Лента новостей
Все новости Н.Новгород
Как научиться понимать свое тело Партнерский материал, 14:42 Кадыров заявил о сильном духе у попросившего об отставке главы Ингушетии Политика, 14:37 Инвесторы вложили в российский e-commerce рекордную сумму Технологии и медиа, 14:36 На Украине начали расследование из-за песни Газманова на выпускном Общество, 14:34 Столтенберг заявил о появлении космической стратегии НАТО Политика, 14:33 СК начал проверку после жесткой посадки учебного самолета под Оренбургом Общество, 14:32 Заместитель мэра Москвы Ликсутов вошел в совет директоров «Аэрофлота» Бизнес, 14:30 Глава Дагестана вернулся к работе после лечения в Москве Политика, 14:29 Своя рубашка ближе: интересна ли потребителям отечественная одежда Pro, 14:27 Топ-менеджеры «Аэрофлота» лишились премий из-за сгоревшего SSJ100 Бизнес, 14:24 Лавров заподозрил США в создании помех отношениям России и Грузии Политика, 14:21 Главы МИД России и Мальдив подписали соглашение об отмене виз Общество, 14:21 ЦИК проведет выездную проверку избиркомов в Петербурге из-за жалоб Общество, 14:18 В Грузии новым спикером парламента избрали лидера правящей партии Политика, 14:15
Н.Новгород ,  
0 
Предложение на нижегородском рынке бизнес-образования растет ажиотажными темпами
Количество игроков растет, работает механизм ротации и отсева, а монетизируется в первую очередь репутация

По данным портала executive.ru, в 2013 году емкость рынка программ бизнес-образования в России составила $170-200 млн, при этом большая часть этих средств сосредоточена в Москве – 50-70%. На таком фоне нижегородский рынок за последние 1-2 года ощутимо нарастил активность – и с точки зрения конкретных проектов, и с точки зрения количества игроков. Соответственно, растет и объем рынка – в среднем на 20%. В 2013 году он, по разным оценкам, вписался в пределы 300 млн руб.

Основатель компании «Бизнес-культура» Александр Базанов подтверждает, что в сегменте краткосрочного бизнес-образования в Нижнем Новгороде очевиден огромный интерес к разным обучающим мероприятиям. Причем со стороны организаторов он вообще ажиотажный.

«Предложение растет быстрее спроса, – добавляет Александр Базанов. – Крупные и не очень корпорации, например, банки, для которых тренинги не являются бизнесом, тоже все активнее проявляются на этом «поле». Они рассматривают образовательные или околообразовательные мероприятия как канал привлечения новых клиентов или укрепления лояльности старых. Соответственно они тоже влияют на рынок».

Собеседник агентства связывает ситуацию на рынке с модой на обучающие мероприятия.

«Получается не у всех, поэтому постоянно происходит некоторая ротация. Или отсев», – заметил Александр Базанов.

При этом, по оценке директора коучинговой компании NEXT LEVEL, тренера Галины Вдовиченко, на региональном рынке тренинговых услуг работает 5-7 сильных игроков, но ниша в достаточной степени заполнена – от классических тренингов продаж до лидерских авторских тренингов. Потребителями, по ее словам, выступает, как правило, малый и средний бизнес, хотя можно говорить и об аутсорсе крупных организаций.

Александр Базанов дифференцирует аудиторию по стоимости мероприятий.

«На бесплатных или условно-бесплатных событиях много студентов и молодых специалистов. Наши тренинги, как правило, относятся к средней и высокой ценовой категории, и там мы видим 2 более или менее стабильные группы. Есть, например, кластер активных предпринимателей, ведущих небольшие региональные бизнесы, с доходом выше среднего, штатом сотрудников от нескольких десятков до нескольких сотен, иногда – тысяч человек. Таких, активных, буквально несколько тысяч в городе, они охотятся за новыми идеями для бизнеса и новыми знакомствами. Вторая группа – менеджеры и руководители филиалов федеральных и иностранных компаний, со стабильным уровнем дохода, которые “прокачивают” компетенции для карьерного и личного развития», – рассказал основатель «Бизнес-культуры».

«20-30% участников каждой группы на наших тренингах – тренеры, и внешние, и корпоративные, которые хотят получить дополнительный инструмент именно в тренинговом формате, 15-25% – HR-руководители, ищущие инструменты для поддержки и развития персонала», – говорит директор NEXT LEVEL.

Александр Базанов говорит о моде на формат краткосрочных образовательных курсов, который, по его мнению, приведет к ротации и среди «студентов», и среди преподавателей.

«Не стоит забывать, что сейчас нарастает конкуренция внутри профессии, среди людей, позиционирующих себя как «бизнес-тренеры». Многих сегодня манит эта стезя – прежде всего, благодаря примеру пары десятков наиболее известных федеральных тренеров, которые собирают большие аудитории и выставляют заказчикам пятизначные гонорары за выступления. Это хорошая тенденция, она должна дать отрасли новые лица и свежую кровь», – уверен Александр Базанов.

Галина Вдовиченко, в свою очередь, говорит о том, что в современном мире эффективность тренингов начинает падать, и считает это тенденцией.

«Связано это со скоростью изменений, которые происходят в бизнесе, и динамика этих изменений растет. Тенденцию можно обозначить так: в сотрудниках важнее развивать навыки гибкости в изменениях и умению учиться, чем конкретные специальные навыки. Как, в принципе, эффективность тренинга, в сухом остатке, составляет 20-30% от полученных навыков. Плюс еще 8% при наличии разных видов посттренинговой поддержки. И сейчас специалисты по развитию персонала начинают искать дополнительные методы поддержки и развития сотрудников», – пояснила собеседница агентства.

При этом директор NEXT LEVEL заверила корреспондента РБК-Нижний Новгород, что тренинги будут актуальны ещё очень долго.

Ситуацию в сегменте MBA ректор Нижегородского регионального института Управления и экономики, сопредседатель Межрегиональной ассоциации преподавателей МВА GreenCity Василий Козлов рассматривает в глобальном контексте и связывает с выходом нового закона об образовании, в частности предполагающим отмену госдипломов на допобразование. По мнению Василия Козлова, "рынок схлопнулся" и фактически можно говорить о том, что MBA в том формате, в котором он существовал до 2014 года, свое существование прекратил.

«Да, установлен переходный период. То есть мы как аккредитованная бизнес-школа еще можем выдавать дипломы государственного образца до 15 июля 2015 года. Но это лишь доработка возможностей по старым, так скажем, документам. И конкретно Green City сейчас сфокусирована на создании нового формата”, – пояснил Василий Козлов в интервью РБК-Нижний Новгород.

Вторым важным сигналом, как объяснил собеседник агентства, стало фактическое переключение экстенсивного, ориентированного на массовость, режима образования на интенсивный. Причинами Василий Козлов считает информационные и коммуникативные технологии, появление новых методик образования взрослых и резкое увеличение ответственности самого обучаемого.

«Уменьшилось количество учебных часов, вместо 1800 учебных часов, утвержденных условиями MBA-аккредитации, вероятно, тоже будет меньше. Более того, сейчас двухлетняя магистратура смотрится как своего рода анахронизм. Спросом она пользоваться, думаю, не будет», – считает ректор Green City.

«Состоявшаяся смена парадигмы образовательной политики предполагает перенос тяжести на самостоятельную подготовку, – уточняет Василий Козлов. – В мире полным ходом развивается революция дистанционного образования. И конкуренция на этом рынке несколько сместилась в сторону новых навыков. Преподаватели более не могут быть репродукторами знаний, они должны быть консультантами для студентов, теперь ориентированных на мотивированное обучение.

Василий Козлов также указал на тот факт, что программы MBA утратили жестко соблюдаемые стандарты, на основании которых проводилась аккредитация. Сейчас они замещаются внешним аудитом – «общественной аккредитацией». То есть, к примеру, крупные западные финансовые издания публикуют рэнкинги в соответствии с результатами опросов и анкетирования. И по всему миру новая система выстраивания иерархии игроков только налаживается.

Более того, монетизироваться на рынке образовательных учреждений, по мнению Василия Козлова, сейчас будет репутация.

«Спад экономического роста сменил расстановку акцентов: избыточность предложения при свертывании потребительского рынка делает именно репутацию самой конвертируемой валютой. В любых сферах, не только в образовании», – резюмировал собеседник РБК-Нижний Новгород.