Елизавета Проселкова: "Русскоязычные специалисты востребованы в Англии"
Зачем нужны тренинги о работе в Европе? Почему вы решили этим заняться?
EP Advisory занимается карьерным консультированием в Великобритании, в частности, русскоговорящих специалистов абсолютно разного уровня – начиная от студентов, заканчивая опытными профессионалами. Мы помогаем им реализовать себя в Великобритании, найти новую интересную работу или переехать в Великобританию с целью трудоустройства. Кроме того, мы вместе с Ксенией Агеевой из CareerLift из Мадрида решили создать серию тренингов "Образование и работа в Европе", с которой сейчас едем по России, чтобы расширить представление россиян о возможностях в Европе: об образовании и работе: временной, стажировках или построении долгосрочной карьеры.
С чего началась ваша компания? На нее был такой сильный запрос?
Я была хэдхантером в Лондоне, помогала компаниям найти русскоговорящих специалистов, это были абсолютно разные компании: от маленьких до огромных корпораций. Тогда я поняла, что специалисты, помогающие компаниям, есть, а вот людьми, которые сами ищут работу, никто не занимается. При этом в Великобритании очень много русскоговорящих, поэтому мы решили открыть компанию, которая бы занималась стратегией поиска работы, оптимизацией личного бренда, тренировкой интервью. Иногда бывают очень опытные профессионалы, которые пять лет работали на какую-то компанию и совершенно потеряли навык интервьюирования. Они могут не пройти интервью только потому, что не потренировались. Мы даем этот толчок, чтобы человек с уверенностью шел к работе своей мечты.
Кто является вашей аудиторией: какой возраст, какая вилка специальностей?
У нас существуют три сегмента. Мы работаем со студентами, молодыми специалистами России, СНГ или Европы. Здесь сейчас очень много вариантов. У Великобритании на государственном уровне есть соглашение с Россией о кратковременном обмене молодыми специалистами на 12-24 месяца. Также мы работаем с теми, кто уже находится в Лондоне: это те, кто уже давно строит свою карьеру или тот, кто недавно переехал. Третий сегмент – это те, кто хочет переехать, но уже является опытным специалистом. Например, финансовый менеджер или человек, работающий с инвестициями, хочет переехать в Великобританию, потому что там больше компаний, которые этим занимаются. Мы помогаем разрабатывать стратегию, разбираем, какие есть визовые опции у этого человека, какой наиболее эффективный вариант. Если он есть. Мы честно обсуждаем момент, когда мы не можем помочь в конкретном случае.
Какие главные советы и действия для человека, который еще находится в России?
Все зависит от того, каков личный бренд у человека. Многое зависит от резюме: в какой оно форме, соответствует ли формату Великобритании, на каких ресурсах человек ищет работу, осведомлен ли он о своих визовых опциях, как он общается с работодателем, как он заполняет заявки, пишет сопроводительные письма. Это комплексный подход. Мы помогаем с ресурсами рынка труда, потому что в Великобритании распространены специализированные сайты по поиску работы по индустриям. Для каждого своя стратегия.
Чтобы понять масштабы запроса, сколько людей через вас проходит?
В Великобритании русскоговорящее комьюнити насчитывает порядка 700 тыс. человек. Я работала примерно с 30 тыс. Эта цифра растет и будет постоянно расти.
Мне кажется, чтов вашей сфере довольно просто работать с человеком, у которого высокая квалификация, он неплохо разбирается в своей сфере, у него хороший английский язык и его профессия востребована в Англии. Скорее всего, вам будет несложно ему помочь. А с каким минимумом вы можете работать?
Если это молодой специалист, достаточно просто высшего образования. Более того, есть программы по стажировкам, когда студент может приехать на три месяца поработать. Конечно, высшее образование важно. Но если же речь идёт об основателях бизнесов, которые хотят что-то развивать в Великобритании, здесь смотрят больше на то, чем компания занимается, какие регалии у человека, технические в том числе. Для профессионала нужно образование и язык. Также помимо всех технических вещей важен внутренний настрой. До тех пор, пока человек не поверит, что у него все получится, мне будет сложно работать. Успех наполовину зависит от того, насколько человек уверен в своих силах. Невозможно подавать одну заявку в месяц и ждать, что работодатели примут с распростертыми объятьями. Это очень сложная работа.
Существует рейтинг наиболее востребованных профессий и, наверняка, программисты находятся в топе. Кто еще?
Инженеры. В Великобритании есть два пути получить разрешение на работу, если вы профессионал: либо попасть в список дефицитных профессий, либо получить предложение о работе от нанимателя. В первом случае я говорю об инженерах, причем работающих в авто- и самолетостроении.
Очень большой недостаток врачей, особенно после Brexit. Например, до него у нас работало много испанцев и португальцев (преимущественно медсестрами). Но сейчас они уезжают, потому что фунт упал, непонятно, что будет дальше. Только по Лондону сейчас не хватает 50 тыс. медсестер. Это большой кризис. Российский медицинский диплом не засчитывается, правда, нужно будет пройти переквалификацию. Также очень популярны юристы.
Если же вам предлагают работу, это может быть любая позиция от секретаря до финансового директора и т.д. Все зависит от нужд компании. Почему приглашают работников из России? Иногда у местных недостаточно каких-то необходимых навыков. Например, если у международной компании офис в России, то им нужен бухгалтер, который понимал бы и русскую, и британскую отчетность.
Если говорить о стереотипах и политической ситуации, стало ли сложнее русскоговорящим найти работу в Лондоне с учетом контекста?
Русскоговорящие специалисты очень ценятся в Европе и Англии. Я работала с компаниями, которым вообще не нужен был русский язык, но они просто набирали себе персонал из России из-за трудолюбия, целеустремленности, которая нам присуща. Считается, что у нас креативный подход к решению проблем, нас не волнует, если нужно остаться на работе дольше. Здесь нет дискриминации из-за того, что работники россияне. Если сравнивать с ситуацией десятилетней давности, то может быть. У русских был акцент и так далее. Но сейчас мы с вами тоже развиваемся, повышаем свои квалификации. Сейчас иногда русскоговорящие профессионалы лучше говорят по-английски, чем местные ребята. У нас есть целеустремленность, амбициозность, мы смотрим на вещи широко.