Лента новостей
Все новости Н.Новгород
Сибирячку обвинили в переводе денег бывшей жене боевиков 10:57, Общество «Ожидаем снижения до $3 тыс.»: биткоин обновил годовой минимум 10:52, Крипто Кадыров подарил Mercedes отжавшемуся более четырех тысяч раз мальчику 10:52, Общество Валерий Карпин объяснил отказ от предложения возглавить «Спартак» 10:45, Спорт «Токсичная» атмосфера в компании: кто виноват и как все исправить 10:37, РБК и Volkswagen Спальня наверху: сколько стоят двухэтажные квартиры и где их искать 10:20, Недвижимость Единственный участник выборов главы Хакасии вступил в должность 10:16, Политика Битва дизайнеров: как по-разному можно оформить одну и ту же квартиру 10:15, РБК и Экспострой на Нахимовском Давление на российский рынок и валюту ослабло: смогут ли они укрепиться 10:09, Quote Instagram назвал ошибкой восстановление страницы Кадырова 10:07, Технологии и медиа Профессор оценила траты США на военные операции с 2001 года в $5,9 трлн 10:06, Политика В Кремле определились с датой ежегодной пресс-конференции Путина 10:00, Политика Enel: как преобразился бизнес крупнейшей энергетической компании 09:53, РБК и Schneider Electric Управделами пообещало пересадить госслужащих на машины проекта «Кортеж» 09:50, Политика ФАС заявила об атаке ворующих служебные пароли хакеров 09:48, Технологии и медиа Президент Филиппин пропустил встречи на саммите АСЕАН ради сна 09:31, Политика Обратная сторона ипотечного бума: что будет с просрочкой платежей 09:27, Строительство  5 модных трендов этой осени 09:25, РБК Pink и KUPIVIP.RU Набиуллина назвала методы борьбы с рисками для финансовой стабильности 09:08, Финансы Джош Констин — РБК: «ИТ-компании не должны решать, что правда, а что нет» 09:02, Технологии и медиа Светлана Миронюк — РБК: «Мы на пороге бума социального бизнеса» 09:00, Бизнес Ледяные трюки: 5 самых впечатляющих зимних погонь в кино 08:33, РБК и Toyo Число жертв пожаров в Калифорнии достигло 59 человек 08:30, Общество На «Звезде» начали серийное производство танкеров на СПГ 08:22, Технологии и медиа Первый беспилотник Googlе поедет через два месяца: как на этом заработать 08:15, Quote Общественная палата потребовала уволить поддержавшую Цеповяза главу ОНК 08:01, Политика В Госдуме предложили запретить продажу газировки в школах 07:58, Общество Трамп предложил дизайнера сумок на должность посла США в ЮАР 07:47, Политика
Екатерина Журбина: "Региональные музеи способны удивить посетителя"
Нижний Новгород, 31 мая 2017, 10:03
0
Екатерина Журбина: "Региональные музеи способны удивить посетителя"
Куратор выставки "Максим Горький. Точка отсчета" рассказала Валентине Тимониной, почему ее стоит посетить, а также объяснила, почему коллекционирование искусства — это наука
Фото: РБК

В течение лета в Нижегородском государственном художественном музее будет работать выставка "Максим Горький. Точка отсчета". Это большая работа с многими составляющими, которая посвящена не только Горькому, но и городу, который носил его имя. Как построена эта выставка? Что нужно знать прежде, чем туда прийти?

Изначально выставка задумывалась директором НГХМ Романом Жукариным, я являюсь вторым куратором. Она создана на базе художественного материала музея-квартиры Горького в Москве, который принадлежит Институту мировой литературы РАН, основанному самим Горьким после возвращения из Италии. Там сохранилась уникальная богатая библиотека писателя, а также произведения, которые дарили художники и семьи художников, тематически связанных с жизнью и творчеством Алексея Максимовича. 

То есть, все это есть и на выставке в Нижнем Новгороде? И еще историческая часть?

Историческая часть очень большая. Выставка даже в большей степени историческая, потому что многие художники создавали произведения "по местам" Горького: например, изображения "горьковских" домов в Нижнем Новгороде. Представлены также копии писем Горького — его переписка с Шаляпиным, Чеховым, Немировичем-Данченко и другими известными людьми из окружения писателя, которое сформировалось в нижегородский период.

"Жемчужиной" художественной части выставки является серия портретов, созданных знаменитыми художниками первой четверти ХХ века: Борисом Григорьевым, Николаем Богдановым-Бельским, Исааком Бродским и Валентином Серовым. Кстати, дарственный портрет, написанный Серовым, хранится именно в музее-квартире писателя, а карандашный эскиз — в Третьяковке.

Для вас это второй проект в Нижнем Новгороде — ранее вы курировали выставку Брейгелей в том же НГХМ. Сейчас музей находится в стадии ребрендинга ​— вероятно, это касается и внутренних процессов. Как вы оцениваете уровень местной команды?

Уровень очень высокий даже по сравнению с некоторыми музеями столицы. Этот ребрендинг — правильное движение в сторону популяризации культуры и музейного дела. В обществе сформировалась потребность в посещении выставок, причем приходят люди абсолютно всех возрастов, и задача команды музея — чем-то заинтересовать каждого посетителя. НГХМ, я считаю, с этой задачей прекрасно справляется.

Тем не менее, очевидно, что региональные музеи весьма ограничены в финансовом плане. Отражается ли это на стилистическом подходе к организации мероприятий?

Мне кажется, в регионах музеи порой даже более прогрессивны, чем в Москве — они часто удивляют. В этом плане очень показателен фестиваль "Интермузей", который собирает на одной площадке проекты со всей России и не только. Меня, например, впечатлило то, что делают в "Ясной Поляне" — там очень интересно, с помощью современных средств и в необычной форме, показывают процесс корректуры произведений. В московских музеях я такого не видела.

Вы много работаете с коллекционерами: в Нижнем Новгороде, к сожалению, их число невелико, хотя состоятельные люди здесь есть. Почему такой низкий запрос на произведения искусства?

Коллекционирование произведений искусства, конечно, требует денег, но, по большому счету, дело не в них. Принцип формирования коллекции демонстрирует широту взглядов человека: даже коллекция работ художников эпохи Возрождения может быть собрана бездарно. Качество художественной коллекции во многом определяется ее цельностью, но собрать такую — сродни научной работе, а сам коллекционер, по сути, ученый, который читает книги, проявляет интерес к теме и действует зачастую методом проб и ошибок.

Нижегородские галереи отмечают, что покупатель искусства "молодеет": считается, что люди, которые собрали капитал к 30 годам, активнее вкладывают деньги в искусство. Вы это замечаете?

Если в Нижнем Новгороде это так — очень хорошо. В Москве я этого не замечаю, если только речь идет не о современном искусстве. Мало кто начинает со старых мастеров — до них нужно дорасти. 

А какова ситуация с кадрами на нижегородском арт-рынке — критиками, кураторами, менеджерами? Ни в одном из нижегородских вузов, насколько мне известно, сейчас нет искусствоведческого факультета. Необходимо ли профильное образование, чтобы работать в этой сфере?

Конечно. Но здесь спрос рождает предложение — если не ведется обучение специалистов, значит, очень немногие хотят этим заниматься. В московских музеях сейчас работает много молодых людей — в Пушкинском музее, в Третьяковке, например. При этом молодежь не просто возится с бумажками, а принимает очень активное участие в работе музеев. Я считаю, что высшее образование в сфере искусствоведения, безусловно, нужно восстанавливать, а все остальное придет с опытом.

Есть мнение, что высшее образование в этой сфере можно заменить лекциями, специальными программами, которые сами музеи организуют. Вы, как преподаватель МГУ, вероятно, не разделяете эту точку зрения?

Горький, например, не имел систематического образования. Лермонтов и Чехов тоже не были писателями по профессии. Но это — гении, уникальные люди. Образование формирует структуру мышления, и мне кажется, что какая-то база у человека до 25 лет сформироваться в любом случае должна — поэтому так важно ответственно подойти к выбору первого высшего. Потом эту базу, разумеется, можно совершенствовать различными дополнительными лекциями и семинарами. 

В обществе сложился стереотип, что в сфере искусства даже с высшим образованием найти работу с достойной зарплатой довольно тяжело. При этом получить это образование стоит немалых денег. Реально ли построить успешную карьеру в музее или для сотрудников это скорее любимое, чем прибыльное дело?

По поводу обучения — бюджетные места никто не отменял, и за тех, кто действительно старается, платит государство. Что касается окупаемости — образование, как и коллекционирование произведений искусства, должно быть призванием, а не только инструментом получения прибыли. Человек обязательно добьется успеха, если находится на своем месте и занимается любимым делом.