Лента новостей
Все новости Н.Новгород
США ввели санкции против российских судов «Патриот» и «Севастополь» 17:07, Политика МИД опроверг планы использовать талибов против ИГ в Афганистане 17:04, Политика Maersk проверит способность Севморпути конкурировать с Суэцким каналом 17:01, Бизнес США потратят $380 млн на кибербезопасность выборов 16:56, Политика Минфин отказался от проведения аукциона ОФЗ из-за возросшей волатильности 16:52, Финансы Как живут японцы в России и что нужно знать о культуре Японии 16:49, РБК и Subaru Покупать или продавать: Litecoin подорожал до $56 16:46, Крипто Рогозин не вошел в совет директоров РКК «Энергия» 16:42, Общество В Австралии умер русский отшельник Михаил Фоменко 16:41, Общество ООО "Каштан" выполнит благоустройство сквера им. Грабина за 27,7 млн руб. 16:38  Трамп раскритиковал собственного назначенца в ФРС: курс доллара снизился 16:34, Quote Минэкономразвития поддержало отмену маркировки для парфюмерии 16:34, Бизнес В Чите пенсионер оставил в троллейбусе 1 млн руб. 16:31, Общество Минсельхоз не увидел предпосылок для введения пошлин на экспорт пшеницы 16:19, Экономика Как стать инвестором, не имея значительного капитала, знаний и времени 16:10, РБК и Сбербанк Москалькова рассказала о возможном самооговоре Бутиной 16:05, Политика Фигуранта дела о вербовке в ИГ через WhatsApp освободили от наказания 16:03, Общество Менеджер перемен: зачем российским компаниям необычные управленцы 15:59, Свое дело Нижегородские котельные готовы к отопительному сезону на 90% 15:55  В правительстве рассказали о работе над самолетом вертикального взлета 15:55, Политика США сообщили о заморозке счетов Дерипаски и Вексельберга на Кипре 15:54, Экономика Глава ФНПР выступил против референдумов о повышении пенсионного возраста 15:42, Общество Депортированного из США охранника концлагеря отправили в дом престарелых 15:38, Общество Путин заверил Меркель в сохранении транзита газа через Украину 15:36, Политика МТС улучшила прогноз своих показателей на 2018 год 15:36, Технологии и медиа В Кремле заявили о «быстром восприятии» обращения родителей о лекарствах 15:36, Общество Как построить бизнес на оказании коммунальных услуг 15:35, РБК и Сбербанк Ароматерапия: как правильно выбирать и использовать эфирные масла 15:33, Спецпроект РБК PINK
Артём Филатов: "На людей должна действовать мягкая художественная сила"
Нижний Новгород, 30 авг 2017, 11:30
0
Артём Филатов: "На людей должна действовать мягкая художественная сила"
Куратор выставки "Обратно домой" рассказал Валентине Тимониной о состоянии Музея нижегородской интеллигенции, готовности бизнеса поддержать искусство и белых пятнах на карте города
Артём Филатов (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Вы своей выставкой "Обратно домой" возвращаете жизнь Музею нижегородской интеллигенции на почти месяц. У музея долгая история, которая, казалось, имела грустный конец. Сейчас же на месте точки вновь поставлена запятая. Расскажите о месте, где стоит музей — это же часть целого квартала. Каким путем он пришел к своему сегодняшнему состоянию?

Важно сказать, что место, где находится Музей нижегородской интеллигенции — это, действительно, настоящий квартал. Его название "Квартал 1833 года" появилось потому, что первые документы о формировании застройки датируются именно 1833 годом. Большинство зданий, которые там находятся, были построены тогда. Например, зданию музея около 175 лет. Оно приковало к себе внимание, когда в 1900 году Владимир Ильич Ленин приехал в Нижний Новгород в пятый и последний раз к сестрам Невзоровым — нижегородским опальным революционеркам — и вместе с нижегородскими марксистами решил обсуждать издание газеты "Искра" — пропагандистской, свободной, рабочей газеты. Позже, когда пришла советская власть, в этом здании организовали Музей-квартиру сестер Невзоровых, и какое-то время там была экспозиция, посвященная их жизни и марксистам в Нижнем Новгороде.

Прошло время, и в 1993 году, когда поменялся политический вектор, его переименовали в Музей нижегородской интеллигенции. Это, конечно же, заслуга Татьяны Николаевны Казанской, которая была его директором и очень много сделала для того, чтобы этот музей и его здание дожили до нашего времени. Очевидцы говорят, что переименование музея было не столько политическим, сколько градозащитным жестом для того, чтобы сохранить экспозицию, пространство, потому что мы знаем, что случилось с музеем Свердлова — он был закрыт. Мемориальная обстановка квартиры Невзоровых просто перекочевала в Музей интеллигенции, именно по той причине, что и сестры Невзоровы, и сам Владимир Ленин, несмотря на свое отношение к ней, именно ею и были. И очень интересно, что именно в Нижнем Новгороде журналист, писатель Пётр Боборыкин является первым человеком, который стал использовать термин "интеллигенция" в российской практике.

Вокруг музея собралось целое сообщество. До того, как стало модно проводить лектории, открытые конференции, мастер-классы, они проводили "Вечера на Полевой", "Вечера под зеленой лампой" — это были места, куда приходили люди, которые интересуются нижегородской культурой, музыкой, историей. Когда мы пришли в это здание, то стали об этом задумываться: мы понимаем, что здание, которое пустует уже три года, представляет собой целый пласт истории. И кроме этого музея вокруг еще есть Дом мещанина, Дом купца, Ремесленное училище, где мальчики и девочки учились совместно. Это целый культурный слой. Мы понимаем, что это своего рода белое пятно, которое нужно раскрасить и заново вернуть на карту города.

Как идейно связана выставка "Обратно домой" с этим местом?

Название появилось из своеобразной экспозиции музея. Я не очень большой любитель музеев-квартир: стульев, столовы, чашек. Но когда мы стали читать комментарии, отзывы, то стали понимать,что люди, приходившие в музей, чувствовали себя как дома. И главным комментарием был: "Я прихожу и понимаю, что эти предметы имели большую ценность, были очень важны для тех людей, кто ими владел".

Так и появилась идея выставки: мы возвращаемся в дом, в какой-то абстрактный дом, собственный дом. Особенно интересно ощущение, которое появляется, когда мы впервые получаем ключи, впервые в него входим. Это просто стены, потолок и пол, ты чувствуешь себя будто в новой квартире, в которой нужно делать ремонт, проводить электричество, размещать мебель. Но в данном случае мы не переклеиваем обои, не делаем какой-то евроремонт, а выставляем произведения искусства, пытаемся ответственно подойти к тому, что находится внутри, но при этом как-то по-новому это показать.

С одной стороны художники на выставке будут исследовать ту историю, которая связана с музеем, с другой — очень важен именно дух этого здания. Многие участники выставки стали размышлять о том, что такое "дом" — это что-то, что мы потеряли, что-то, откуда мы ушли, может быть, связанное с детством, твоим родным городом или деревней или родной страной, которой больше нет. Многие художники пытаются именно это переосмыслять, потому что в музее-квартире все равно присутствует сакральная черта. И когда ты живешь в этой обстановке, то все самые простые вещи, даже банальные и бытовые, наделяются духовным свойством дома. Я думаю, что этот подход к тому, чтобы исследовать природу понятия "дом", очень важен. И, возвращаясь домой, мы возвращаемся к корням.

Расскажите о пуле художников, работающих над выставкой, чего ждать от каждого?

Большинство художников — нижегородцы. Андей Дружаев работает над собственным архивом в недрах музея. Он будет соединять в себе те предметы, которые мы нашли в здании Музея нижегородской интеллигенции, так как оттуда не все вывезли. Лена Топтунова, самый молодой художник выставки, делает детский домик из подушек, одеял, ковров. Это сильно работает — когда люди видят его, происходит узнавание. Саша Лавров посвятит свою работу теме пребывания Ленина в доме сестер Невзоровых. Это будет четкая, связанная с историей работа, которая привлечет много внимания. Художника Ивана Новикова мы приглашаем из Москвы.

Фло Кеасару из Эстонии имеет опыт художественных проектов, похожий на то, чем мы занимаемся в Нижнем Новгороде. У нее уже тогда был интересный прецедент. По программе возврата собственности после советского режима ей перешел целый дом — деревянное историческое здание в северной части Таллина. И она туда заехала. Конечно, ему был нужен ремонт. И вместо того, чтобы закрыться и год делать ремонт во всем здании, она решила превратить это в арт-проект и открыла в нем музей Фло Кеасару. Она стала постепенно открывать по одной комнате, приводить людей, делать постановки, дружить со всем районом. На выставке она представит видео-экскурсию по своему дому. Это позитивный опыт и какая-то надежда.

У выставки есть ещё и параллельная программа — лекции. Это просветительская миссия?

Да, у выставки есть и художественные задачи, и социальные. К выставке мы выпускаем целый гид, в котором будет информация не только об истории музея, произведениях, которые там представлены, но и обо всем квартале.

Параллельная программа состоит из трех больших частей. Во-первых, экскурсии: от меня — по экспозиции, от Сергея Сипатова ​— по кварталу. Он очень хорошо знает его историю и заинтересован в его сохранении. Также планируется экскурсия от бывшей сотрудницы Музея интеллигенции. Будет экскурсия по его бывшей экспозиции, которая сейчас расположена в пространстве Покровка, 8. Очень важно, чтобы люди понимали, что эта экспозиция есть, она никуда не делась.

Также у нас планируется лекционная часть: Фло ​Кеасару расскажет о своих проектах; Илья Быдраев посвятит лекцию тому, что такое "интеллигенция", как она связана с политикой и историей; лекция от Ивана Новикова будет о живописи и о том, как живопись взаимодействует с бытовым пространством. Эта программа предназначена для того, чтобы люди приходили на разные события: и к нам в музей, и в Арсенал, в Futuro. Нам было очень важно, чтобы это была череда событий. У нас сокращенное расписание для того, чтобы обслуживать здание, чтобы готовить экспозицию — понятное дело, что это не центр притяжения. Мы не можем ожидать, что там будет постоянная очередь людей, которые захотят прийти. Но тем не менее, мы стремимся организовать какие-то точки, на которые точно будут собираться посетители, формировать какое-то мнение.

Вы взяли музей интеллигенции в аренду у муниципалитета. Это очень понятный инструмент взаимодействия: вы не просили о помощи, а просто получили его за деньги. Сейчас городская администрация активно участвует в обсуждении таких вопросов. Результатом стало создание регламента, по которому активисты смогут сотрудничать с властью. Это поможет?

Любые подобные вещи необходимы. Если создается Общественная палата, если выстраиваются какие-то горизонтальные отношения между властью, бизнесом, сообществом, НКО, то это в любом случае хорошо. Даже если это только игра. 

Весь наш проект финансируется за счет меценатов, художественных институций, связанных с современным искусством из Москвы. Участие средств нижегородского бизнеса, к сожалению, минимально. При этом, с одной стороны, хорошо, что существует интерес к проектам на стыке краеведения и современного искусства, с другой — обидно, поскольку ты понимаешь, что должно быть больше прецедентов, когда мягкая художественная сила начинает давать людям понять, что можно действовать.

Тяжело прогнозировать, насколько нам удастся привлечь бизнес, насколько у нас получится найти точки пересечения с властью. Мы реалистично смотрим на выставку и на то, что мы делаем. С одной стороны, это может помочь оживить это пространство и возобновить грамотную дискуссию. С другой — это может стать прощанием, благодарностью этому музею: "Спасибо, мы тебя будем долго помнить".