Рост контрафакта на российском топливном рынке сказался на бюджетах регионов
Депутаты Госдумы РФ Андрей Крутов и Александр Василенко в среду в Нижнем Новгороде совместно с гендиректором "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" Ильёй Бородиным и надзорными органами обсудили ситуацию с качеством топлива на российском рынке. По словам экспертов, распространение контрафактного бензина и дизеля в России приобрело федеральный масштаб и сказалось на бюджетах субъектов федерации.
"Зачастую один вид топлива выдаётся за другой, причём это топливо более низкого качества с содержанием фракций, которые не подлежат налогообложению акцизом. По нашим оценкам, в бюджеты регионов за 2014 год недополучено порядка 44 млрд рублей. И, несомненно, это сказывается на прибыли добросовестных компаний", - подчеркнула эксперт Российского союза промышленников и предпринимателей Кристина Никитенко.
Проверки во исполнение поручения президента выявили наибольшую долю такой продукции в Южном, Сибирском, Центральном и Приволжском федеральных округах. По информации Росстандарта на 22 июня, требованиям техрегламента в ПФО не соответствуют более 60% проб топлива с АЗС (результаты 224 проверок — ред.), а в ряде субъектов округа эта доля достигает 100%. В Нижегородской области — 78%.
Депутат Госдумы Андрей Крутов среди предпосылок к росту доли контрафактного топлива на рынке назвал намеренные действия недобросовестных игроков и снижение реальных доходов населения. Тем не менее, основной причиной, по его мнению, стал налоговый маневр в нефтяной отрасли.
"Мы сдвинули денежные потоки масштаба полутора триллионов рублей. В течение ближайших трёх лет мы практически в два раза увеличиваем налог на добычу полезных ископаемых и одновременно с этим вдвое снижаем экспортную ввозную пошлину. Совершенно очевидно, что всё это приводит к увеличению налоговой нагрузки на внутреннего потребителя. Как на предприятия ТЭК, так и на весь остальной российский бизнес и граждан", - сказал Крутов.
Со своей стороны гендиректор компании "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" Илья Бородин в числе основных причин назвал налоговое освобождение некоторых групп нефтяных товаров, например, маловязкого судового топлива. "На протяжении последних пяти лет его производство выросло с 4 млн до 15 млн тонн. При этом судоперевозки стагнируют. 10 млн умножаем на 5 тыс. рублей акциза. 50 млрд рублей только по этому виду топлива из бюджета государства воруется", - констатировал Бородин.
Также, по его словам, на рост производства и продажи некачественного топлива влияет "отсутствие внятной политики размещения точек сервиса". "Для примера, из Нижнего Новгорода до Москвы примерно 400 км. На этом протяжении 170 заправок. Это значит, каждая из заправок работает неэффективно, у них очень высокие затраты. И каждая из них начинает искать способы выживания", - отметил Илья Бородин.
Как в свою очередь сообщил вице-спикер законодательного собрания Нижегородской области Александр Табачников, недобросовестные игроки, "разбавляя топливо", зачастую используют сертификаты крупных компаний, тем самым причиняя им ущерб. "Должно быть государственное участие в стимулировании легального сбыта", - сказал Табачников.
Участники совещания сошлись в необходимости усиления контроля рынка со стороны государства и ужесточения наказаний.