Татьяна Виноградова: "Терять нижегородскую Стрелку нам никак нельзя"
Печальный факт: в Нижегородской области нет ни одного объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя здесь много памятников, природных картин и ландшафтов. Нас уже трудно чем-то удивить, но вот это поражает. А если посмотреть на карту Европы, там все пестрит памятниками. Почему так?
Хороший вопрос. Я и сама думаю об этом. Действительно, такая громадная Россия, и мы видим на её карте всего 16 памятников всемирного культурного наследия и 10 природных. То есть всего их 26. Это белокаменные памятники Владимира, Московский Кремль, Петербург, Кижи, Байкал. А в Нижегородской области их нет. Хотя мы очень любим нашу землю и считаем, что наш Кремль – самый лучший. Почему не он является памятником ЮНЕСКО, а казанский? Я думаю, надо просто на это настроиться. Недавно президент страны обращался к губернаторам и говорил о том, что работу по представлению объектов в регионах надо активизировать и организовать. Это все возможно – надо только работать в этом направлении.
Давайте представим себе несколько таких объектов на территории Нижегородской области. Первое, что приходит на ум – это как раз Кремль.
С ним все сложно. Я бы хотела, чтобы он был памятником всемирного наследия. Мы делали такую попытку и даже получили первый результат. Нам сказали: "Да, готовьте". А потом все как-то заглохло. Кремль – средневековое сооружение, и надо очень аккуратно вести там новое строительство. Там строится новое здание администрации, и я в свое время очень боялась, что нас могут не понять в Центре всемирного наследия. Первозданный вид должен сохраняться.
Вот почему Казанский кремль стал памятником? Я слышала выступление Минтимера Шаймиева на съезде реставраторов. Очень мудрый человек сказал, что сохранение культурного наследия – это сложная работа души, но это работа и для души. И я его очень уважаю за это. Казанский кремль обошел нас, хотя он меньше и скромнее, и нет того, что, как говорил когда-то Юрий Адрианов, "наш Кремль – это ожерелье на груди горы, а башни – это каменья". Это все у нас необыкновенно и интересно сделано с инженерной точки зрения. Казанский кремль прошел, потому что сейчас очень важен диалог культур. Там и православной культуры много – великолепный Благовещенский собор отреставрирован, и новая мечеть построена, которой многие почему-то возмущались.
Что еще вы хотели бы видеть всемирным наследием на территории нашего края?
Безусловно, в этот список проходил бы Волжский откос и наши берега. И Стрелка туда попала бы. Во всемирном наследии есть памятники культуры, памятники природы, а есть еще и культурный ландшафт. Я уверена, эти места стали бы памятниками, потому что они потрясают и достойны этого.
Что нужно для этого делать? Какие шаги необходимо предпринять?
Решение принимается Центром всемирного наследия. В год включают примерно по одному объекту от страны. И мы не можем сделать все залпом: сегодня захотели, завтра нас ввели. Но в России есть свой, резервный список всемирного наследия, и вот туда мы можем войти.
Но мы этого не делаем. Мы такие ленивые и нелюбопытные?
Мы сами все пропускаем, просто проходим мимо. Говорим очень много о привлекательности города, о туризме, но не делаем того, что действительно необходимо. Надо готовить документацию, привлекать специалистов, делать заявку. Есть четкий список необходимых действий.
К слову о туристической привлекательности, о которой так много говорят власти. Если территория признается объектом всемирного наследия, это автоматически притягивает гостей, а туристы приносят деньги. Это же экономика в чистом виде.
Да, это магнит для туристов и польза для области. Надо вставать на этот путь, тем более, у нас есть специалисты высокого уровня. И здесь власть должна взяться за дело. Если президент сказал, что это нужно делать, дальше слово за губернатором.
В Татарстане это указание главы государства восприняли. У них уже два или три объекта.
Два из них уже в списке – это Булгар и Кремль. И они приготовили Свияжск – он в предварительном списке. Народ знает и гордится этим.
Нижегородскую общественность всколыхнула тема Стрелки и уникальных пакгаузов на ее территории. Эти сооружения вроде бы подлежат сохранению, но есть некоторые люди, в том числе и высокопоставленные архитекторы, которые рассматривают вопрос сноса.
Один из участников круглого стола по этой теме как-то очень лукаво сказал: "А вы пройдите по городу и спросите: сносить или не сносить непрезентабельные склады? Конечно, все скажут, что надо сносить". И я могу понять, потому что почти никто не видел эти сооружения, и единицы могли попасть внутрь и ахнуть. От бывшего порта сохранились четыре склада: два из них идут вдоль Волги. Их почти не видно. Они никогда не привлекали и мое внимание, пока я не увидела, что это такое.
Вы глубоко в теме и многим открыли глаза на красоту пакгаузов. Расскажите о них.
Это павильоны центрального здания Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Но ведь и о ней мы очень мало знаем, в основном, только специалисты. Ярмарку знают все, и она заслонила собой выставку.
Между прочим, наша выставка была больше, чем парижская 1889 года и в три раза больше предыдущей московской! Когда я своим студентам это показываю, никто сначала не верит, что это Нижний Новгород. Мне говорят, что это Париж. Просто павильоны проектировали лучшие российские архитекторы, и там все было необыкновенно. Если посмотреть на рисунок выставки с высоты птичьего полета, мы увидим в центре громадное колесо диаметром 300 метров. По радиусам стояло 8 огромных павильонов, составивших центральное здание. Причем самый главный павильон, где был мануфактурный отдел, и куда входил Николай II – это один из обсуждаемых складов нашего бывшего порта, а второй склад – это другой павильон выставки.
Это история, и всем должно быть интересно.
Да, но от той выставки ничего не осталось. Она была потрясающая и исчезла как мираж. Но, я думаю, ничего случайного не бывает. В этом году отмечается 120 лет Всероссийской промышленной выставки. И вдруг именно в это время люди заметили павильоны!
Если от стен Кремля посмотреть на Стрелку, открывается вид на унылые сараи. Но такими они стали сейчас, потому что великолепные, ажурные, необыкновенной красоты и изящества конструкции были заложены кирпичом и асбестовыми панелями. Прежде чем спрашивать, сносить или не сносить, надо, наверное, сначала показать это людям?
Я не знаю ни одного человека, которому показали и рассказали, а он после этого предложил снести. Это наша ценность, и принадлежит она всем жителям города, да и всей России.
Что интересно, когда мы смотрим на эти конструкции, там видна совершенно неведомая нам, ушедшая инженерная культура. Если бы колонны ставили сейчас, это были бы какие-нибудь швеллеры, двутавры, сплошные прокатные профили. Такие колонны – мощные, но неинтересные вообще. А тогда этого не было: были только уголки и полосовое железо. Из них колонны собирались – они прозрачные, легкие, напоминающие стволы пальм. А там, где должны быть листья, расположены арки и фермы. Это очень и очень интересно.
Кто это все придумал?
Большое колесо, которое было в Нижнем, до этого работало в 1882 году в Москве на предыдущей выставке. Знаете, кто делал проект этого павильона? Архитектор Рязанов – тот самый, что проектировал Троицкий собор в Дивеево. Дальше – архитектор Каменский, который проектировал церковь Серафима Саровского в Сарове. Они связаны с нашей землей. И инженеры – Вышнеградский и Паукер, которые потом министрами стали. То есть головы работали очень хорошие. Терять результаты их трудов никак нельзя.