Андрей Бетин: "Для жизни в динамике нужны другие чиновники"
Вы – человек, "сидящий на хозяйстве", как принято говорить со стародавних времен. Но сегодня хотелось бы поговорить об инициативе, которую вы представляете в Нижегородской области, и которая уже получила хороший отклик. Я говорю о проекте "Команда правительства". Расскажите подробнее о его целях и задачах.
"Команда правительства" – это программа по подбору, оценке и развитию государственных и муниципальных служащих. Основная цель – получить возможность находить "звездочек" в любых горизонтальных и вертикальных органах власти, выращивать их и развивать.
Под "звездочками" понимаются менеджеры? Сегодня они должны составлять основу государственных и муниципальных органов.
Не все эксперты в этом с вами согласятся, хотя основной тренд сегодня – внедрение лучших практик менеджмента в работе органов власти.
Хорошо. Выявили "звездочек". Какова их дальнейшая судьба, и что в конечном итоге хочет получить правительство?
Мы живем в эру изменений: цифровизация и кадры – наше все. В рамках программы «Команда правительства» создан HR-портал, как раз объединяющий два этих направления, что позволяет "оцифровать" компетенции всех существующих служащих, определить их управленческий потенциал и определить точки роста. Глобально эта история не про конкурсные конкурентные процедуры. Она про жизненный цикл развития и управления карьерой служащего.
Мне кажется, проект "Лидеры России" преследует похожие цели. Кстати, победившие в нём нижегородцы сейчас у вас работают. В чем уникальность проекта "Команда правительства", если сравнивать его с подобными нововведениями в других регионах?
"Лидеры России" – это что-то совершенно новое в современной действительности и нынешнем государственном управлении, хотя изначально расчет был только на лидеров, и никто не говорил о том, что победители обязательно должны оказаться на госслужбе. Проект задал определенный тренд, по которому пошло движение в регионы. Безусловно, мы это тоже подхватили, поскольку оценили количество финалистов от Нижегородской области. Восемь человек – достаточно результативно. Другие регионы могут с этим поспорить, но я замечу, что не все субъекты смогли добраться до финала. Один из нижегородцев (Алексей Алёхин – ред.) даже вошёл в число победителей конкурса, и наш глава региона Глеб Никитин это оценил, назначив его руководителем органа исполнительной власти, где человек себя успешно проявляет.
Подхватив эту историю и обменявшись опытом, мы начали задумываться о партнере, кто мог бы помочь за короткий период времени реализовать достаточно сложный проект. Остановились на Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС).
Это логично.
Да, безусловно. Мы договорились о партнерстве, а также о том, что все самые лучшие современные практики отбора и оценки кадров они внедрят в наш портал.
Когда ваш проект был обнародован, и на эту тему пошли публикации в прессе, они вызвали достаточно живое обсуждение. Одно из сообщений читателя РБК содержало вопрос: "Зачем чиновнику высокий IQ и математические способности? Он должен быть серым и уступать начальству во всех отношениях". Что вы на это скажете?
В советское время мы достаточно хорошо научились работать со статистикой, в период восстановления России – с аналитикой. Теперь мы должны уметь жить в динамике, а для этого нужны чиновники совершенно другого формата и качества. Однозначно уходит время, когда сотрудники и менеджеры в бизнесе опережали по способностям руководителей или экспертов органов исполнительной власти. Если мы в ближайшие несколько лет не поменяем тренды, очень сложно будет заниматься регуляторикой и развивать бизнес-инициативы с позиций государства. Сегодняшний чиновник должен способствовать развитию рыночной экономики.
Слушая вас, хочется пойти в чиновники, но есть одно «но», касающееся мотивации. Допустим, мы ищем новое поколение, новых людей с иным мышлением, готовых учиться, меняться, встраиваться в новые ситуации. А дальше включаются расхожие штампы, в которых чиновники либо получают копейки, либо сверхдоходы. Какова мотивация на самом деле?
Безусловно, те, кто когда-то поработал на государственной и муниципальной службе, будут приверженцами вашего первого примера. Те, кто к службе никогда не имел отношение, но смотрит сериалы, сочтет чиновников негодяями. На самом деле все не так. Чиновник будущего – это специалист по призванию, подобно врачу или учителю. Он должен не только обладать компетенциями, но, и это самое главное, быть готовым служить родине, области и людям. Эти факторы мы тоже будем оценивать в рамках программы "Команда правительства".
Это как? Если ты классный специалист, но Родину любишь не слишком сильно, работы не видать?
Не совсем так. В финальной части, когда кандидаты будут работать с профессиональными психологами, мы определим управленческий потенциал человека, его стремления и задачи. Кроме того, на этапе записи видеопрезентации задается очень простой вопрос: "Коллеги, а зачем вам этот конкурс?". Важно ответить на него искренне.
Количество заявок, которые вы получили в первые дни, впечатляет. Глеб Никитин озвучивал цифру в пять тысяч.
На сегодняшний день их уже гораздо больше. Когда мы провели экспертную сессию, которая была важна для оценки ситуации в Нижегородской области и подняла современные задачи государственного управления, когда губернатор презентовал программу "Команда правительства", пошла "волна". Значительное количество людей оказалось на портале и тут же столкнулось с необходимостью регистрации со сканом паспорта через сайт госуслуг. Кстати, уже на этом этапе мы кардинально отличаемся от "Лидеров России" – мы точно знаем, кто к нам приходит. Второй момент: чтобы сразу снять все вопросы и сомнения, все эксперты, работающие на первом этапе, не видят имен и фамилий кандидатов. Они видят некий код или набор цифр, скрывающий определенную персону. И только с приближением очного этапа конкурсных процедур появляются ФИО участников. Когда мы ставили задачу разработчикам IT-платформы, так и было задумано.
Насколько я понимаю, сейчас объявлены конкурсы на посты министра культуры региона и заместителя главы администрации Нижнего Новгорода. Остальные, для которых пока нет подходящих должностей, попадают в кадровый резерв. Какова их судьба? Какова вероятность, что они получат место в правительстве города или области? Ведь чиновник обычно держится за свое кресло и обязательно придумает массу причин, почему он работает плохо.
Очень важный и правильный вопрос. Я еще раз напомню, что программа "Команда правительства" – это не столько конкурс, сколько система управления карьерой государственных и муниципальных служащих. Регистрация желающих на портале никогда не закончится. Процедуры отбора будут проходить периодически, по мере возникновения вакансий. Сейчас объявлен публичный конкурс на должность министра культуры, в котором могут принять участие не только служащие, не только жители Нижегородской области, но и все граждане РФ, отвечающие нашим критериям.
Кстати, из других регионов много заявок?
Мы проанализировали фильтры и выявили 15 субъектов.
А вакансии администрации Нижнего Новгорода теперь всегда будут размещаться на областном портале?
Глава Нижнего Новгорода Владимир Панов поддерживает наш проект с самого начала. Это работа не только региональных властей, но и муниципалитета. На данный момент рассматриваются две вакансии на должности заместителей главы города.
Хорошо. Глава региона в отбор не вмешивается?
До финальной части отбора – да, глава региона не участвует.
Допустим, министр или руководитель какого-либо подразделения понимает, что человек на своем месте не "дожимает", и нужен кто-то другой. Правильно ли я понимаю, что он, по сути, может просто войти в вашу систему и подобрать кандидата, соответствующего нужным характеристикам, что называется, в два клика и без череды утомительных собеседований?
Совершенно верно. У каждого руководителя исполнительной власти или главы муниципалитета есть личный кабинет, в котором он видит каждого своего сотрудника, причем не просто с анкетой, а с "диагностической картой". Чем дальше сотрудник прошел по процедурам, тем больше известно информации о профессиональных компетенциях и их возможном применении. Мы намеренно ограничили руководителя только его подчиненными. Формируется единая кадровая служба Нижегородской области, и в рамках портала она уже работает. Руководитель любого уровня может направить ей запрос в формате технического задания на поиск человека под конкретные задачи. Машинное мышление отберет кандидатов по компетенциям. Чем жестче фильтр, тем меньше фамилий, с которыми потом можно работать вживую.
Каково процентное соотношение работы бездушной машины и экспертов?
Человеческий фактор никто не отменяет. Оценка всех процедур машиной по статистике эффективна на 50-65%. Поверить любому тесту на все сто нельзя: нужно смотреть IQ, математические, вербальные способности и так далее. Нельзя исключать фактор состояния, в котором человек проходил тестирование. Возможно, он был уставшим или находился в стрессе. Поэтому совершенно естественно, что мы даём работать экспертам.
А ещё интересно посмотреть на процент действующих чиновников, которые зарегистрируются на портале. Почему-то кажется, что он будет небольшим.
Вот тут я бы с вами поспорил. У нас есть внешний и внутренний контуры обратной связи. Внутренний телефон в правительстве просто обрывается, и это говорит о высоком интересе действующих служащих.
Они, работающие по десять-двадцать лет, тоже обязаны пройти систему тестов и попасть в "диагностическую карту"? Как мы узнаем, любят ли они Родину и готовы ли служить людям?
Думаю, слово "обязаны" здесь не совсем верно. Если ты являешься государственным или муниципальным служащим, этот портал позволяет тебе развиваться горизонтально и вертикально. Если ты собираешься продолжать работу по своей линии, ты сам заинтересован оказаться в большой и серьезной базе данных. Кто знает, как мы разрастёмся. Возможно, нашу инициативу подхватят другие субъекты или даже федерация. В этом случае база данных с ранжированными компетенциями еще больше расширит карьерные возможности специалистов.