Сергей Злобин: "Учителя прекрасно осваивают новые технологии"
Прежде всего, хочу спросить вас, как вы оцениваете подготовку школ к 1 сентября? Всё ли в порядке?
К учебному году школы готовы. Нельзя сказать, что мы решили все проблемы, которые есть, но именно к началу учебного процесса всё готово. Все те ремонтные работы, которые необходимо было сделать, чтобы школы работали, выполнены. Хотя, конечно, у нас есть определенный объём необходимого капитального ремонта, который мы будем продолжать ещё не один год.
Каковы масштабы этих работ? Будут ли проговариваться эти цифры в бюджетах будущих лет?
Масштабы большие. Проговариваться, конечно, будут, потому что у нас других источников и возможностей финансирования нет.
Какова позиция главы Нижегородской области Глеба Никитина на этот счёт? Обязательно ли тратить на это деньги?
Безусловно, да. Мы должны привести школы в нормативное состояние. В прошлые годы финансирование было недостаточным, но мы будем решать эту проблему планово и постепенно. Хочу отметить, что это касается не только школ Нижнего Новгорода, но и всех образовательных учреждений среднего звена в регионе, которые требуют капитального ремонта и капитальных вложений.
Давайте поговорим о технической готовности школ. Сейчас у нас курс на цифровую экономику – об этом сказал президент России, его поддерживает и Глеб Никитин. Можно сказать, что сейчас цифровизация является одной из главных задач. Соответствуют ли этому образовательные учреждения?
Наши школы достаточно хорошо оснащены в части компьютеров и интерактивных досок. Мы уже привыкли к информатизации, которая является предварительной ступенью на пути к цифровому образованию. Далее необходимо сделать ещё один шаг – дать возможность ребенку выйти в то образовательное пространство, которое существует не только в школе, но и на других цифровых платформах. Я имею в виду не интернет, а общероссийские и международные образовательные программы.
Тяжело ли учителям с многолетним стажем работы переходить на новые технологии и общаться с учениками с помощью гаджетов?
Учителя прекрасно осваивают новые технологии – многие готовятся к урокам, используя просторы интернета, а также общаются с учениками и их родителями в соцсетях.
Известно, что существует "разрыв" отцов и детей, который в частности, проявляется и в том, что молодое поколение не отрывается от экранов мобильных телефонов. Это влияет на образование?
Сейчас наша основная задача – обеспечить возможность в каждой школе по одному классу цифрового образования. Дети получат возможность работать через индивидуальный носитель-планшет, но это не то, что они приносят с собой из дома. Это учебное пособие: в нём закреплены выходы на цифровые площадки, есть цифровые лаборатории, задачи и проверочные работы, а также с помощью него будет налажена определённая обратная связь.
Наверное, дети будут счастливы в этом случае?
Не могу сказать, что они будут счастливы. Дети во многом ценят школу за возможность общения друг с другом и учителями. Даже сейчас, когда мы говорим про 1 сентября, первое, о чем говорят дети – это то, что они могут увидеть друзей, которых не видели все лето.
В школах уже давно сдают ЕГЭ, его постоянно обсуждают. При этом в Нижегородской области растёт количество детей, которые сдают единые госэкзамены на высокие баллы. Какие, на ваш взгляд, есть особенности у этой системы, и какие слабые стороны?
Главным достоинством ЕГЭ является независимая объективная оценка знаний. Мы исключили вариант личного влияния педагогов на результат ребенка, а также факт влияния вузов на выставление тех или иных требований. У нас есть общая линейка, которая оценивает всех по одним и тем же параметрам. Так что главное достоинство – высокая объективность результатов, а проблема – в том, что любая объективность может не в полной мере оценить творческий потенциал выпускника.
Школьный учитель – профессия, важность и сложность которой сложно переоценить, но размер заработной платы педагогов часто оставляет желать лучшего. Делается ли что-то для того, чтобы изменить ситуацию?
В первую очередь, я должен сказать о том, что все параметры, заложенные в указах президента Владимира Путина по повышению заработной платы, в Нижегородской области сейчас выполняются даже с некоторым превышением. Кроме того, в этом году мы активно разрабатываем различные программы поддержки учителей, в частности молодых. Сложность профессии педагога состоит в том, что она предполагает постоянное саморазвитие, и поэтому нашей главной задачей является разработка критериев поддержки профессионального роста.
Задам ещё один вопрос про вузы. У нас есть три университета (ННГУ, НГТУ и НИУ ВШЭ – ред.), которые постоянно попадают в различные рейтинги. Кого ещё можно подтянуть, и какие здесь есть точки роста?
Я бы не говорил, что только три вуза и всё. Все наши высшие учебные заведения имеют достаточно выраженную специфику – они готовят специалистов по конкретным направлениям. Отмечу, что в этом году уже в первую волну почти полностью осуществлён набор студентов. Кроме того, вырос средний балл приёма – а это говорит о том, что наши вузы востребованы.