Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Роман Жукарин: "Агрессивное заявление НГХМ о себе привлекло новых людей"

Генеральный директор НГХМ рассказал РБК ТВ Нижний Новгород о ребрендинге музея, сложностях прогнозирования проектов и неизвестных публике шедеврах коллекции
Роман Жукарин
Роман Жукарин (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Расскажите, сколько вы уже руководите музеем и, учитывая непрофильное образование, как оцениваете свою работу на этом посту?

Я работаю генеральным директором Нижегородского государственного художественного музея уже пять лет. Срок серьезный, но для музейной сферы – это еще только здоровая молодость. Потому что контакты, взаимоотношения, связи – это время. И как показывает практика последнего года, эти пять лет были прожиты не зря, и работа, которой мы занимались, именно в 2016 году дала свои результаты.

В 2016 году действительно много писали о музее, о его выставках и, конечно, зрителей было очень много. Как вы сами оцениваете проделанную работу и насколько тяжело это далось в современных экономических условиях?

Любой проект требует большого количества сил и ресурсов. У нас был прорывной 2014 год, в который мы смогли реализовать ряд очень значимых проектов. По именам 2014 год был не хуже 2016-го. Тогда мы привезли в Нижний Новгород работы из Художественно-исторического музея, Музея востока, две выставки из Пушкинского музея. Но, к сожалению, мы не смогли его грамотно представить, чтобы публика оценила нашу работу.

В прошлом году мы учли эти ошибки и творчески подошли к просветительской пропаганде того, чем мы занимаемся. Кроме того, 2016 год был юбилейным для нашего музея, и мы к нему готовились. Но я прекрасно понимаю, что время сейчас крайне сложное, и финансовые ресурсы, некоторые организационные моменты и человеческий фактор – все это складывается таким образом, что сложно спрогнозировать тот или иной проект. Тем не менее была внутренняя уверенность и поддержка.

Нас поддержали "Благотворительный фонд "Лукойл" и правительство Нижегородской области, благодаря чему мы смогли организовать выставку Государственной Третьяковской галереи, что и стало главным событием года. В ряду ответственных и эксклюзивных проектов также выставка младших Брейгелей, одной работы Марка Шагала. Поэтому 2016 год во всех отношениях – и с точки зрения мероприятий, и финансовой стабильности – был успешным. У нас все сошлось: мы смогли не проиграть, не скажу, что заработали огромные деньги, но вложенные ресурсы отбили.

На недавнем Санкт-Петербургском международном культурном форуме много говорили о государственно-частном партнерстве именно в сфере культуры. У Третьяковки выставка Серова была полностью проспонсирована банком ВТБ, в Нижнем Новгороде Сбербанк устраивал дни свободного входа в Арсенал, вас поддерживает "Лукойл". Поэтому вопрос: всегда ли достаточно государственного финансирования? И откликается ли нижегородский бизнес на ваши предложения?

Крупных партнёров уровня "Лукойла" у нас пока больше нет. Но нас стабильно поддерживает НПП "Салют-27", которое работает в Нижнем Новгороде, а также есть несколько меценатов, которые помогают нам либо финансово, либо информационно, либо организационно.

Что касается Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, то это совсем другая вселенная и другая реальность, которую нельзя сравнивать с регионами. На региональном уровне в стране ситуация приблизительно одинаковая. Не скажу, что она плохая, но состояние очень нестабильное. Государство нас поддерживает, но мы, естественно понимаем, что на осуществление крупных проектов недостаточно государственных средств. И тут надо ждать, потому что мы знаем, что можем сделать проект, который затмит столичные выставочные проекты.

Но помимо выставок музей концентрирует достояние: наше собрание – это золотой фонд в мировом масштабе. Мы его изучаем, реставрируем, пытаемся его популяризировать. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы публика (и не только нижегородская) больше узнавала про нас. Мы хотим показывать нашу коллекцию, потому что коллекции и русского, и западно-европейского искусства нашего музея находится на третьем месте в России по своему масштабу и качеству. Наша задача сделать так, чтобы люди приходили не только на громкие проекты, но и на музейное собрание.

Какой процент коллекции показан зрителям? И есть ли у музея задача пополнять коллекцию?

Нашей публике всегда были представлены лучшие работы коллекции. Особенно, когда появилось второе здание, и мы стали работать в режиме двух отделов русского и западно-европейского искусства. Собрание Кустодиева, Рериха, передвижников, иконы и древнерусское искусство – все лучшее, интересное находится в экспозиции. Есть небольшой процент работ, который мы периодически достаем из запасников, реставрируем, показываем на выставках. Из-за недостатка выставочных пространств мы не можем показать абсолютно все: есть великолепный пласт XX века, есть замечательная коллекция русского авангарда и только часть этих работ показывается.

Что касается пополнения, то в начале 90-х годов в музее появилась коллекция художников русской эмиграции, это в основном графические работы, но есть и живопись: Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Шемякин. Музей смог получить эти работы в свои фонды благодаря Борису Немцову. Совсем недавно мы получили работы мастеров отечественного искусства XX века фонда Геннадия и Елены Тимченко – это самое крупное поступление за последние 20 лет. В этом году мы сможем показать все то, что наша публика не видела последние 70, а, может, и все 120 лет. Именно показать искусство XX века, авангард через соцреализм, через нонконформизм к 80-м годам.

Вы сказали, что в прошлом году более грамотно представляли свою работу. Я заметила, что по всей стране была тенденция поиска классическими музеями нового языка: и тизеры выставок в Третьяковке, и SMM-маркетинг в Пушкинском отлично сработали. Со скидкой на региональные особенности, что вы делали в прошлом году, и какой у вас план продвижения?

Мы попытались сделать ребрендинг. Мы с помощью нижегородского дизайн-агентства придумали новый логотип и в 2017 введем его в широкое распространение. Этот логотип непросто всем нам дался, но было приятно услышать поддержку этой идеи. Мне кажется, в какой-то мере это помогло найти нового зрителя и обратить на себя внимание и привлечь аудиторию, которая раньше абсолютно нас не замечала.

Нам нужно разрабатывать дизайнерские вещи, сувенирную линию, музейный магазин – это все надо приводить в соответствие с российскими ведущими трендами, мировыми музейными традициями. Я думаю, что мы постарались сделать так, чтобы музей стал более открытым для публики и через социальные сети, эта работа вышла на новый уровень. Новый сайт показывает все наши образовательные программы, можно выбрать любую лекцию, купить абонемент. Мы попытались более агрессивно заявить о себе, и это дало обратную связь.

Вы активно посещаете мероприятия нижегородских коллег? Как вы оцениваете их уровень?

Я настроен оптимистично. Прекрасно понимаю, что время сейчас сложное, но исхожу из материалистических позиций: есть экономический базис, а есть надстройка. И это было очень важным фактором во все времена: когда в экономике все в порядке, когда у людей есть финансовые возможности, эта надстройка будет расти. Нужно подождать. В Нижнем Новгороде есть много сильных проектов.

Что касается нашего музея, то я абсолютно уверен: мы сможем делать то, что задумали. В 2017 году будет много разнообразных проектов и за них я уверен в наших возможностях. Они будут не местечковыми, региональными, а на уровне Москвы и Санкт-Петербурга.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 24 мая
EUR ЦБ: 97,88 (-0,02)
Инвестиции, 23 мая, 16:31
Курс доллара на 24 мая
USD ЦБ: 90,25 (+0,06)
Инвестиции, 23 мая, 16:31
Все новости Н.Новгород
Пентагон заключил договор о постройке двух ракетных фрегатов на $1 млрд Политика, 04:12
Суд в Москве арестовал четырех обвиняемых в хищении у ПАО «Россети» Общество, 04:04
Трамп на митинге призвал сделать Нью-Йорк «снова великим» Политика, 03:24
Байден заявил об отсутствии причин у США оккупировать Афганистан из-за ИГ Политика, 03:21
Блинкен объявил о политике визовых ограничений в отношении Грузии Политика, 02:43
Три человека погибли при стрельбе в кафе в Стамбуле из-за драки детей Общество, 02:24
Суд в Париже обязал соцсеть X раскрыть данные о заработке на контенте СМИ Технологии и медиа, 02:09
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Орбан счел переговоры России и США условием для мира на Украине Политика, 01:48
Богомаз сообщил об уничтожении дрона в Брянской области Политика, 01:37
Первая группа пилотов ВСУ завершила обучение управлению F-16 в США Политика, 01:25
Президент Чехии получил травму во время езды на мотоцикле Политика, 01:16
В США одобрили запуск биржевых фондов для криптовалюты Ethereum Крипто, 00:44
Путин обсудил с министрами сотрудничество с Белоруссией перед визитом Политика, 00:36
Лукашенко рассказал о традиции ночных переговоров с Путиным Политика, 00:17