Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Н.Новгород ,  
0 

Нижегородский бизнес занялся диджитал-трансформацией

Эксперты отмечают кардинальное изменение взглядов на маркетинг и продажи в интернете
Фото: Михаил Солунин/РБК
Фото: Михаил Солунин/РБК

Тенденция к переводу продаж товаров и услуг в интернет наблюдается несколько лет, и сегодня этот процесс в самом разгаре. Нижегородские создатели диджитал-проектов, опрошенные РБК Нижний Новгород, полагают, что оцифровка бизнеса так или иначе коснулась всех сфер. В меньшей степени это актуально для закрытых отраслей или направлений, по которым действуют ограничения на интернет-рекламу.

Ещё 5-7 лет назад в цифровой экономике находились в основном высокотехнологичные бизнесы – финансовые структуры, автодилеры, операторы сотовой связи, интернет-магазины бытовой техники и одежды. Руководители и специалисты таких компаний изначально понимали ценности диджитал-инструментов. Сегодня понимание пришло абсолютно ко всем, и это уже не погоня за трендами, а объективная реальность. Цифровая трансформация – одно из главных условий выживания, диктуемое быстро развивающимися рынками, а в России – еще и фактором экономического кризиса.

"Укушенные цифрой"

Те, кто не был представлен в интернете в благополучное время, сейчас ринулись в него как "укушенные", иронизируют опрошенные эксперты. Усилия руководителей и владельцев нижегородских компаний направлены на то, чтобы успеть и подстроиться под новую реальность. Это особенно заметно по отраслям и сегментам, которые ранее вполне обходились без функционального сайта, SMM, CRM и мобильных приложений.

Быстрее других догоняют время бизнесы, осознавшие, насколько сильно изменилось потребительское поведение, комментирует вопрос интернет-маркетолог компании "АртГорький" Юлия Бодякшина. "Мы работаем с компаниями, у которых первое знакомство клиентов с предложениями и принятие окончательного решения о покупке происходят в интернете. Можно использовать сколько угодно каналов – традиционных и нетрадиционных, но бизнесу нужно быть там, где клиент решает", – говорит она.

Онлайн делает услугу более качественной, что выражается в скорости обработки обращений, в простоте обслуживания и удобстве, объясняет феномен директор по развитию студии "Моризо" Антон Черноталов. По его словам, цифровая индустрия проникает везде, но темпы входа в нее зависят от конкурентности рынков.

"Есть сферы, где постоянно приходится придумывать улучшения для клиентов. И есть бизнесы неконкурентные, монополистичные. Запрос на трансформацию у них меньше, но он тоже есть", – комментирует собеседник агентства.

По наблюдениям Черноталова, диджитал-трансформация в ВПК идет меньше всего, поскольку сфера засекречена. "Но у них есть PR-службы и ниша, отвечающая за патриотическое воспитание. Обратите внимание, как сильно в последние годы развиваются электронные ресурсы, посвященные памяти народа. Они хорошо и профессионально сделаны. Это военная история, в то же время поменявшаяся под потребности общества", – поясняет он.

Маркетинг по старинке

На вопрос РБК Нижний Новгород, какие бизнесы отстают в интернет-продажах и коммуникациях с клиентами в сети, владелец компании "Айтис" Дмитрий Попов называет продавцов лекарств и продуктов питания. "Видимо, людям пока проще зайти в ближайший магазин или аптеку. Но теоретически это тоже может уйти в сеть", – предположил он.

Отставание продуктового сегмента генеральный директор компании R52 Алексей Ряжкин называет типичным для сектора конечных услуг и торговли. Впрочем, уточняет он, это характерно больше для региональных компаний, предпочитающих продвигаться по старинке, промоутерами в торговых залах. "Думаю, это больше связано с возрастом руководителей, которым трудно понять, что такое контакт с аудиторией через интернет, и что на самом деле с помощью хорошего промо-сайта или промо-действия можно охватить очень приличную аудиторию. Может быть, это связано с тем, что в Нижнем немногие агентства умеют это делать. Все равно большинство таких вещей реализуется на федеральном уровне и крупными московскими игроками", – говорит эксперт.

В сфере создания диджитал-проектов фактор территориальной удаленности от заказчика отходит на второй план. Его вытесняют отраслевые рейтинги, сарафанное радио, желание иногородних или иностранных клиентов зайти на рынки с учетом местной специфики, говорят эксперты. В "Моризо" клиентов из Нижегородской области насчитывают не более 20%, московских – 70%, зарубежных – 10%. В R52 заявили, что доли нижегородских и внешних заказчиков у них распределяются поровну. В компании "АртГорький" доли оценили в 80% и 20% в пользу местных компаний. С последними цифрами согласны и в "Айтисе", оговорившись, что это верно для количества проектов, а по стоимости бывает наоборот.

Must Have 2017

Эксперты единодушны во мнении, что за последние 5 лет средний заказчик, а вместе с ним и его запросы изменились до неузнаваемости. Стандарт 2017 года – сайт компании, адаптированный под мобильные устройства. Клиенты не хуже сайтостроителей знают, что это влияет на позиции в поисковиках. Контекстная реклама из желательного инструмента превратилась в обязательный, а с развитием мобильного интернета резко возросла значение видеоконтента.

К разряду must have Юлия Бодякшина относит и профессиональную аналитику. "Если клиент собирается вложить деньги, он хочет иметь прогноз и гарантированный результат. Грамотность клиентов в области таргетирования развивается очень хорошо", – комментирует маркетолог из "АртГорький".

При этом бизнесов, готовых на самостоятельный интернет-маркетинг, стало гораздо меньше, констатируют в R52. Большинство компаний ушли в интернет, где царит дикая конкуренция. Клиенты поняли: непрофильные функции надо отдавать на сторону. В противном случае они рискуют потерять деньги и ничего не получить взамен.

"К примеру, компания занимается логистикой. 5-7 лет назад они могли настроить Яндекс.Директ, две недели пошлифовать, а дальше просто пополнять баланс. Сейчас это нужно постоянно смотреть и оценивать, потому что тогда нормальный расход был 5 тыс. в месяц, сейчас, чтобы хорошо присутствовать – нужно раз в десять больше. И присматривать за деньгами нужно по-другому. Постоянно тебя кто-то выталкивает. Постоянно меняются стратегии. Проморгал две-три настройки – бюджет вылетел в трубу", – размышляет Алексей Ряжкин.

В начале десятых годов запроса на трансформацию в Нижнем Новгороде не было, вспоминает Антон Черноталов. Стандартный сайт представлял собой визитную карточку с описанием, у продвинутых компаний – с подробным представлением продукции и возможностью заказа. Что уж говорить о мессенджерах и smart-TV, как каналах коммуникации с клиентом. "Сегодня в любой сфере b2b и b2c сайт – это инструмент, глобальная информационная система, с помощью которой не просто делается заказ. Анализируется вся история закупок, осуществляется коммуникация с клиентом", – рассказывает эксперт.

Времена, когда заказчик просил сайт и доступ в админку, позади, соглашается с ним Дмитрий Попов. "Типичный запрос на комплекс и автоматизацию сейчас выглядит приблизительно так: "Дайте нам интернет-магазин, дайте нам CRM, а еще у нас есть 1С, и ее нужно интегрировать. Научите наших менеджеров с этим всем работать. И вообще, постройте нам отдел продаж", – рассказывает хозяин "Айтис".

Время + деньги

Но готов ли покупатель? Сможет ли он переварить стремительную оцифровку отношений с продавцом при минимуме человеческого общения или без такового? В условиях роста интенсивности коммуникаций в разы потребитель вынужден ставить контакты в очередь или отказываться от них вовсе.

В цифровой экономике обязательным условием выживания становится использование нескольких каналов одновременно, что дает возможность учитывать возраст, привычки и ритм жизни покупателей. К примеру, в молодежной среде очевиден тренд на вытеснение телефонного разговора текстовыми сообщениями. Люди старше 30 лет используют мессенджеры и голосовую связь параллельно.

Мессенджер может быть тем каналом, который меньше других отвлекает от оффлайн-дел, считает Антон Черноталов. "Лично мне в 80% случаев неудобно, когда звонят по телефону. Гораздо удобнее договориться в мессенджере, я ставлю себе время, оно высветится в календаре, и мы созвонимся. И больший процент звонков по моей инициативе тоже наталкивается на отсутствие возможности поговорить в этот момент", – делится наблюдениями собеседник РБК-Нижний Новгород.

Готовность к покупке в цифровом формате зависит от целевой аудитории и сегмента, уверена Юлия Бодякшина. По ее оценке, в сети коробочный продукт понятен для покупателя в той же степени, что интернет-банкинг, заказ пиццы или такси.

"От условий поставки его свойства не меняются, а цена, как правило, заманчива. Людям это начинает нравится, люди этим пользуются. Вы посмотрите на очереди в почтовых отделениях за посылками с Aliexpress. Это развивается там, где удобно и безопасно. Ограничения только по возрасту и привычкам, но то и другое меняется", – резюмирует Бодякшина.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Н.Новгород
Каберне обогнало кодрянку: самые популярные сорта винограда в России Экономика, 10:00
Как физлицу сообщить в ФНС об операциях по иностранному счету. Инструкция Инвестиции, 10:00
NYT узнала о планах США вывести в космос системы для атак на спутники Политика, 09:49
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире Pro, 09:43
Белый дом заявил об обеспокоенности из-за отношений России и Китая Политика, 09:38
Захарова обвинила Запад в лицемерии после закрытия дела об утечке данных Политика, 09:00
Почему ускорилось сокращение импорта в Россию Экономика, 09:00
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Камбэк года. Как шансы «Динамо» на золото за месяц возросли с 0,3 до 49% Спорт, 09:00
Антисоциальность и безнравственность: почему суд взыскал ₽13 млрд с ИКЕА Экономика, 09:00
Большой дивидендный сезон в России: кто, сколько и когда заплатит Инвестиции, 09:00
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность Политика, 08:26
Минобороны сообщило о сбитом беспилотнике над Крымом ночью Политика, 08:17
Суд признал «безнравственным» перевод структурой IKEA денег за границу Бизнес, 08:11
RTL узнала о подготовке Францией группы «суперскрытных» разведчиков Политика, 08:00