Ольга Томина: "Музыка способна объединять культуры и нации"
Мы беседуем в преддверии пятнадцатого по счёту "сахаровского" фестиваля. Скажите, как вам удаётся вновь и вновь соберать суперзвезд, создавать грандиозные программы, когда все вокруг плачут, что ни на что не хватает сил и средств, что невозможно проводить даже небольшие действа, не говоря уже о крупных мероприятиях?
На самом деле, до пятнадцати фестивалей имени Сахарова, мы провели десять фестивалей "Современная музыка". Также за эти годы мы провели в Нижнем Новгороде как минимум десять национально-культурных праздников плюс 25 фестивалей "Новые имена", открывших исполнителей, которые сейчас находятся на самом верху музыкального Олимпа.
Дальше мне следовало бы разговаривать с вами стоя. И всё-таки, как это удается?
Прежде всего, это традиции, которыми знаменита наша земля. У нас есть свои исторические памятники, символы и корни. Мы же не только "карманом России" являлись. Даже знаменитая выставка 1896 года называлась художественно-промышленной, что говорило об особом отношении к искусству.
Между прочим, имя Фёдора Шаляпина тоже было открыто именно в Нижнем Новгороде. Традиции открытия проросли и в наш век, в фестиваль "Новые имена". Среди молодых участников есть люди, чьё творчество сегодня принадлежит всему миру. Например, Даниил Трифонов – лауреат первой премии конкурса имени Чайковского. Есть традиции музыкальных сезонов на Нижегородской ярмарке, русские музыкальные классы и благотворительные концерты. Когда-то это было там, в ХХ веке – на откосе, сейчас – в кремлевском зале. Музыка – большая составляющая нижегородского культурного пространства.
Когда Шостакович открывал первый фестиваль 1962 года, он сказал: "Если так пойдет дело, Москва скоро станет музыкальным пригородом Горького". Так оно и произошло. Новое время, новые традиции, новые условия, имена и программы: предполагать всё это тогда было рискованно. Но у нас начались фестивали, ставшие частью мировой культуры. Шостакович – величайший гений, но в Москве при его жизни не было фестиваля его творчества, а здесь был. В Нижнем Новгороде был единственный прижизненный фестиваль Шнитке, у нас впервые исполнялась его Cимфония №1. И сколько ещё есть таких примеров, когда другие предпочитали не рисковать, а в Нижнем всё звучало. У меня есть одна, но пламенная страсть – чтобы нижегородское культурное или, по крайней мере, музыкальное пространство, в котором я могу что-то сделать, не уступало москвичам.
С годами традиции нарабатывались. Мы сделали десять фестивалей "Современная музыка" и не знали, как будет дальше. А дальше появились такие события, как "Открытый город" и международный фестиваль "Новое имя". Ведь в современной музыке Шостакович каждый год не рождается, так что невольно мы снижали бы планку. Получился фестиваль искусств, где есть все: театр, живопись, литература, поэзия, драматический театр, оперный театр, симфония, камерный ансамбль, хоровая музыка. Это всё – общая палитра нашего фестиваля. Она привлекла к себе не только зрителей, но и помощников. И надо отдать должное: с первого фестиваля патронаж взял на себя губернатор, и все последующие, включая Глеба Сергеевича (Никитина – ред.) продолжили традицию. Это очень важно.
Бытует мнение, что состоятельные люди довольно неохотно тянутся к культуре и искусству. Находят ли ваши проекты отклик в финансовых, банковских, промышленных сообществах?
Есть постоянные меценаты и благотворители, которые из года в год выступают нашими постоянными партнерами. Каждый раз появляются и новые. Мы не ощущаем в этом большой проблемы, но всё-таки финансовая основа – бюджет области. Это единственный на сегодня российский фестиваль, принятый европейским сообществом еще двадцать лет назад. Это не только ценность региона, но и "орден" на мундире Нижнего Новгорода. Поэтому руководители города и области, крупные банки и организации участвуют в его организации.
Открою тайну: многие руководители – страстные меломаны. В них чувствуется личная заинтересованность, они познали, какое счастье в жизни – слушать музыку, общаться с великими музыкантами. Наши партнёры хотят помочь сделать музыку доступной для большого числа зрителей. С их помощью мы снижаем цены. В первую ночь, когда мы открыли продажи в интернете, было куплено две тысячи билетов, и мы не знали, что будет, когда утром откроем кассы, если уж нижегородцы ночью не спали. Мы работаем для простого слушателя и зрителя, для нижегородцев. Если бы им это не было нужно, наш труд оказался бы пустой затеей.
Давайте напомним хотя бы несколько имен, побывавших на нижегородской сцене за эти пятнадцать лет.
С самого первого фестиваля с нами Юрий Башмет со своими солистами. Один из руководителей квартета Бородина – Валентин Берлинский – является одним из соавторов или даже инициатором превращения в фестиваль искусств, и как раз в то время, в начале 1990-х, мы решили присвоить фестивалю имя Сахарова.
На этот раз будет также новое имя – Михаил Плетнев с Российским национальным оркестром. Это при том, что сразу пять концертов дает наш собственный оркестр. Занятное сочетание – гений Сергей Крылов и дирижёр Фабио Мастранджело, русский в Италии и итальянец в России. Нет ни одной случайной или второсортной программы. Каждая из них – это сенсация, каждая необыкновенна, и обязательно связана с нашей историей, с нижегородской землей.
Традиционно Мацуев участвует?
Разумеется. Когда фестиваль начинался, Денис Мацуев ещё совсем мальчиком был, но для него Нижний Новгород не чужой. Мацуев уже сыграл у нас три концерта Рахманинова, а в этот раз завершит цикл четвёртым. На второй день он приглашает джазовых музыкантов, с которыми сыграет импровизацию длиной в целое отделение.
Есть ещё одно новое имя – Люка Дебарг. Хотя это уже легенда одного из последних конкурсов имени Чайковского, и параллель можно проводить только с Ваном Клиберном. Публика покорена его талантом, он чрезвычайно востребован в мире, да и история его необыкновенна: он занялся фортепиано только в возрасте двадцати лет. Человек совершенно загадочного таланта.
"Виртуозы Москвы" приедут?
В этот раз их не будет – уступили место оркестру Плетнёва.
С искусством какой страны будете знакомить нижегородцев?
Проведём дни Нидерландов. Вообще за историю фестиваля было представлено более двадцати стран и более 170 тысяч зрителей побывали на концертах. В этом году будет около 300 участников, включая наш оркестр. Планируется совместная программа нижегородцев как раз с Нидерландами, а на следующий день – интерактивное общение и даже совместное музицирование иностранцев с нашей публикой в филиале ГЦСИ в составе РОСИЗО "Арсенал". Кто придёт – точно не пожалеет. Почувствовать себя партнёрами профессиональных музыкантов – это дорогого стоит.
Кстати, у нас появилась ещё одна новая участница – Евгения Кривицкая, дочь выдающегося российского композитора, с которым мы дружили. Она – журналист, главный редактор блестящего журнала "Музыкальная жизнь". Кроме того, она органистка, клавесинистка, пианистка и актриса. Её программа будет называться "Монологи о любви": там будет Петрарка, Шекспир, Пушкин, поэзия XIX века. Это так важно – говорить о своих возлюбленных с придыханием, а не так, как поётся в современных песнях. Многое адресовано и взрослым, и детям. Охвачены все возрасты, века, вкусы и жанры. Потому наш фестиваль привлекает такое количество людей и служит визитной карточкой Нижнего Новгорода.
Насколько я понимаю, необходимости уговаривать и затаскивать кого-то из исполнителей в Нижний Новгород нет?
Наоборот, иногда приходится кому-то отказывать. Авторитет фестиваля диктует высокие требования к уровню музыкантов. Кроме того, нам изначально важно проповедовать взаимодействие и родство всех культур. Девиз фестиваля ещё с первых лет – "Русское искусство и мир". Мы приглашаем зарубежных представителей – они играют свою музыку и российскую. Мы зовем российских музыкантов, играющих нашу и зарубежную музыку. Мы приглашаем коллективы, которые несут знаменитый шиллеровский призыв: "Обнимитесь, миллионы!". И он снова прозвучит здесь, в наше время, накануне Чемпионата мира по футболу.