Сергей Злобин: "В образовании изменились источники. Алгоритмы – те же"
Вы в регионе относительно недавно, министром назначены в январе. С одной стороны, времени мало прошло, с другой – учитывая современные темпы жизни и задачу губернатора работать сутки напролет, месяц с небольшим – это срок. Что произошло за это время? Удалось ли вам войти в курс дел? И как вы оцениваете положение во вверенной вам сфере?
В образовании Нижегородская область – одна из лучших, но, несмотря на это, есть потенциал и ресурсы, чтобы быть еще выше. Определенные вещи мы для себя увидели, обозначили их в стратегических инициативах и знаем, куда двигаться дальше.
Мы все время вспоминаем, что образование в Советском Союзе было замечательным, а спустя 25 лет стало значительно хуже. Так ли это, или это всего лишь разговоры?
Я думаю, что в большей степени разговоры. Сравнивать качество нужно с учетом развития общества: одни требования были в 80-х, другие – сейчас. Цифровая экономика, более мобильные трудовые ресурсы, более высокие требования к человеческому потенциалу и, как следствие, к качеству образования. Сейчас невозможен вариант, когда человек один раз получает высшее образование и довольствуется этим всю дальнейшую жизнь. Мы должны постоянно учиться, и система образования должна быть более динамичной.
Эксперты со всех сторон твердят, дескать, основным навыком, которому нужно учить детей, стала адаптивность, потому что за период жизни ситуация изменится кардинально и многократно…
Сразу не соглашусь. Адаптивность – способность приспосабливаться. А нам нужно, чтобы ребенок умел изменять действительность. Он должен уметь построить проект, выстроить свое будущее, и даже в получении знаний он должен понимать, что он хочет узнать. Адаптивность – не совсем правильный подход. Мы должны учить находить информацию, выстроить ее и воплотить в какой-то продукт или действие, чтобы образование привело человека к улучшению качества жизни.
Научный потенциал Нижегородской области огромен. Мощная школа, ННГУ и Политех входят в основные рейтинги. Вырастают из наших студентов хорошие спецы, а Москва и Питер включают свой "пылесос" и забирают лучших. Как оставить одаренных выпускников здесь?
В этом вопросе никто новых рецептов не откроет. Любой человек останется там, где у него есть интересная работа, где он может приобрести доступное жилье, где он будет чувствовать себя востребованным и сможет реализоваться. На это мы сейчас обращаем самое пристальное внимание.
Как с Москвой конкурировать, когда там уровень жизни и зарплаты выше? Мы прекрасно понимаем, что люди стремятся туда, где больше денег.
Зато у нас больше возможностей, чтобы молодой ученый себя нашел: производственная, исследовательская база. Может быть, в столицах выше уровень зарплат, хотя и это сейчас под вопросом. Ситуация меняется, и я бы не сказал, что разница является определяющей. Научный потенциал Нижегородской области позволяет молодому ученому найти себя профессионально, защититься, а цифровая экономика позволяет представить результаты исследований широкому кругу научной общественности. У нас нет проблем во взаимодействии с европейскими, китайскими и любыми другими вузами.
Как вы оцениваете уровень доступности высшего образования? Известно, что в каждом вузе представлены платные направления, а бюджетных мест не так много. Хотя нижегородские ректоры в один голос утверждают, что с каждым годом бюджетных квот все больше.
В высшем образовании я не вижу в этом особой проблемы, поскольку количество выпускников школ сейчас совпадает с числом бюджетных мест, и поступить в вуз не так сложно. В плане доступности я бы сосредоточился на школьном уровне, учитывая, что у нас половина учащихся после 9-го класса идет в учреждения среднего профессионального образования. Доступность в смысле близости школы – это одно, доступность качества – несколько другое. Сеть образовательных учреждений в регионе большая – порядка 900 школ, а вот качество в них бывает разным. Есть школы, дающие очень высокий уровень, есть те, что учат, мягко скажем, не очень.
И как это все сбалансировать? Количество выпускников с золотыми медалями, поступающих в хорошие вузы в Нижегородском районе, отличается от данных района Московского.
Да, отличается. Но, во-первых, я бы не судил о качестве образования по золотой медали и результатам ЕГЭ. Это не тот критерий, что в полной мере показывает результат образования, в основе которого лежат и воспитание, и профессиональные навыки, и дальнейшая карьера. Можно написать ЕГЭ не на самый высокий балл, но в дальнейшем успешно реализоваться в жизни. Но разница в показателях школ действительно существенна: первая сотня отличается от последней практически вдвое.
Я и спрашиваю: что делать? Как сбалансировать их уровень?
Первое – ни в коем случае не допустить, чтобы лидеры стали хуже, а то ведь равнять можно в разных направлениях. Нужно поддержать тех, у кого что-то не получается. Прежде всего, это вопросы кадров, образовательных программ и их соответствия. И еще очень серьезно стоит вопрос наставничества, когда школа с более сильным преподавательским составом, с более сильной корпоративной культурой, что тоже важно для воспитания необходимости учиться, помогает другим подняться. Я не знаю ни одного директора школы, который был бы доволен своими результатами.
Современное поколение школьников и студентов смотрит на мир совершенно другими глазами. Я регулярно становлюсь свидетелем дискуссий молодых людей со старшими. Последние каждый раз удивляются, что смартфон заменяет учебники. А ведь, большой пласт учителей – это люди старой советской закалки. Насколько они соответствуют новому поколению обучающихся?
Я бы сказал, что многие старшие, наоборот, смогли стать для учеников провайдерами знаний даже в цифровом мире. Меняются только источники получения информации, а шаги – те же. В советские времена в каждом классе висел плакат "Учись учиться!", был прописан алгоритм, допустим, работы с текстом. Для электронной статьи алгоритм не изменился. Отличие в том, что визуальный ряд стал больше, то есть присутствует клиповое, презентационное мышление, когда картинка дает больше информации. Но это то же самое, что опорный конспект в советские времена, только сейчас он представлен в более динамичном варианте.
Вы коснулись темы тестирования. На днях Глеб Никитин сдавал "родительский ЕГЭ". Правда, мы пока не знаем оценки.
Я думаю, вы их и не узнаете, потому что по закону это персональные данные. Даже дети, сдающие ЕГЭ, сами узнают, вводя паспортные данные. Мы не устраиваем из этого соревнования или рейтинги, не сравниваем между собой школы. Единый госэкзамен – это индивидуальный результат ребенка, который он заслужил, а не инструмент управления, – так и должно оставаться.
Какова ваша позиция в принципиальном споре противников и сторонников ЕГЭ? Первые критикуют западную систему, тестовое содержание.
Тестовых конструкций там не так уж и много. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) сейчас существенно изменились, и если о первых вариантах еще можно было говорить, что это закрытые тесты с выбором готовых ответов, то сейчас вариантов заданий достаточно много. Сейчас стоит задача перехода на так называемое "говорение", подразумевающее оценку устной речи, выступления. Экзамен меняется.
И все же, ваше личное отношение? ЕГЭ лучше классических экзаменов?
Система ЕГЭ – более открытая, более честная. Ребенок четко понимает уровень требований, у него есть возможность к экзамену подготовиться. Когда мы поступали в вузы, в трех разных были свои подготовительные курсы, своя программа, свои вступительные экзамены. Следовательно, по одному предмету, допустим по истории, я должен был готовиться к трем разным экзаменам. Кроме того, для подготовки и поступления я должен был приехать. Сейчас ситуация другая: можно сдать экзамены в своей школе, получить определенное количество баллов и выбрать, куда их будет достаточно для поступления.
Система другая. Лучше она или хуже – однозначно утверждать сложно. Может быть, на данный момент она многое не учитывает. Образование – не только компонент знаний – это и воспитание, социализация, одаренные дети, олимпиады. Уже сейчас ЕГЭ дополняется этим комплексом, и те, кто участвуют в олимпиадах или ГТО, получают дополнительные баллы. Но при этом система остается независимой и от школы, и от вуза. Ни те, ни другие не могут диктовать свои условия, и это очень правильная ситуация. В то же время, система с каждым годом добавляет вариативности оценок.
Цифровизация в образовании – одна из базовых потребностей. Курс на цифровую экономику объявлен президентом, да и наш губернатор в этих вопросах прекрасно разбирается. По вашему, насколько актуальность темы ощущается участниками образовательного процесса? И что вы собираетесь делать для развития диджитализации образования?
У нас есть очень значительный опыт на базе отдельных учреждений. Школы и учреждения СПО вошли в эту среду самостоятельно. Проблема в том, что отсутствует общеобластная система. Что такое цифровое образование? Это не просто электронный учебник, это возможность для ребенка, где бы он ни находился, получить качественные знания. Лучшим вариантом является "Российская электронная школа", где выложены учебники, пособия, видеокурсы, и каждый может зарегистрироваться. Если я ощущаю, что мне не хватает знаний, получаемых в школе, а это в силу кадровых проблем вполне может быть, особенно в отдаленных территориях, то я могу получить поддержку через этот электронный ресурс, взять недостающий компонент образования. Цифровое образование развивается не ради интерактивных досок или других технических новшеств, а ради доступности и качества.
Меня очень волнует тема в регионе новых школ. Недавно в Павлове открылась современная, мощная, но пока такая единственная.
В этом году – в Павлове, в прошлом – на Бору.
То есть в год по школе.
Мы решаем проблемы постепенно. Самая жесткая из них была с дошкольным образованием. Детских садов не хватало, все силы и ресурсы были направлены на это. Сады открываются, и проблема с 3 до 7 лет в целом решена. Практически на 100% закрыта очередь, она осталась только текущей: подали заявку – в сентябре получили место. Теперь пришел черед школ.
Считаете ли вы своими союзниками в работе с детьми и молодежью некоммерческие организации? Они традиционно много делают, но часто оказываются сами по себе.
Это одна из тех проблем, которые мы увидели, общаясь с НКО в рамках московского форума "Наставник". Есть конкретные предложения и технологии, которые, к сожалению, почему-то находятся за рамками нашей отрасли. Мы договорились встретиться и разработать совместную программу. Уже сейчас на курсы повышения квалификации мы будем приглашать НКО, дабы они рассказали, как выстроена их работа. Они используют немного другие принципы, менее формализованы, больше ориентируются на человека. Нам этого порой не хватает, потому что мы зажаты регламентами и уставами. Нам есть чему поучиться друг у друга.
В сетях родители активно обсуждают так называемый школьный опрос. Споров много. Расскажите, что это и зачем делается?
Нам стало очень интересно, как родители оценивают школу, что они считают важным. В последние годы сложилась ситуация, когда в разговорах о воспитании мы вспоминали только о школе, но не о семье. Мы же понимаем, что воспитание невозможно без трех компонентов – педагогов, детей и семьи. Поэтому возникла задача взаимодействия с родителями.
Мы разделили опрос на два уровня: то, что касается всех школ, и то, что интересует родителей и школу на своем участке. С областного уровня мы включили самые простые вопросы, например нужна ли региональная школьная форма, либо на уровне отдельных учебных заведений, либо вообще не нужна. Очень много вопросов по ношению сотовых телефонов. Мы не можем лишить ребенка средства коммуникации, но оно не всегда положительно влияет. В результате получим карту проблем и предложений, актуальных для каждого из наших учреждений. Будем использовать это в разработке программы развития образования, понимая точки роста и зоны напряженности. В основном опрос по времени совпадет с мартовскими выборами.