Цифровое будущее после пандемии: «Ростелеком» обозначил направления роста
Глава «Ростелекома» Михаил Осеевский в четверг принял участие в пресс-конференции, на которой рассказал об итогах первой половины 2020 года и изменениях в работе компании в период пандемии. Повсеместный рост спроса на телеком-услуги в госсекторе, корпоративном и розничном сегменте ожидаемо повлиял на ее финансовые результаты: по данным на второй квартал, выручка «Ростелекома» выросла на 13%, OIBDA и чистая прибыль — на 15% и 32% соответственно.
По словам господина Осеевского, повышенная нагрузка на инфраструктуру стала серьезным вызовом для «Ростелекома», однако пандемия также стала серьезным стимулом для развития цифровых технологий и дала возможности для внедрения современных решений — в первую очередь, в бизнесе и госсекторе, где вырос запрос не только на передачу, но и на хранение информации.
«На сегодняшний день «Ростелеком» является лидером на российском рынке центров обработки данных и облачных технологий с долей более 25%, которую компания продолжает наращивать», — напомнил Михаил Осеевский. В «Ростелекоме» констатируют, что этот рынок развивается наиболее динамично — ежегодный прирост в 25-30% , по оценкам компании, продлится от трех до пяти лет, что дает хороший потенциал для развития в среднесрочной перспективе.
«Если говорить про государство, сейчас действует четкая политика, в рамках которой оно прекращает строить собственные ЦОДы, понимая, что это сложная задача, требующая высококвалифицированных специалистов — при этом технологии постоянно меняются, а аппаратная часть центров очень быстро морально устаревает», — комментирует ситуацию президент «Ростелекома». «Мы, в свою очередь, не только становимся крупнейшим держателем государственной информации (в ЦОДах «Ростелекома», в частности, хранятся данные портала госуслуг, ЕСИА и системы регистрации прав на недвижимость Росреестра — ред.), но и запускаем новые проекты — например, предложили большую программу модернизации системы учета лесных ресурсов», — отметил Михаил Осеевский.
Достижением 2020 года глава «Ростелекома» назвал и расширение функционала портала госуслуг, развитием которого компания занимается на протяжении десяти лет — в частности, с его помощью стала возможна подача заявок на получение выплат семьям с детьми, жители Нижегородской области и Москвы регистрировались на участие в электронном голосовании по поправкам в Конституцию, а россияне, оказавшиеся за рубежом в период закрытия границ, уведомляли власти о желании вернуться на родину. «Все это подтолкнуло нас к модернизации технологий и созданию «портала будущего», который будет отвечать на любые вызовы и решать любые задачи», — заявил Осеевский.
В корпоративном сегменте, который давно осознал преимущества передачи функций хранения и обработки данных на аутсорсинг, вырос спрос на технологии для удаленной работы. Гендиректор АО «НЭК Нева Коммуникационные системы» (дочернее предприятие японской NEC и партнер «Ростелекома») Хироши Кавада, также принимавший участие в пресс-конференции, рассказал, что компания сейчас занимается разработкой решений для крупного и среднего бизнеса, которые позволят не останавливать производственные процессы на «удаленке».
В «Ростелекоме» отметили, что этот сегмент, среди прочего, предполагает разработку программных средств для обеспечения информационной безопасности. «Речь не только об аппаратной части, но и о программных слоях — мы стараемся сделать их российскими и активно развиваем импортозамещение в этой части», — подчеркнул Михаил Осеевсий. Глава «Ростелекома» также считает, что механизмы взаимодействия работников с работодателями, которые сложились в период пандемии, уже не изменятся, что дает телеком-операторам возможность дальше развивать опыт, накопленный в этой сфере за последние месяцы.
Крупнейшим инфраструктурным проектом «Ростелекома» на сегодняшний день является строительство новой оптоволоконной магистрали от европейских границ России через Владивосток до Гонконга — основной азиатской точки обмена трафиком. Магистраль позволит компании не потерять долю на рынке транзита трафика из Европы в Азию, который растет вместе с развитием индустриального интернета. При этом, по словам Михаила Осеевского, половину создаваемых мощностей планируется использовать для передачи данных внутри страны.
Стоимость работ оценивается примерно в 40 млрд руб., «Ростелеком» планирует начать их в этом году и завершить в течение трех лет. «Фактически мы уже готовы к реализации проекта, первым этапом которого станет строительство линии от европейских границ до Москвы», — утверждает господин Осеевский. Президент «Ростелекома» пояснил, что сейчас завершаются переговоры с международными операторами, которые планируют войти в капитал компании, создаваемой под проект. Также в число ее акционеров войдет один из крупнейших российских банков, который предоставит долговое финансирование.
Гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков согласен с оценкой перспектив роста рынка облачных сервисов и ЦОДов в России. «На государственном уровне его развитию во многом способствовали закон «О персональных данных» и «пакет Яровой». Помимо прочего, объем трафика, который загружает среднестатистический пользователь, за последние полтора года вырос примерно в два раза — сейчас этот показатель составляет примерно 10 Гб в месяц для мобильного интернета и 20-40 Гб для проводного. Соответственно, растет и спрос на хранение данных, что предполагает активное строительство новой инфраструктуры», — комментирует ситуацию эксперт. «Если говорить об индустриальном интернете, то сторонними ЦОДами, как правило, в основном пользуется средний бизнес — крупные корпорации с большими объемами конфиденциальной информации, вроде «Газпрома» или «Сбербанка», по понятным причинам предпочитают вкладывать средства в строительство собственных data-центров, а малые предприятия при возможности экономят на всем, в том числе на цифровых сервисах», — рассуждает он.
Что касается проекта строительства оптоволоконной магистрали, анонсированного «Ростелекомом», он не предусматривает быстрого возврата инвестиций, отмечает господин Кусков. «Это, скорее, задел на будущее. Объем потребления трафика, как я уже сказал, ежегодно удваивается, и российские операторы, понимая это, стремятся воспользоваться выигрышным положением страны между Европой и Азией. «Ростелеком» делает все возможное, чтобы оставаться лидером рынка — хотя здесь у него есть прямой конкурент в лице «Мегафона», который объявил о планах по строительству оптоволоконной линии из Хельсинки в Токио на ПМЭФ в 2019 году», — напомнил эксперт. «Оба проекта являются долгими, требуют высокого качества исполнения, но их реализация в течение ближайших 5-7 лет попросту необходима компаниям для того, чтобы не быть «выкинутыми на обочину» рынка транснациональной передачи данных. Сложно прогнозировать, будут ли к этому времени новые мощности загружены, скажем, на 80%, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе, они, безусловно, станут коммерчески выгодны», — подытожил гендиректор TelecomDaily.