Юлия Шинкарёва: "Я хочу создать нечто вроде "качественной Zara"
Ваш бренд успешно попадает в главные глянцевые издания и топовые интернет-СМИ, посвящённые моде. Для марки, которая появилась только в 2015 году, это очень быстрое продвижение. Добиться этого за счёт одного лишь таланта тяжело — надо понимать, как мыслит аудитория, на каком языке с ней разговаривать, чего она хочет. Когда вы начинали своё дело, у вас наверняка был намечен определённый бизнес-план. Удаётся ли вам ему следовать по прошествии нескольких лет?
Всё началось с осознания того, что я хочу создать нечто большее, чем просто шоурум, и окунуться в производство. В то время это было не так востребовано — в Нижнем Новгороде работали всего один-два дизайнера, которые в той или иной степени вышли на массовый уровень. Я сказала себе: "Я начну шить одежду — она ведь всем нужна. Женщина всегда хочет быть хорошо одетой — так почему бы не у меня?". Потом подошла к мужу, и говорю: "Поехали за тканями". В общем, решила, что людям нужно одеваться, и что я им нужна.
На деле же оказалось, что я вовсе им не нужна, что люди сами знают, где им одеваться, и что рынок, в общем-то, перенасыщен. Самое обидное, что с этим сталкиваются многие начинающие дизайнеры — многие девчонки, которые окончили колледж и шьют на дому, думают, что именно они дадут миру то, что ему необходимо. При этом вещи, которые они шьют, зачастую обычные, ничем не примечательные — особо не удивительные в крое, например.
Я была такой же — поэтому, не прошло и года, как мы закрылись. Потом, ещё спустя несколько месяцев, я поняла, что кое-какие вещи у нас всё-таки продаются. Этого хватало, чтобы кое-как выплачивать кредиты, и я подумала: "Может быть, стоит попробовать ещё раз?". И этот вторая попытка оказалась совершенно другой — действительность наконец-то начала соответствовать моим ожиданиям. У меня действительно появился чёткий план, которому я не то чтобы следовала, но чувствовала, как надо. К тому же, у меня не было права на вторую ошибку — родился ребёнок, семья под угрозой. Это придало мне дополнительную мотивацию работать.
То есть, это уже было не хобби?
Именно так. В результате мы пришли именно к тому, о чём я когда-то мечтала, но это получилось именно благодаря тому, что уже был план. Поэтому всем начинающим предпринимателям, да и себе до сих пор, я советую первым делом всё просчитать. На первых порах я относилась к этому легкомысленно, думала: "Ну что я, не продам что ли?". Поверьте мне — не продадите.
Кроме необходимости освоить бизнес-подходы — с чем вы, очевидно, справились — требуется ведь ещё и навык продвижения продукции? В современном мире для начинающего предпринимателя одной из главных задач является рассказать о себе, заинтересовать потребителя. Как вы это делаете — у вас есть стратегия или вы доверяете интуиции?
Сейчас, конечно, есть стратегия — из-за её отсутствия мы и закрылись в первый раз. В любой книге о том, как открыть своё дело, есть такой пункт — определение целевой аудитории. Раньше мне казалось, что я шью одежду для таких же девчонок, как я, но оказалось, что это не совсем правильно: нужно было мыслить шире. Например, со временем я перестала обращать внимание на то, как продвигают себя в Нижнем Новгороде другие дизайнеры. Никто из нижегородских блогеров и звёзд на тот момент не хотел со мной работать — поэтому изначально основой нашего продвижения был Instagram. Хотя к настоящему времени мы используем и более традиционные каналы, в том числе СМИ — реклама в журналах, статьи. Мы начали сотрудничество со столичными сайтами, посвящёнными моде, поэтому сейчас наше продвижение является более выстроенным. Однако, как показала практика, в Нижнем Новгороде наибольший эффект дали именно соцсети — в один момент о нас узнали, и нами заинтересовались.
Недавно у меня завязался разговор с молодым человеком, который делает сувенирные шарики. Он подарил один мне — объяснил, что не смог продать. Я спросила его, как он хочет продавать свой товар — он ответил, что его знакомый когда-то просто торговал подобными сувенирами на Покровке. Я это к чему — когда-то, возможно, это работало, но не надо ориентироваться исключительно на то, как поступают другие такие же предприниматели в твоём городе. Если хочешь, чтобы о тебе знали в Москве — ориентируйся на столичные методы продвижения. Хочешь быть известным во всём мире — ориентируйся на мировые тренды.
И всё-таки, удивительно, что всего одна социальная сеть стала двигателем для очень большой группы предпринимателей.
Это так. Ещё пару лет назад, когда знакомые мне советовали читать книжки про бизнес и социальные сети, я думала, что заработать большие деньги выстроить полноценный бизнес с помощью интернета невозможно. Многие владельцы крупного бизнеса до сих пор так считают — поэтому, к сожалению, в Нижнем Новгороде закрылось много швейных производств, готовых работать только со стандартными размерами, фасонами и только на оптовый рынок. Но ведь, если весь мир сидит в социальных сетях — наверное, в этом что-то есть? Почему мы это отвергаем?
Вы упомянули о том, что надо ориентироваться на тот рынок, куда вы стремитесь выйти. Как отразилась на вашем бизнесе его нижегородская принадлежность и отразилась ли вообще — ведь Instagram не связан границами?
Повторюсь — до тех пор, пока мы были полностью зациклены на нижегородском рынке, ничего не получалось. Мы обратили внимание на то, что шьют и носят в Москве, полностью забыли про Нижний Новгород — и Нижний Новгород к нам пошёл. Иными словами, мы предложили новый для города товар, собственный пошив, что тоже оказалось очень кстати, и это сработало. Однако продвигаться и продавать в Нижнем Новгороде нам не очень интересно — здесь достаточно узкий рынок. Я считаю, что Нижний — город, где один шоурум, бренд или сеть вполне могут оттянуть на себя всю аудиторию. Мы свою аудиторию отчасти закрыли: возможно, не до конца, и нам ещё есть, над чем работать, но в большей степени мы всё-таки ориентируемся на столицу.
Вы планируете и бизнес перенести в Москву?
Нет. В Нижнем Новгороде развивать бизнес гораздо выгоднее — трудозатраты меньше, аренда помещений и себестоимость изделий дешевле. Перевозить отсюда бизнес совершенно нерентабельно — если мы это сделаем, цены на продукцию тоже вырастут до уровню московских. А Москве мы как раз нравимся тем, что предоставляем одежду хорошего качества из прекрасной ткани по ценам Нижнего Новгорода. Когда мы открывали шоурум в столице, наши клиенты в первую очередь интересовались, не подорожает ли одежда. Поднять цены, конечно, очень хочется, но пока мы их держим, хотя к сентябрю незначительный рост всё-таки будет.
Вы упомянули о качестве продукции, но, конечно же, вы не можете шить всю одежду в одиночку? При этом кадры для отрасли в Нижнем Новгороде не такие же, как в Москве. Как вы набираете сотрудников?
В последнее время мне часто приходится проводить собеседования на различные должности, Если говорить об узкоспециализированных кадрах — портных, закройщиках, конструкторах, то, должна сказать, что мы собрались очень профессиональную команду. Часть из них мы переманили из других компаний — как я уже говорила, в городе закрылось несколько швейных производств. Мы с радостью приняли к себе этих специалистов, предложив им достойную зарплату и хорошие условия труда. Вообще мы заботимся о каждом нашем сотруднике — в этом плане мы следуем европейским стандартам развития бизнеса. При этом мы принимаем на работу только специалистов с большим опытом работы — например, для портных это не менее 15 лет. В нашей работе важна скорость, опыт и качество, а выращивать свои профессиональные кадры дорого и долго. Это могут позволить себе только гиганты бизнеса.
Если говорить о менее узких специальностях — тут противоположный подход. На должности помощника дизайнера, продавца-консультанта, менеджера интернет-магазина, офис-менеджера мы нанимаем и девушек без опыта работы. Таких сотрудников я выбираю интуитивно — я должна понимать, что вместе с ними я смогу двигаться дальше. И я сама занимаюсь их обучением, хотя это занимает очень много времени.
Понятно, что сотрудникам, которые являются лицом компании, вы делегируете своё видение, свои идеи. Что касается мастеров – возможно, это стереотип, но мне кажется, что нижегородская индустрия лёгкой промышленности никогда не славилась высоким качеством и изяществом. Влияет ли на конечный результат то, что у этих людей, возможно, другой взгляд на то, какой должна быть одежда?
Когда я открывала своё дело, мне было всего 27, и, конечно, найти взаимопонимание с сотрудниками, которые значительно старше тебя, порой тяжело. Иногда чувствуешь, что они смотрят на тебя и думают: "Ну что ты в этом понимаешь?". Авторитет в коллективе надо завоёвывать вниманием, разговорами. Повторюсь, я внимательна к каждой сотруднице — тем более, что у меня женский коллектив. Порой необходимо брать на себя роль психолога, искать к каждой из них индивидуальный подход. Что касается продукции — качество работы у наших мастеров очень хорошее. В плане дизайна, конечно, не всегда есть понимание, но, пошив одно изделие 15 раз, они со временем вникают в процесс.
С чем действительно плохо в Нижнем Новгороде — так это с модой. Когда я искала себе помощницу, очень многие девушки, которые приходили на эту должность, абсолютно ничего не понимали в моде, хотя выучились на дизайнера и умели шить. Для того, чтобы это понимание пришло, скорее всего, надо какое-то время проработать в ателье или шить индивидуально, на заказ.
Отсмотрев человек пятнадцать, я ни в одной из кандидаток не увидела необходимого потенциала. Параллельно на должность продавца-консультанта пришла девушка, в которую я просто влюбилась — она была настолько со вкусом одета, что я в итоге позвала работать своей помощницей её. И она до сих пор у меня работает.
Дизайном коллекций всё ещё занимаетесь лично вы? Не хотите кому-то это перепоручить?
На самом деле, очень хочу, потому что очень от этого устала, и это, признаюсь честно, наше слабое звено. Этот пул работы можно сделать гораздо сильнее — я знаю, что ещё есть большой потенциал, который мы не задействовали, но пока на это просто нет времени.
Я так понимаю, что это проблема быстрого роста небольшого бизнеса. Тем не менее, вы наверняка ставите себе какие-то цели? Какой вы видите свою компанию в будущем?
Я хочу, чтобы у нас была сеть магазинов и собственное большое производство – чтобы 50-60% изделий отшивались именно у нас. Как минимум, целое непаханное поле есть в Москве — в столичных торговых центрах можно смело открыть ещё три-четыре магазина. В ближайших планах — открытие первого нашего магазина в Санкт-Петербурге. Это может произойти в сентябре, но пока мы изучаем рынок и готовимся принять окончательное решение.
Вы верите в идею, которая транслируется независимыми модными изданиями о том, что время больших домов моды прошло, и будущее — за маленькими дизайнерами, которые со временем станут большими?
Да, я в это верю. Причём мы не хотим стать домом мод — я ни в коем случае не хочу диктовать моду, потому что я не считаю себя дизайнером, и всегда об этом открыто говорила. Девчонки, которые думают, что изменят мир моды, начинают что-то мудрить с фасонами, принтами, и в итоге не могут ничего продать. Моя цель — создать нечто вроде "качественной Zara": трендовые фасоны, трендовые цвета, но с неизменным качеством. Кроме того, мне кажется, что в России за домами мод нет большого будущего, а вот российские дизайнеры сейчас очень подтянулись, и за ними действительно приятно наблюдать.