Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Ольга Шайдуллина: "Композитор всегда говорит со слушателем о важном"

Обладательница премии "Золотая маска" рассказала Георгию Молокину о пути состоявшегося музыканта, новом поколении студентов ВГИК и приоритете взаимоотношений в образовании
Ольга Шайдуллина
Ольга Шайдуллина (Фото: РБК)

В 2006 году вы закончили Нижегородскую консерваторию, и на сегодняшний день уже состоялись как успешный композитор: ваши творения звучат в спектаклях в России и за рубежом, вы пишете музыку для фильмов и рок-опер.

Это вполне нормальная композиторская жизнь.

Мне кажется, многие молодые композиторы о такой жизни только мечтают. Что вы хотите сказать лушателю? Какие эмоции, чувства, скорби и радости хотите передать?

Наверное, мне уже сложно говорить как "Композитор Композиторович", как человек, который занимается только сочинением музыки. Просто моя жизнь сейчас связана с театром, и "Золотая маска" (за спектакль "И дольше века длится день" по роману Чингиза Айтматова – ред.) дана не столько за музыкальную работу, сколько за режиссёрскую и командную.

Хорошо. И тем не менее, что вы стремитесь сказать своей музыкой?

В последнее время больше всего хочется говорить о человеке, о пути самопознания, сопровождающего нашу жизнь.

Но подождите. Композитор, будь то Бах, Бетховен, Моцарт или Шостакович, всегда говорит о человеке.

Ничего себе, вы ряд выстраиваете…

Дело же не в сравнении и не в масштабах, а в судьбе и в профессии.

Меня волнует то, что происходит с человеком в современном мире. Прилетела в Нижний Новгород – здесь футбол и в Москве футбол. Льёт дождь с градом, а у меня нет зонта, и таксист задерживается. Стоит большая группа полицейских, и когда таксист подъезжает, ему в очень грубой манере не разрешают остановиться, чтобы меня забрать. У нас в спектакле есть эпизод со взлетом ракеты, и эти маленькие казахи, которые вокруг в степи пытаются жить, любить и строить свой мир, сохранить в себе что-то безусловное. Так вот, мы запускаем ракеты в космос, хотя не разобрались, как жить на земле.

Вы испытываете тревогу или отчаяние, глядя на всё это?

Я – молодая мама, и с появлением Варвары многие вещи стала острее ощущать, а спектакль как раз появился к моменту. Место человека в прогрессе – то, что волновало людей во все времена.

Очевидно, век технологий и скоростей тоже накладывает свой отпечаток на творчество. Я знаю, что вы соединяете разное – акустические приёмы, электронную музыку, видео и прочее. Это, безусловно, современно. Скажите, это ваш принципиальный выбор, или так получается само собой?

Это то, что мне на данный момент интересно. Недавно я выпустила балет в Красноярске: одной из режиссёрских задач там было поставить спектакль, который не будет тяжеловесным по музыкальному составу. "Линия судьбы" – а именно так называется балет – тема очень сложная. Я долго думала и выбрала ход, в котором на сцене присутствует одна виолончелистка, а голос классического инструмента погружен в электронную среду. Мне такое интересно уже несколько лет. У меня есть друг в Екатеринбурге – композитор Саша Жемчужников, он собирает казахский фольклор. Когда начинала делать спектакль "И дольше века длится день", попросила его открыть свои архивы. Найти в Москве музыкантов, которые бы это сыграли, можно, но я удовлетворилась готовыми записями и работала с ними.

Вы востребованы в театрах, киногруппах, на разных сценических и концертных площадках. Как состояться – это вопрос вопросов для многих творческих людей. Я не прошу рецепты, но меня интересует, насколько это возможно в современном мире?

Я работаю преподавателем во ВГИКе и веду определённые наблюдения. Это уже мой второй курс – замечательные студенты. В следующем году они заканчивают, а я смотрю на них и понимаю, насколько же они другие по отношению к учебному процессу и к любым вещам на их молодом пути. Я вижу, в чём их боль и нерв, пытаюсь удовлетворить их запрос, но понимаю, что мир распахнутого информационного пространства и тот  библиотечный мир, в котором жили мы, пытаясь достать информацию – это несоизмеримые вещи. Мы только можем попробовать понять, как они живут. Думаю, чтобы состояться, надо рисковать. Рисковать, быть верным себе и пытаться себя узнавать.

Изменения происходят настолько стремительно, что ты видишь человека на десять лет моложе, а его мир уже другой. У вас есть желание учиться у более молодых?

Конечно. Я этим и занимаюсь. Мы похоже на сообщающиеся сосуды, потому что, не будь студентов и моих с ними взаимоотношений, возможно, у нас не было бы таких затей как "Гадкие лебеди" по Стругацким.

Диалог со студентами получается?

Иногда кажется, что он есть, а потом вдруг обнаруживаешь непреодолимые вопросы и понимаешь, что фундаменты разные. Настолько разные, что ваш диалог может оказаться довольно-таки поверхностным.

Нельзя же делать музыку и спектакли только для своего возраста. Наверняка есть желание, чтобы ваше творчество узнавали и более молодые люди, и представители старшего поколения. Вы чувствуете интерес с их стороны?

Есть одна притча про музыканта, играющего при дворе: его очень любил и хвалил царь, говорил: "Как же ты хорошо играешь!". А тот отвечал: "Нет, вот мой учитель играет гораздо лучше". Царь не поверил, что у него не самый лучший музыкант, и попросил отвести к учителю. Учитель сидел на горе и играл. Царь спросил восхищенно: "В чём же его секрет?". "Скажу, только ты обещай меня не казнить. Я играю для тебя, а он – для бога", – ответил придворный музыкант.

Если ты думаешь, что сейчас делаешь спектакль для молодежи, а потом – для детей, ты должен разговаривать на их языке, но это вовсе не значит, что с какой-то из аудиторий ты говоришь о менее важном. Сейчас на наш спектакль приходит молодёжь, и мы вышли с инициативой, чтобы молодые оставались и делились впечатлениями. Диалог только намечается, но, как мне кажется, в чём-то мы совпадаем.

Молодая мама Ольга Шайдуллина не может не думать о взаимопонимании с дочкой Варварой, что очень важно в нашем меняющемся мире. Пройдет немного времени, и девочка начнет "нажимать кнопки", получать массу информации. Вы задумываетесь об этом?

Да. Мне кажется, знания, что сейчас пытаются дать система образования, школа и родители, вторичны для современного мира. Информация везде открыта, поэтому, в первую очередь, нужно заниматься взаимоотношениями: взаимодействовать друг с другом, а не буквы и цифры учить. Варваре сейчас год и десять месяцев. Она уже считает, хотя никто специально этим не занимался. Нужно учиться быть внимательным к человеку, каков он есть, попытаться его рассмотреть, дать ему внимание и уважение, перестать оценивать. Это легко сказать, но это целый путь. Путь интересный.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 декабря 2024
EUR ЦБ: 106,1 (+0,15)
Инвестиции, 31 дек 2024, 09:38
Курс доллара на 29 декабря 2024
USD ЦБ: 101,68 (+1,15)
Инвестиции, 31 дек 2024, 09:38
Все новости Н.Новгород
На Украине заявили о подготовке к «круговой обороне» Балаклеи и ИзюмаПолитика, 20:15
Украина назвала «искажающими действительность» выводы ООН о законеПолитика, 20:03
ПСЖ взял Матвея Сафонова в Катар на матч за Суперкубок ФранцииСпорт, 19:59
Трамп с Меланией и Маском станцевали на новогодней вечеринке. ВидеоПолитика, 19:40
Минтранс сообщил, что из танкеров вылилось меньше мазута, чем оценивалосьОбщество, 19:32
Умерла бывшая директор музея «Петергоф» Елена КальницкаяОбщество, 19:29
Мирра Андреева заявила о планах попасть в топ-10 в 2025 годуСпорт, 19:28
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Стали известны новые цены на Lada Granta и Lada Vesta после подорожанияБизнес, 19:25
Оператор потребовал арестовать заподозренный в повреждении кабелей танкерПолитика, 19:17
VG узнала о предстоящей свадьбе Магнуса КарлсенаСпорт, 18:47
В партии Шольца поддержали дальнейшие переговоры между ним и ПутинымПолитика, 18:43
Амарал пожаловался на вмешательство «людей со стороны» в дела «Спартака»Спорт, 18:29
В Крыму двое детей погибли в ДТПОбщество, 18:26
ANEX Tour прокомментировали ДТП с россиянами в ТаиландеОбщество, 18:23