Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Михаил Теодорович: "Власть должна научиться разговаривать с народом"

Руководитель Нижегородского УФАС, доктор социологических наук раскрыл Руслану Станчеву рецепт благополучия населения, подвёл итоги 2017 года и рассказал о планах на будущее
Михаил Теодорович
Михаил Теодорович (Фото: Михаил Солунин/РБК)

За свою карьеру вы занимали разные должности на госслужбе — вплоть до заместителя губернатора, руководили разными направлениями. Не тоскуете по тем временам? Нет у вас тайной мечты вернуться в чиновничий класс?

Я и так внутри чиновничьего класса: важно ведь не как называется стул, а что вы делаете. Я считаю, мы делаем замечательную вещь — защищаем справедливость. Раньше заниматься этим не приходилось, и поэтому мне до сих пор интересна эта работа, хотя я служу в управлении уже одиннадцатый год. Дольше я работал только инженером-конструктором: мне это тоже был страшно интересно. Все эти подводные лодки, ледоколы — это такая романтика замечательная: север, Камчатка, Владивосток... Сейчас тоже захватывает, но по-другому.

Давайте тогда поговорим про УФАС. Сейчас, наверное, уже можно подвести некие итоги 2017 года. Есть ли какие-то "магистральные" направления, которые вам в этом году удались, и над какими вызовами ещё предстоит работать?

На самом деле, наши вызовы там же, где наши успехи. В работе УФАС есть ряд приоритетных направлений, среди которых "номером один" являются закупки. Второй приоритет — это всё что, связано с темой экологии и, в частности, с оборотом коммунальных отходов. Как мы помним, уходящий 2017 год — это Год экологии, поэтому этой теме уделяется огромное внимание на всех уровнях. Наконец, третьим приоритетом для нас являются стандарты развития конкуренции — это, я считаю, наше всё, наше будущее и, скажем так, достраивание вертикали развития конкуренции до "низа", до людей.

Что касается темы госзакупок, то в новостях нередко всплывают истории про чиновников, которые пытаются себе за государственный счёт купить что-то, что не соответствует их деятельности. Но главная тема, наверное — это распределение бюджетных средств на какие-то сложные, масштабные проекты. Как обстоят дела с госзакупками у нас в регионе? Есть ли нарушения, и сколько их? Есть ли виновные, наказанные?

Если честно, дела с госзакупками обстоят тяжело — накоплен целый пласт проблем, поскольку много лет ничего не происходило. Сравнительно недавно мы с врио губернатора Глебом Никитиным обсуждали эту проблему, как, возможно, самую актуальную — я делал это по поручению руководителя ФАС Игоря Артемьева. Сейчас я могу сказать, что мы видим свет в конце тоннеля, и этот свет не от встречного поезда. Мы видим смену формата.

Если говорить о фактах — у нас есть антикоррупционная комиссия, которая занимается закупками. По предложению экс-губернатора Валерия Шанцева мы делали там доклад: анализировали крупные закупки, которые были обжалованы. И мы увидели большое количество странных торгов. Представьте: торги объявлены, но на них никто не заявился. Никому не надо 20 млн руб. заработать. В итоге всё упало в руки одному человеку. Другой случай — пришли два человека, немного поторговались, цена упала на 1%. Один сказал: "Я пошёл пить кофе, надоели вы мне". Ушёл​, а цена так и осталась сниженной. Третья история — народ вроде торгуется, есть биение жизни. В итоге цена падает на 50-70%, а заказчик, с которым это сделали, даже не понял, как это случилось. И он уже не знает, то ли ему утопиться, то ли повеситься, потому что другого выхода из этой ситуации нет. Вывод из всего этого такой, что только четверть закупок проходит с нормальной конкуренцией при снижении цены на 10-15%.

То есть, получается, в остальных случаях всё заранее спланировано и заранее известен конечный бенефициар, в интересах которого это делается?

Совершенно верно. С момента того доклада, кстати, прошло два года — теперь нас просят прийти и рассказать, как дела обстоят теперь. Мы приходим и говорим: "Вы знаете, у нас новости. Прозрачных закупок теперь уже не 25%, а примерно 22%". В ответ — тишина, и на этом всё заканчивается. Но сейчас, повторюсь, наконец-то начался содержательный разговор. За это время мы, правда, многое успели — мы получили судебные решения, которые позволяют нам как-то продвигать вперёд эту ситуацию и на что-то опереться в правовом смысле.

Я хотел бы, чтобы мы с вами подвели некоторые политические итоги года. Все уже высказались по поводу смены региональной власти, приезда Владимира Путина и, по сути, возвращения Нижнего Новгорода на карту России. Если говорить с истеблишментом, у всех разные точки зрения по этому поводу. Если говорить с простыми людьми — все приятно взволнованны, потому что люди соскучились по хорошим новостям и по вниманию к нам большой Москвы. Как вы оцениваете эти два события? Насколько они повлияют на будущее Нижегородской области?

Я вспоминаю приезд Владимира Путина в Нижний Новгород в тот период, когда он впервые баллотировался в президенты — тогда он тоже приезжал на ГАЗ, и мне посчастливилось в этом участвовать. С тех прошло 17 лет, и эти годы были очень яркими, очень насыщенными. Они действительно преобразовали страну. Поэтому моё ощущение от нынешнего приезда президента самое замечательное, и я рад, что я, как социолог, не ошибаюсь в нашем Нижнем Новгороде. Это индикативное место: сюда надо приехать ради того, чтобы сообщить о таком архиважном решении, как намерение выдвигаться на выборы. Вот не куда-нибудь, а именно к нам, именно на ГАЗ. Это вновь случилось, и это — хорошая новость для города и области.

Вы считаете, это может придать региону тот толчок, который нам сейчас необходим? Мне кажется, нижегородцы соскучились по ощущению "третьей столицы", которое у нас когда-то было и которое мы утеряли за последние годы. Или это всё-таки в большей степени пиар-ход, который не имеет отношения к реальной жизни?

Это не пиар. Я могу ошибаться, но как социолог радуюсь тому, что демография, молодёжь, ценности — всё это в фокусе будущей избирательной кампании Владимира Путина. Это то, что с необходимостью должно прийти в нашу жизнь. От социализма мы получили директивное управление — бесчеловечное, потому что человека в нём нет. Но без человека, без человеческого измерения нет смысла дёргаться и палить патроны. В этом направлении есть уже не только тенденции, но и факты, и это хорошо.

Возвращаясь к разговору о работе УФАС, не могу не вспомнить, что одна из тем, которые в последнее время активно обсуждаются — это долги ДУКов перед поставщиками электроэнергии. Вы как-то предложили достаточно жёсткое решение этой проблемы — просто лишать неплательщиков лицензий. Ваша позиция не изменилась?

Нисколько. В результате этой проблемы страдают люди, а это неправильно. Надо применять простые, жёсткие, радикальные решения — только они и работают.

Вы сейчас что-то пытаетесь сделать для того, чтобы выправить ситуацию? Насколько я понимаю, на сегодняшний день проблема ещё есть — ДУКи договариваются, пытаются отодвинуть время "Ч", но долгов-то меньше не становится.

Вы знаете, мы не занимаемся политикой, поэтому мы не в переговорном поле. У нас есть позиция — гнать в шею. Мы написали об этом в прокуратуру. Эту же самую нашу позицию я донёс до Глеба Сергеевича Никитина. Других полномочий у нас нет, а по фактам неадекватного поведения ДУКов мы, конечно, работаем в рамках наших возможностей.

Ещё один вопрос, который я хотел бы обсудить с вами — это внедрение в Нижнем Новгороде комплексной транспортной схемы. Сколько лет мы уже слышим слово КТС, а воз и ныне там. Вы не одобрили эту схему, насколько я понимаю?

На начальном этапе.

Как сейчас обстоят дела?

В КТС нам не понравилась её бесчеловечность, не понравилось то, что в этой схеме не было людей. Мы пришли в город по своей инициативе и сказали: "Уважаемые, есть перевозчики, и с ними неплохо было бы поговорить". Это раз. Есть бизнес, который вырос на остановках — во всех этих ларьках работают люди, которые кормят семьи — с ними надо тоже разговаривать. Есть пассажиры, которые привыкли заводить будильник на 06:10, и на 06:05, а тем более на 05:55 они не хотят. С ними надо поговорить — надо понять, сколько этих людей. Наконец, есть люди преклонного возраста, которые ездят в поликлинику, отвозят внуков в школу или детский сад — им логистику менять? Вместо двух пересадок делать три? Сколько этих людей? Как поменять логистику, чтобы они не заметили этой "инновации"?

Когда мы об этом поговорили — а на это ушло очень много времени — родилось решение, которое родилось, но оно несовершенно, как любой компромисс. Тем не менее, это лучше, чем тот абсолютно бесчеловечный подход, с которого всё начиналось.

То есть, сейчас схема дорабатывается, я правильно понимаю?

Да. Принято промежуточное решение, которое позволяет двигаться вперёд — в том числе в период чемпионата мира по футболу. Но, вместе с тем, вопрос не закрыт. Новые этапы осмысляются, обсуждаются, и какие-то новые шаги будут происходить. Мы в этом пытаемся участвовать настолько, насколько нас приглашают.

Вы уже упоминали проблему оборота коммунальных отходов в регионе. СМИ достаточно подробно освещали конфликт УФАС и бывшего руководства области, который возник при разработке новой территориальной схемы обращения с отходами, предполагающей появление единых операторов, занимающихся сбором, вывозом и утилизацией ТКО. Чем дело закончилось?

Дело закончилось тем, что из семи содержательных предложений, которые мы внесли, было принято три. Одно принято полностью — в регионе будет не один оператор по обращению с ТКО, а целых девять. Второе принято косвенно — речь идёт о сокращении плеча доставки мусора с 250 км до какого-то разумного расстояния. Третий важный фактор — это сохранение конкурентного звена в виде независимой перевозки. Ну и дальше по мелочам.

К сожалению, эта дискуссия никуда не делась. Некоторые решения — я имею в виду выбор регионального оператора по одной из зон — были приняты на основе базы, которая с опорой на практику представляется нам неадекватной. В разговоре со врио губернатора мы пришли к пониманию того, что да, действительно, жить надо сейчас, но о будущем тоже надо думать сейчас. Как говорил Черчилль: "Если люди не думают о политике, политика займётся людьми". Чтобы этого не случилось с нами, мы продолжаем дискуссию с минэкологии и готовим всё более детальный сценарий в этой части.

Если говорить о контроле рекламы есть ли какой-то прогресс в этой сфере? Ведь обилие наружной рекламы влияет ещё и на облик города. Приходится ли вам сталкиваться с сопротивлением участников рынка и чиновников?

Сопротивление такое же, как и во всех остальных сферах нашей деятельности. Люди пытаются действовать директивными методами, как при советской власти, а другому, к сожалению, пока нигде не учат. Им велено привести город в порядок, и они начинают думать, а что же такое "порядок". На самом деле всё просто: хотите порядка — спросите жителей, какой порядок им нужен, и предоставляйте его по той цене, которую потянет бюджет.

Вот тут есть вечная коллизия — это облик города, как вы правильно сказали. В этом отношении наша позиция тоже проста: существует концепция размещения рекламы, и её надо придерживаться, причём законными средствами. Эти средства, опять-таки делятся на два типа. Есть грубые и, не побоюсь этого слова, тупые средства — их применять не надо, они разрушают и без того тонкое доверие между бизнесом и властью. Надо бережно применять тот инструментарий, который есть. Ничего лучше переговоров и обсуждения с конечным потребителем услуг мы не можем предложить, потому что это мировой опыт.

Ещё одна тема, которая часто упоминалась в СМИ в привязке к УФАС — это стратегия развития Нижегородской области. Как вы с этим связаны и каковы итоги вашей кооперации с городским и областным руководством в этой части? Помнится, вы очень жёстко отзывались о стратегии Нижнего Новгорода, говоря о том, что те чиновники, которые работают сейчас, ничего хорошего не сделают. Вы по-прежнему на этом настаиваете?

Я хочу сразу сказать, что ничего плохого, кроме хорошего, о людях не говорил и не собираюсь. Люди стараются, как умеют, и есть те, кто действительно пытается сделать свою работу хорошо.

У антимонопольной службы есть собственная стратегия, ей примерно пять лет — наше управление в качестве окружного участвовало в её создании, поэтому некоторый собственный опыт в этой части у нас имеется. Кроме того, в научном плане я занимался стратегированием и стратегиями ещё 20 с лишним лет назад, начиная с 1995 года. Результатом этой прикладной работы стала стратегия развития Нижегородской области, которую будучи губернатором утвердил Иван Скляров. Она была живая, хорошая, и она была исполнена. В ней были заложены такие понятия, как адресная социальная помощь, минимальные соцстандарты, которые впоследствии пошли на федеральный уровень, упрощённая система налогообложения, которая потом была закреплена в Налоговом кодексе. Проект по борьбе со СПИДом, который, к сожалению, не пошёл дальше Нижегородской области.

Последующие стратегии — они хорошие, красивые, денег стоят. Их интересно почитать, но они лежат на полке. Сегодня надо всё менять и прийти к пониманию, что мы не построим тот капитализм, который англосаксы лепили 300 лет. У нас нет столько времени, и народ другой. У нас это всё не прокатит — нам надо идти иным путём, надо договариваться с гражданами, а для этого идти в народ и выяснять, чего он хочет и как видит будущее. Мне кажется, сейчас у области появились очень хорошие шансы наконец-то это сделать — пришёл новый губернатор, вновь стоит задача стратегирования. Кроме того, на федеральном уровне тоже есть очень хорошая команда под руководством Петра Георгиевича Щедровицкого (российский методолог и политтехнолог, член правления фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" — ред.). Все механизмы, весь инструментарий у них есть. Хорошо бы было затащить это к нам, применить это здесь, и войти в новую каденцию президента уже с каким-то живым документом, который будет не просто красиво лежать, но ещё и хорошо работать.

Хотелось бы.

Вы знаете, мы даём свои предложения в этой части, пишем письма, в которых есть прагматика. И если хотя бы 50% этой прагматики будет услышано и востребовано, я буду счастлив.

На встрече с Глебом Никитиным вы, в том числе, обсуждали областные законы, которые на практике снижают инвестиционную привлекательность региона. О каких законах идёт речь, и как их отменить?

Первое, что я бы отменил — это, конечно же, закон о наделении Нижегородской областной фармации полномочиями единственного поставщика лекарств для больниц. Точно также я отменил бы закон, который ограничивает торговлю алкоголем в пристроях жилых домов и встроенных помещениях. Аргументы в пользу этого законопроекта были совершенно безумные — какие-то жалобы граждан, о которых все говорят, но никто не может показать ни одной бумажки, и в полиции об этом ничего не знают. Этот закон — пример такого бюрократического "порядочка", когда хочется, чтобы всё было ровненько. Что происходит на практике — убиваются "магазины у дома", вместо которых приходят "Бристоль" или "Красное&Белое", а гражданам приходится идти покупать продукты в торговые сети, где цена назначается и где уже не поторгуешься — альтернативы-то нет. И в итоге вы вместо свободного в плане потребления гражданина оказываетесь в положении гуся на откорме.

То есть, получается, что сети всё забирают себе, а малый бизнес остаётся не у дел. И этом при том, что власти в один голос говорят о том, что надо перестать "кошмарить" предпринимателей…

Именно так. Причём умирают не только маленькие магазины, но и маленькие производители, поставщики, которые с ними работают. А это большое количество рабочих мест, большое количество потребителей. Это среда обитания: люди привыкли к этому, и вдруг это насильственно изымают. Кроме всего прочего, это вызывает раздражение и повышает социальную температуру — такой социологический контекст, к сожалению, пока мало учитывается, но в этом отношении я связываю большие ожидания с новой губернаторской уже каденцией.

В завершение хочу вас как доктора социологических наук спросить про следующий год, который будет достаточно насыщенным политическими и не только событиями: совсем скоро у нас выборы президента, чемпионат мира по футболу. Есть ощущение что что-то происходит, но отразится ли это всё на реальной жизни граждан? Улучшит ли это их положение, их настроение, как вам кажется?

Мне кажется, рецепт один — связать ожидания людей с событиями. С людьми надо разговаривать, с ними надо работать — для этого есть социологические механизмы, которые давно отработаны на Западе. Приведу один пример: есть известный проект "Ирландское примирение", гражданская война в Северной Ирландии заканчивалась именно с использованием этого механизма. Там применялся подход "участвующего управления": с людьми стали не только разговаривать — им дали возможность участвовать в принятии решений на всех этапах. Результат этих решений, опять же, обсуждается с людьми — если им что-то не нравится, к ним прислушиваются. Потому что в итоге людям удобно, и они в течение долго времени будут довольны.

Получается, надо по каждому поводу проводить референдум?

Не обязательно в таком формате. Надо просто делать какие-то реальные шаги навстречу гражданам. Но это, на самом деле, тема отдельного разговора.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 27 декабря
EUR ЦБ: 103,3 (-0,64)
Инвестиции, 04:47
Курс доллара на 27 декабря
USD ЦБ: 99,23 (-0,38)
Инвестиции, 04:47
Все новости Н.Новгород
Осужденный за коррупцию экс-мэр Владивостока уехал в зону спецоперацииПолитика, 05:10
WP сообщила о сигнале Трампа ЕС о намерении США сократить помощь УкраинеПолитика, 04:58
Владелец Ursa Major заявил об отказе норвежского судна спасти экипажПолитика, 04:22
Губернатор сообщил о сбитых дронах над Тульской областьюПолитика, 04:17
Бойцы ВСУ на самом «горячем» направлении заявили о надежде на перемириеПолитика, 04:07
Рогов сообщил об «объемном» взрыве в ЗапорожьеПолитика, 03:50
Эстония решила попросить НАТО о размещении «флота сдерживания»Политика, 03:38
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Власти Киевской области сообщили о работе ПВОПолитика, 03:19
Премьер Грузии заявил об отсутствии шансов у оппозиции на эскалациюПолитика, 03:10
В ЕС заявили о планах ввести санкции против «теневого флота» РоссииПолитика, 02:33
Гусев назвал «впечатляющей» систему защиты от БПЛА в Воронежской областиПолитика, 02:29
Маск заявил об угрозе банкротства США без изменения ситуации с госдолгомПолитика, 02:14
Как сформировать финансовую подушку безопасности на будущееРБК и ВТБ, 01:59
Над Брянской областью силы ПВО сбили дронПолитика, 01:51