Дмитрий Бирман: "От размера городского бюджета слёзы выступают на глазах"
У вас очень внушительная и разнообразная карьера с размашистой амплитудой, поэтому хотелось бы сначала поговорить о вашем прошлом, а затем – о настоящем.
Вы 15 лет работали в городской думе Нижнего Новгорода. Это серьёзный срок. Занимали пост заместителя главы города. Кроме того, вы занимались предпринимательской деятельностью – были в числе первых отечественных бизнесменов в 90-е годы и возглавляли "Опору России" в Нижегородской области. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Нижнем Новгороде: как власть себя ведет, на своём ли она месте, как город в целом?
У меня нет по этому поводу экспертного мнения, но есть точка зрения человека, который всю жизнь прожил в этом городе и очень его любит. Конечно, разговоры о нижегородских дорогах уже навязли в зубах, разговоры о чёрном неубранном снеге, песко-соляной смеси, которая с весной превращается в грязь. При этом я как человек, который десять лет проработал в комиссии по бюджету гордумы и ещё пять – был заместителем главы города, занимался подготовкой внесения бюджета на рассмотрение депутатов, понимаю, конечно, что финансовая ситуация сейчас далеко не блестящая. Поэтому когда я смотрю на то, сколько денег было потрачено на ремонт ул. Тверской в Москве, и понимаю, что это 10% от всего годового бюджета всего Нижнего Новгорода, слёзы выступают на глазах. Однако есть те вещи, которые должны реализовываться. Но на деле это происходит не так быстро, как бы хотелось.
Знаете, в чем моя беда? Прожив 55 лет в этом городе, я настолько привык [к такой ситуации], что уже не замечаю. Не то чтобы я не хочу видеть, но для меня это стоит на пятом или на десятом месте. Город для меня – это люди, контакты, общение и моменты реализации тех идей и задач, которые я перед собой ставлю.
Всем известно, что в Казани городской бюджет меньше, чем в Нижнем Новгороде. Всегда легко сказать, что денег нет – я это слышу уже 25 лет от всех губернаторов, всех мэров. Но мне кажется, что всё же роль личности крайне важна на сегодняшний день. Может, перестать искать проблему только в отсутствии денег, и начать говорить о людях, которые занимаются этими вопросами, в том числе и о депутатах.
Не правда, что в Казани меньше бюджет, чем в Нижнем Новгороде. Консолидированный бюджет Казани, которая является столицей Татарстана, больше раза в три – я имею в виду те трансферы, которые приходят из федерального бюджета и также тратятся на городские нужды. Не так давно проводились Универсиада, празднование тысячелетия Казани – всё это здорово было профинансировано, и многое было сделано.
Что касается личности. Знаете, сегодня никто не будет финансировать слишком самостоятельную личность, которая выпадает из матрицы. Я имею в виду то, что федеральная власть в этом случае будет урезать деньги, поступающие и в субъект [федерации], и в муниципалитет. Если же эта личность остаётся в матрице, но достаточно самостоятельна и ставит перед собой задачу максимально эффективно потратить бюджетные деньги и сделать так, чтобы они были минимально растащены – это идеальный вариант.
Не секрет, что в нижегородской политике существует несколько управленческих команд. В разное время СМИ приписывали вас то к одним, то к другим. И всё же кто из нижегородских политиков вам наиболее понятен на сегодняшний день? Кого вы считаете наиболее эффективным?
Хороший вопрос. Я, наверное, и ушел спокойно и добровольно (многие этому удивлялись) потому, что некий момент моей внутренней самостоятельности уже себя исчерпал. Спало понятно, что надо быть или "этих" или "тех", причем, вместе со шнурками. Но мне не хотелось быть ни с "теми", ни с "этими". При самом добром отношении ко всем. И это не потому, что я такой замечательный и самостоятельный, великий и самодостаточный. Упаси бог! Я достаточно компромиссный человек, если этот компромисс лежит в рамках здравого смысла и не претит моим внутренним установкам.
Касательно тех, кто ближе. Может, я скажу непопулярную вещь, или, наоборот, это прозвучит как своеобразный поклон, но как предприниматель и как управленец (в том числе – в рамках города) Олег Сорокин – достаточно эффективен. Не знаю, как с этим будет сейчас в рамках области, в рамках областного законодательного собрания. Думаю, что если бы у него была возможность быть более самостоятельным, возможно, он бы достиг больших результатов.
Также я считаю эффективным управленцем Валерия Шанцева – может, это тоже прозвучит непопулярно, ведь у нас принято ругать. И я могу это обосновать. Я думаю, что это первый губернатор, может, за исключением Немцова, который ставит очень амбициозные задачи. Да, возможно, они не будут достигнуты, но все увидят, что можно их ставить, стремиться к ним – это даёт очень большой эффект. Это очень важно.
На это есть две точки зрения. С одной стороны, хорошо, что есть такие большие инфраструктурные проекты, которые останутся надолго, в горизонте длинного планирования. С другой стороны, живем мы сегодня и сейчас и видим бесконечную грязь и синие заборы. Задам ещё вопрос про систему управления городом. Мы жили и при мэрах избранных, и при назначенных, при одноглавой и двуглавой системах. Скажите, вам самому какая система ближе, какую из них вы считаете правильной?
Действительно, в каждой системе есть серьёзные издержки. Всенародно избранный мэр – это красиво и здорово звучит, если только этот человек профпригоден для того, чтобы заниматься канализацией, водопроводом и т.д. Кроме того, что он красиво рассказал, кроме того, что фонды, поддерживающие его, сделали жизнь нижегородцев сладкой, вкусной и красочной (потому что много концертов и разных мероприятий во время предвыборной кампании), ему нужно продолжать. А это, как правило, и является самым сложным. И фактически, если он оказывается профнепригодным, его крайне сложно сменить. Да, сейчас есть закон, который позволяет это сделать президенту, но в этом случае грань очень тонкая.
Двуглавая система, при которой главу города, несущего политическую представительскую функцию, избирают из числа депутатов городской думы, а сити-менеджера, который профессионально подготовлен, назначают в конкурсном порядке, очень здравая при одном условии: если глава администрации – фигура не политическая, а тот самый работяга, прораб, сантехник, который ежегодно отчитывается в соответствии с контрактом, и которого можно уволить, если его работодатели – нижегородцы, представленные городской думой – будут недовольны.
Вы – предприниматель с большой историей. У вас были разные времена, как и в любом бизнесе: поднялись, упали, снова поднялись. На сегодняшний день в России число желающих заниматься предпринимательской деятельностью, по опросам выпускников вузов, меньше 4%. Когда начинали мы с вами, было 20% – разница в пять раз. У нынешней России, когда идет "огосударствление" экономики, построен госкапитализм, возможно ли будущее без малого и среднего бизнеса?
Оно возможно, но другой вопрос – каким оно будет. У меня есть замечательная возможность сравнить работу бизнесмена среднего уровня в Нижнем Новгороде и в Америке. Если здесь 80-90% времени тратится на то, чтобы что-то выяснить, получить какие-то согласования, куда-то отправить, написать, поехать, подписать и др. и 10-15% – непосредственно на сам бизнес, то в Америке всё с точностью до наоборот. Причем я ловил себя на том, что выполняя те или иные действия в рамках того контракта, по которому работал там, я ловил себя на том, что выходил из какого-то учреждения (вроде нашего ДУКа), например, решив вопрос за 10 минут, с идиотской улыбкой. Смотрел на солнце, на всё, что вокруг и думал: "Так бывает?"
Мы очень давно говорим о принципе "одного окна", у нас даже есть многофункциональные центры. В Америке же ты просто отправляешь по почте необходимые документы и так же по почте получаешь ответ – бумаги с печатями, а по электронной почте – скан, который уже дает тебе право заниматься всем, чем тебе нужно. Никто ничего не придумывал, никакого "одного окна", но на деле даже ходить никуда не нужно, всё это можно сделать из дома.
Нам есть, куда расти, безусловно. Вторую часть нашей беседы я бы хотел посвятить вашей новой работе, хотя, знаю, что вы достаточно давно пишете стихи прозу. Тем не менее, сейчас вы сделали осознанный выбор в пользу творчества. Так кто же вы в большей степени: предприниматель, политик, депутат или поэт и писатель?
Сложно ответить однозначно. Я думаю, намешано всего. Работа предпринимателем, депутатом дает огромное количество информации, которая подпитывает тебя как литератора. Это очень важно, потому что если ты не [принимаешь участия] в жизни, а находишься где-то с краю, наблюдаешь, то это не то. Не хочу сравнивать масштабы личности, но, тем не менее, думаю, что и Захару Прилепину необходимо то, чем он занимается сейчас, чтобы писать о том, что он знает, в чем сам участвовал, что прошел. Тогда то, что написано – правда, тогда этому верят, тогда это пользуется успехом.
Вы стали "Писателем XXI века". В шорт-листе рядом с вашей фамилией Евгений Водолазкин, Эдуард Лимонов, Виктор Пелевин – серьёзная компания. Я вас поздравляю, это очень хорошо, это уровень. Скажите, премия что-то изменила в вашем сознании? Появилось ощущение выхода на какой-то новый этап жизненный?
Нет, премия абсолютно ничего не изменила в моем сознании. Разве что самооценка себя как автора немного поменялась. Начиная с прошлого года, крупнейшая российская издательская компания "Эксмо" начала формировать сборники рассказов. Мой литературный агент попросила меня написать рассказ для одного из них, темой которого стало милосердие на войне. Этот рассказ вышел в сборнике "Притяжение неба". Всего в книге двадцать авторов, среди которых Дина Рубина, Виктор Пелевин и другие серьёзные издаваемые авторы. Когда ты оказываешься в такой компании, то точно понимаешь одно: эти люди находятся на уровне, к которому ты стремишься, они подтвердили свой уровень мастерства, и "Эксмо" не стало бы в одном сборнике размещать их произведения и произведения графоманов. Такое соседство чертовски приятно.
Благодаря Facebook я очень давно читаю ваши стихи. Вы пишете о среднерусской тоске, о любви, ощущении одиночества – весьма традиционный набор для поэта, который родился в России. Поэтому не могу не спросить, кто из русских поэтов для вас является абсолютным авторитетом?
Абсолютным авторитетом для меня является Владимир Высоцкий. Какой-то толчок моему внутреннему желанию слышать, что кто-то что-то тебе сверху продиктовал, а ты записал, дали именно стихи Высоцкого, Есенина, Бродского, Пастернака. Это смешение может кому-то показаться странным, но это так.
Скажите, существует ли вообще такое понятие, как "труд писателя" с точки зрения бизнеса? Можно ли литературой заработать деньги? Особенно в эпоху цифровой экономики и диджитализации всех процессов.
Думаю, можно. Не далее как вчера в рамках начавшегося литературного фестиваля им. М. Горького я общался с нашим земляком Николаем Свечиным, у которого контракт с тем же "Эксмо". Он пишет три книги в год, очень хорошего уровня, на мой взгляд, и живёт на те деньги, которые платит ему издательство. Я не достиг того уровня, чтобы жить на гонорары – на сегодняшний день это смешные совершенно деньги. Но зато есть публичные выступления, общение с залами, чтение рассказов. Я достаточно давно это делаю и, как правило, залы это очень хорошо воспринимают.
В чем главная цель фестиваля им. М. Горького, о котором вы упомянули, какая задача стоит? Что ждать участникам и зрителям?
Я подумал, что хорошо бы в контексте нашей передачи отвлечься и отвлечь читателей и зрителей от дорог, грязного снега, луж и т.д. и поговорить о том, что в Нижнем Новгороде есть такой мощный культурный слой, есть люди, которые пишут, есть те, кто с удовольствием читает и слушает литераторов. Привезти сюда порядка 60 авторов со всего мира в рамках этого фестиваля – это событие федерального уровня. Думаю, что это своеобразный толчок к той культурной жизни, которой в городе, согласитесь, маловато. Фестиваль, особенно если он станет ежегодным, будет ярким культурным событием, о котором знает не только вся Россия, но и зарубежные страны.
Если посмотреть на современную российскую литературу, то "чемпионы по заработку" – это авторы, которые пишут женские романы или бульварное чтиво. В нашей стране сможет зарабатывать только Дарья Донцова?
Я уверен, что нет. Всего пару лет назад на сайтах издательств было крупным шрифтом написано: "Рассказы и сборники рассказов не предлагать". А сегодня их принимают с удовольствием и издают. Изменилась конъюнктура литературного рынка. К тому же, думаю, изменилось количество людей, которые хотят не просто отвлечься, убить время и занять себя неким чтивом, которое тебя захватывает ровно до момента, когда ты откладываешь книгу, но предпочитающих книги, заставляющие думать, сравнивать, копаться в себе. Это моя глубокая уверенность. И не важно, в каком формате будет эта литература: бумажном или электронном. Не это принципиально. Принципиальна потребность людей.
Когда я начинал предпринимательскую деятельность, то понятий консалтинга, коучинга не существовало, и все думали, что полученного ими практического опыта хватит на всю оставшуюся жизнь. Не хватает, поскольку знания стремительно стареют. Так и здесь. Я думаю, что настоящая литература всегда найдет своего читателя.