Денис Гайдук: "Соцсети стирают грань между фото обывателей и искусством"
В Нижнем Новгороде, очевидно, очень много и фотографов, и студий. Предложение очень большое. Как вы как профессионал можете оценить уровень развития нижегородской фотографии?
Все очень относительно. Если сравнивать с городом, каким он был ещё несколько лет назад, то, конечно, стало намного интереснее, лучше. Появились какие-то движения, появились стилисты, школы стилистов, школы фотографии и так далее. То есть обозначилось движение вперед. Относительно общемирового уровня, конечно, Нижний Новгород пока отстает. Отстает и с точки зрения коммерческой фотографии (потому что её пока ещё нет фактически в Нижнем Новгороде), и уровнем контента. У нас нету школ, учреждений, где можно научиться видеть и делать правильно. Все собирается на коленках.
Выходит, что рынок коммерческой фотографии не сформирован. Но как же быть со свадебными фотографами, студиями и прочим? Это ещё не рынок?
Кроме свадебной фотографии, "коммерции" в Нижнем Новгороде очень мало. В нее входит работа с крупными компаниями, с производителями, которых у нас немало. Пока постепенно мы только начинаем на него выходить.
Справедлив ли выставляемый нижегородскими фотографами ценник за работу? И готовы ли люди за фотографию платить?
В Нижнем не хотят платить за съемки. И не понимают, за что именно здесь платить. Со стороны обывателя фотограф - это тот, кто нажимает на кнопочку, и потом просто выводит фотографии. На самом деле это процесс достаточно сложный и требует гораздо больше времени, чем просто съемка. Люди, не понимая этого, не хотят платить. Даже крупные производители, у которых есть достаточные бюджеты на рекламные компании, не хотят платить.
Как это может измениться? Индустрия должна заниматься воспитанием клиента?
Мне кажется, индустрия и те люди, которые в этой сфере работают должны не прогибаться под те условия, которые им диктует заказчик, а доказывать свою точку зрения.
Есть ли вокруг профессии в Нижнем Новгороде сообщество, которое могло бы внутри себя регулировать подобные вопросы?
Нет. Оно могло бы появиться. Мы об этом не раз говорили с ребятами, которые уже вышли на определенный уровень. Я вспоминаю собрание с уважаемыми фотографами так называемой старой школы. Предыдущее поколение. Они мне объясняли, что это нужно делать, нужно регулировать и качество, и уровень, и ценообразование, чтобы все было в определенных рамках. Потому что сейчас в фотошколах воспитали армию молодых фотографов, которые сбивают цену. Все переходит на дружеский формат, а это снижает среднюю цену по рынку.
Что же мешает создать это сообщество-регулятор?
Я не знаю. У меня на все есть простое объяснение - ментальность города. Люди отчасти не понимают, зачем это нужно. Это не то, с чем нужно мириться. Да, нужно бороться, но что-то делать.
Если на коммерческой фотографии можно сделать бизнес (тут само название предполагает), то возможно ли это с фотографией художественной? И есть ли вообще художественная фотография в Нижнем Новгороде как развитое явление?
Художественная фотография есть, и очень много ребят, которые дают интересный контент в этом плане. Только нужно учесть, что в большинстве своем фотографы - это творческие люди. С бизнесом они никак не связаны. И тут нужно привлекать хороших менеджеров, которые будут заниматься ими, продвигать, тех людей, которые учились продавать. И если такая коллаборация произойдет, то в этом случае таких фотографов станет больше.
Это предполагает совсем другую финансовую подушку, чтобы уже несколько человек работали над проектом? Это отдаленная перспектива?
Я думаю, что это достаточно близко.
Для художественной фотографии нужны выставки, площадки продаж, покупатели. Есть спрос на нее?
Понимающие зрители приходят на выставки художественной фотографии, но их недостаточно. Чаще всего приходит зритель с довольно консервативным взглядом на жизнь и на искусство. И если говорить о современной фотографии, то это и есть современное искусство, но многие люди этого не понимают. Не понимают, зачем им фотография в напечатанном виде, которая чья-то фотография, снятая не ими, которая будет висеть в их гостиной или прихожей. Фотография в первую очередь - это искусство, искусство видеть. И я постоянно просматриваю контент тех студий, агентств, которые продвигают фотографов в Америке, Европе. Там это складывается совсем по-другому. Там работает команда, не просто фотограф, а команда пиарщиков, менеджеров.
Фотография популяризируется посредством соцсетей. Но контента, который человек потребляет в течение дня, стало слишком много, и уже сложно разграничить фотографию и обывательский взгляд.
Есть и противоположная точка зрения, что доступность фотографии. напротив воспитала в зрителе понимание того, как это работает. То есть теперь он может оценить уровень сложности той фотографии, которую он перед собой видит. Это не так?
Мы не просто так иногда выезжаем в компании, чтобы обучать штат мобильной фотографии. Чтобы их альбомы в социальных сетях были более симпатичными и правильными. Это востребовано. Люди хотят снимать лучше, и у них есть понимание того, что можно делать это качественно, зная какие-то элементарные правила.
Сейчас, когда мы всю информацию потребляем в электронном виде, вы сторонник печати фотографий?
Фотография начинает жить, когда напечатана. Когда фотография приобретает материальный формат в виде принта, тогда она начинает жить.
Очевидно, что школ фотографов в Нижнем Новгороде очень много, но качеством обучения вы недовольны. Как учиться на фотографа, чтобы это была качественная на выходе работа?
В первую очередь нужно воспитывать в себе вкус. К сожалению, в России очень мало учреждений, которые дают именно профессиональное образование в этом плане. Если брать опыт европейских школ, то там да. Можно ехать туда, но это не каждому по карману. И в большинстве случаев не окупится здесь. Для галочки, для себя и для сертификата можно.
Вам удалось построить бренд из своего имени без команды пиарщиков. Как к этому прийти человек, который выбрал для себя этот путь?
Работать и посвящать жизнь этому. Быть не просто фотографом, но и менеджером, и пиарщиком. И заниматься самообразованием не только в плане фотографии. Нужно смотреть на фотографию не как на профессию, но на дело, на бизнес.
Сейчас деятели искусства сталкиваются с тем, что им часто приходится заходить на некомфортную для них зону бизнеса. У вас есть своя студия, но вы же в ней и фотограф, все время приходится балансировать на границе между бизнесом и искусством. Насколько сложно это дается?
Это вещи взаимодополняющие друг друга. Это сложно, но и интересно. Это как игра: здесь ты художник, а здесь ты работаешь над тем, чтобы научиться продавать.
Какую бы Нижнему Новгороде дали перспективу в появлении понимающего зрителя. понимающего покупателя, качественного фотографа. Этот процесс сейчас идет?
Все к этому очень медленными маленькими шажочками двигается. Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы воспитаем вкус и желание потребителя пользоваться тем, что мы делаем.
Вы в Нижнем сколько работаете?
10 лет.
Не появлялось желания уехать? Из Нижнего Новгорода многие переехали в Москву или Санкт-Петербург. Возможностей там для фотографов больше? Есть ли смысл уехать? Или есть смысл остаться и бить в одну точку.
Если честно, каждый день по нескольку раз появляется желание собрать сумку и уехать. Периодически я езжу по городам, чтобы впитать, привезти что-то новое и реализовать это здесь, реализовывать какие-то инновации.
Вы пытались преподавать? Хотели бы воспитать это новое поколение фотографов?
Я преподавал и периодически преподаю, провожу персональные мастер-классы, тет-а-тет. Это самый лучший способ. Часто провожу с семьями, к которым я приезжаю в гости. В плане движения вперед, думаю, будем бить в одну точку.
Как будет развиваться фотография как искусство?
Оно не будет задвинуто на задний план, наоборот в ближайшее время сформируется определенное количество людей, они уже сейчас есть, которые обрисовывают картинку того, что в мировых галереях будут висеть работы наших ребят.
Почему тогда в Нижнем Новгороде не так много выставок художественной фотографии?
Не для кого это делать. К тому же это дополнительные расходы, и не у многих есть возможность вкладывать в организацию выставки. Но выставочная деятельность крайне необходима для фотографа. Она работает и на формирование вкуса, воспитание вкуса у зрителя.
Сейчас в Нижнем Новгороде есть популярный формат лектория. При каждом музее, галерее он действует. Это влияет на воспитание зрителя?
Тренд последних нескольких лет - учиться. Учиться чему-то новому, проходить программы. Это благоприятно действует на общее состояние людей и взгляда на то, что происходит в мире.
Вы бы Нижний Новгород оценили как провинциальный город?
Провинциальный.
Это изменится?
Все в наших руках.