Просрочка нижегородцев по банковским кредитам за год возросла на 26%
Задолженность нижегородцев по банковским кредитам за 2015 год увеличилась на 5 млрд руб., сообщает региональное управление Федеральной службы судебных приставов. Таким образом, по сравнению с итогом 2014 года просрочка выросла более чем на 26%.
Если 2014 год банковский сектор в Нижегородской области завершил с объемом задолженности физлиц 19 млрд руб., то к декабрю 2015 года эта цифра возросла до 24 млрд. Число исполнительных производств по просроченным долгам кредитным учреждениям за тот же период увеличилось с 65 до 73 тыс. или на 12%. Из-за проблем с долгами свыше 30 тысяч жителей Нижегородской области в 2015 году не смогли выехать за рубеж.
В "Сбербанке" не наблюдают существенного роста просрочки по обязательствам жителей региона. Вместе с тем, в 2015 году произошло локальное зарождение "очагов" возникновения просроченной задолженности по отдельным категориям граждан, рассказывает директор управления по работе с проблемной задолженностью Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк Денис Васильев.
"Преимущественно, это сотрудники сельскохозяйственных предприятий и производственной сферы. Своевременно проведенные мероприятия по реструктуризации обязательств таких заемщиков позволили нам сохранить партнерские отношения и стабилизировать финансовое положение их семей", - поясняет эксперт.
По словам Васильева, объемы реструктуризации и внесудебного урегулирования задолженности в Волго-Вятском банке Сбербанка ежемесячно увеличиваются. Если кредитные учреждения будут более гибкими в отношении проблемных клиентов и более охотно пойдут на реструктуризацию, они смогут повлиять на ситуацию в целом, снизив долговую нагрузку, полагает президент ПАО "Саровбизнесбанк" Ирина Алушкина.
"Нас эта проблема коснулась в меньшей степени, поскольку мы не ставим в приоритетах развитие розничного кредитования. Во-вторых, мы работаем в сегменте, который наименее подвержен действию кризисных явлений. Но даже в нашем банке доля просрочки выросла, составив на 1 января 2016 года более 1,5%. Год назад эта доля составляла менее 1%", - говорит Алушкина.
По оценке собеседницы агентства, в текущем году вряд ли стоит рассчитывать на рост благосостояния граждан. Дальнейшее падение уровня доходов ведет лишь к сокращению сбережений и одновременному росту трат. Проблемы с обслуживанием долгов людей, относящихся к закредитованной группе, будут только нарастать, считает президент "Саровбизнесбанка".
Между тем, несмотря на очевидные признаки экономического кризиса, многие россияне по-прежнему рассматривают заемные средства в качестве инструмента в решении текущих финансовых задач. Более того, в кредитах россияне увидели средство спасения от падающего рубля и роста цен. Если декабрь 2014 года отметился потребительским ажиотажем в магазинах бытовой техники и электроники, то спустя год россияне делают второй заход, на этот раз прибегая к помощи банков.
Как сообщает "Коммерсантъ", крупные игроки фиксируют необычное для "мертвого" января активное поведение потребителей. Так, в ХКФ-банке и банке "Ренессанс кредит" отметили, что объем выданных займов на приобретение товаров в торговых сетях остался на уровне ноября. В "Альфа-Банке" и вовсе прогнозируют превышение ноябрьского объема выдачи.
Новое падение рубля повлекло повышение цен, которое по ряду позиций электроники и бытовой техники достигает 30-40%. Уже не имея свободных средств, покупатели ринулись за pos-кредитами, характеризуют происходящее банкиры.
Ритейлеры подтверждают нетипичный для начала года рост интереса потребителей к крупным покупкам. Впрочем, помимо инфляционных ожиданий со стороны граждан на вторую волну ажиотажа могло повлиять и успешное продвижение кредитных продуктов в самих торговых сетях, говорят участники рынка.
С точки зрения сбережения средств вложения в бытовую технику выглядят абсурдом, считает управляющий партнер консалтинговой группы ФОКС-Финанс Андрей Лисин. По его мнению, при сегодняшних ставках pos-кредитов выгода вдвойне сомнительна.
"Можно понять, если сломался телевизор или холодильник. Тогда действительно стоит приобрести и даже в кредит, потому что техника действительно дорожает. Это не было бы массовым явлением, а мы говорим практически о повальном росте потребкредитов, причем самых дорогих. Где здесь финансовая логика, что делают люди, зачем они это делают – я отказываюсь понимать. Инвестировать в бытовую технику – это кажется мне не просто необдуманным, а идиотским поступком", - говорит финансист.
По словам Лисина, потребительская паника в конце 2014 года завершилась тем, что часть скупленной техники оказалась в ломбардах. Если граждане снова пытаются защититься от роста доллара, логичнее было бы уйти в валютные инструменты. "А если уж есть такая тяга к телевизорам, можно инвестировать в акции компаний-производителей", - иронизирует собеседник РБК-Нижний Новгород.