизация рисков. Это означает, что вы не можете доверить бюджет в 100-200 млн человеку, которого вы не знаете. Может быть, я и получу такое финансирование, но для этого нужно себя проявить с точки зрения зрительского интереса.

В нашем кино всё не слава богу, как и в других отраслях. Все грешат на ЖКХ, а в кино ещё труднее всё просчитать. Даже в Голливуде из десяти фильмов, максимально просчитанных с точки зрения маркетинга и вложения средств, девять оказываются провальными. Чем кино и привлекает идейных инвесторов – оно позволяет проверить совпадение собственных ощущений и своего внутреннего мира с ожиданиями большого числа людей. Об эффективности господдержки ничего сказать не могу. Государство пытается вкладывать в то, что должно идти на пользу, но ведь это не математика.

Власти Нижнего Новгорода не так давно пытались вписаться в фестиваль "Горький Fest". Чиновники с удовольствием фотографировались с актерами, демонстрировали заинтересованность в процессе. Сложилось впечатление, что чуть ли не город это организовывал. А горожане высказывали недовольство тем, что об этом ничего не знали – рекламы почти не было. Зато были какие-то странные истории с пригласительными. Организации была поставлена твердая "двойка". Кто же виноват в этой истории?

Я бы не стал расставлять акценты вины и невиновности. У меня другой взгляд на "Горький Fest", и его поймет тот, кто с позиции креатива пытался сделать в нашем городе что-то новое. Мысль потребителя о том, где и что можно легко сделать – это заблуждение. Считаю, этот фестиваль – невероятная мощь и успех тех, кто его организовывал.

Да, только зрителей не хватило, чтобы это прочувствовать.

Во-первых, хочу сказать спасибо "Горький Fest" за приезд профессионалов из большого мира кино. Познакомившись с ними я понял, как много сил они тратят, чтобы любыми способами развивать свое, российское. Хорошо, что они обратили внимание на Нижний Новгород. Во многом это произошло потому, что продюсер фестиваля Оксана Михеева ​– нижегородка, выпускница нашего театрального училища, и ей давно уже хотелось сделать здесь фестиваль. Но одно дело, когда хочется, и совсем другое – найти людей, готовых спонсировать. Провели без копейки бюджетных денег. Это уникальный случай, потому что обычно фестивали идут такими же статьями в Минкульте, как и кино.

Главная проблема была с центральной площадкой. В нашем городе найти зал с экраном и красной дорожкой оказалось проблематично. Не знаю, по каким причинам не удалось договориться с драмтеатром и "Комедией", хотя попытки видимо были. В итоге организаторам пришлось совершить чудо – снова завести кресла и проектор в "Октябрь", который стоял законсервированным. Думаю, и сложности с рекламой были связаны с тем, что главная площадка была согласована чуть ли не за неделю до проведения.

При этом интерес к кино вообще очень слаб. Пустой зал в "Октябре" так же пуст, как и любой другой кинозал на обычных сеансах в Нижнем Новгороде. Российское кино, которое готовы смотреть взрослые люди, себя дискредитировало и не может застолбить за собой право взять деньги за билет. А голливудские блокбастеры имеют рынок сбыта на весь мир, рассчитаны на школьников или чуть старше. Вот и все объяснение. Просто посмотреть российское кино желающих мало. Никто ничего от него не ждет. То же и со "Студией Нижний". Очень трудно заманить зрителя на показ. Это уже когда они пришли и посмотрели – все в порядке. Что касается общения, на встречах и круглых столах с продюсерами и актерами в "Кинофактуре" были аншлаги каждый день. Очень большой интерес ко всему живому, что происходит в кино.

Выходит, уровень российского кинематографа не соответствует тому, чего ждет потребитель.

Это неудивительно – рынок сбыта очень мал, поэтому и деньги вкладываются небольшие. Потому и не может он тягаться с мировым кинематографом. Один простой факт: если сложить бюджеты всех отечественных фильмов за год – и с Минкультом, и без него – они окажутся меньше, чем один "Форсаж". Здесь не будет чудес. Вы не можете на "Калине" соревноваться с "Мерседесом". Мы просто не в той весовой категории. Но есть позитивные тенденции, связанные с выходом на китайский рынок. Проекты, попадающие туда, тянут индустрию вверх.