Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Равия Амочкина: «Цены на лекарства определяются системой поставок»

Заместитель генерального директора ГП НО «Нижегородская областная фармация» по розничной сети рассказала о том, как фармрынок переживает пандемию, и в чем состоит специфика работы с госпредприятием
Равия Амочкина
Равия Амочкина (Фото: из личного архива)

2020 год стал настоящим испытанием для бизнеса: хорошо заработать на пандемии смогли разве что продуктовые ритейлеры и аптечные сети — хотя и у них, безусловно, были свои сложности. На какие вызовы пришлось отвечать «Госаптеке», и сумела ли сеть приспособиться к новым реалиям?

Российский аптечный бизнес — в том числе наш — в этом году прошел через несколько общих этапов. Как и другие сети, весной и особенно в марте мы показали хороший рост продаж, но при этом также столкнулись с типовой проблемой — дефицитом средств индивидуальной защиты и антисептиков. Система просто оказалась не готова к первой волне: до пандемии сеть в лучшем случае продавала 30 тыс. медицинских масок в течение полугода и одномоментно удовлетворить спрос, который вырос в десятки раз, мы, понятное дело, не могли. Сейчас этого эффекта нет, поскольку и производители, и дистрибьюторы адаптировались к рынку.

Что касается противовирусных препаратов, то в нашей сети их было достаточно и весной, а сейчас их ассортимент усилен разработками, которые используются непосредственно для лечения новой коронавирусной инфекции — в сентябре мы открыли бронирование препарата «Коронавир». Учитывая высокую розничную стоимость, сетевая наценка на эту позицию составляет менее 1%.

Что отличает «Госаптеку» от других сетей, которые присутствуют в регионе? Какие обязательства накладывает на нее принадлежность к государственному предприятию, и в чем заключаются основные преимущества для потребителей?

Поскольку наши аптечные пункты обслуживают льготников и снабжают ФАПы, мы открываем новые точки не только там, где они принесут прибыль, но и учитываем социальный эффект. Из 278 аптек нашей сети примерно 50 находятся в отдаленных сельских поселениях, где, как правило, являются единственными на один или несколько населенных пунктов. Понятно, что о прибыли здесь говорить не приходится.

Как любое государственное предприятие, мы обязаны публично проводить закупки для розничной сети, соблюдая все процедуры, описанные в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Ни к одному из наших конкурентов такие требования не предъявляются, что делает их более мобильными. Мы же гарантируем прозрачный отбор всех поставщиков, однако это ограничивает нас в сроках и способах.

Естественно, мы привыкли к пристальному вниманию к нашей деятельности со стороны контролирующих органов. Как государственное предприятие мы часть прибыли отчисляем в бюджет, поэтому насколько грамотно мы ведем хозяйственную деятельность, настолько от этого профитирует бюджет региона. А мы, в свою очередь, стараемся зарабатывать столько, чтобы остатка хватало на развитие бизнеса.

Чем отличается ценообразование в государственных и частных аптечных сетях? На какие группы потребителей вы ориентируетесь в первую очередь?

Разумеется, у нас очень развит льготный сегмент — но при этом мы находимся в рынке, и должны полностью соответствовать конкурентам как по ассортименту, так и по ценам. Стоимость жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, как известно, определяется федеральными и региональными постановлениями, в которых утвержден перечень ЖНВЛП, а прочие позиции определяет рынок. В Нижегородской области очень высока конкуренция между сетями — как федеральными, так и местными. Насыщенное предложение, в свою очередь, не дает аптекам возможности доводить наценки до максимальных значений.

Мы регулярно мониторим рыночные цены и стараемся придерживаться средних значений, а по возможности и снижать цены на отдельные позиции. Важно также не только правильно выстроить работу с поставщиками и контрагентами, но и оставаться с ними в диалоге.

Что входит в перечень требований, которые вы предъявляете к поставщикам для розничной сети? Какие критерии являются ключевыми?

Помимо стандартных требований — лицензия, собственный склад, определенный ассортимент продукции, — для работы с аптечной сетью поставщику требуется хорошо отработанная система логистики Если ее нет, компания рискует разориться на транспортных расходах, поскольку поставлять товар в каждую точку в 48 муниципалитетах необходимо не реже двух раз в неделю, а в аптеки Нижнего Новгорода и соседних городов — ежедневно.

Разумеется, ресурс для такой работы имеют в основном крупные поставщики федерального уровня: для нас они наиболее интересны и с позиции закупочных цен, поскольку, работая с производителями по прямым контрактам, они способны поддерживать цены на минимальном уровне. Здесь важно отметить, что мы никак не ограничиваем участие в торгах мелких компаний, но по опыту знаем, что их гораздо эффективнее привлекать для поставок на наш оптовый склад. На сегодняшний день у нас заключено более 300 таких договоров.

Еще одно требование, которое мы предъявляем ко всем компаниям — это возможность участия в нашем электронном документообороте. Система работает таким образом, что после торгов в нее сразу же загружаются накладные от поставщиков — то есть, каждая аптека сразу же получает данные о том, какой товар и в каком объеме туда поступит, что позволяет эффективнее планировать продажи.

Также стоит учесть, что в НОФ действует единый порядок расчета с поставщиками, которым предусмотрена отсрочка платежей. Аптечные пункты получают разную прибыль, либо, как я уже сказала, вовсе ее не имеют и работают в силу своей социальной значимости — тем не менее, поставщик должен обслуживать каждую аптечную организацию по заключенному договору. Это накладывает на нас определенные обязательства перед партнерами, однако мы компенсируем эти издержки объемом закупок.

Крупных поставщиков лекарств и медизделий, которые попадают под ваше описание, вероятно, не так много, и все они вам известны. Со сколькими компаниями вы сотрудничали ранее?

Круг поставщиков с необходимыми компетенциями действительно ограничен, и за последнее время таких компаний стало даже меньше. Если говорить про розничную сеть, то на сегодняшний день у нас восемь основных поставщиков. Тем не менее, мы готовы сотрудничать и с большим количеством дистрибьюторов, способных работать в наших условиях и выдержать наш график. Кроме того, значительную долю поставок в аптеки мы по-прежнему осуществляем с собственного оптового склада.

Какие задачи по развитию сети вы ставили на этот год, и удалось ли их выполнить? Какие изменения пандемия внесла в сервис?

Понятное дело, что фармотрасль наиболее приспособлена к работе в условиях эпидемий — мы же работаем в непосредственной связке с медучреждениями, и для нас это, по сути, стандарт. Конечно, никто не был готов к тому, что этот этап продлится так долго, но если во всем видеть плюсы, то за время пандемии мы сумели перестроить многие процессы.

Определенные сложности в этом году были связаны не только в коронавирусом, но и с внедрением мониторинга движения лекарственных препаратов (маркированных лекарств) — на первом этапе было трудно, но нам удается отладить работу системы в наших аптечных организациях.

Кроме того, пандемия все-таки скорректировала наши планы по открытию новых точек. Мы собирались до конца 2020 года выйти в каждый район Нижегородской области, но в определенный момент затянулось получение разрешений по некоторым объектам. Тем не менее, до конца года мы планируем открыть еще две аптечных организации в Нижегородской области, а в начале следующего года доведем этот план до конца, и тогда уже можно будет смело говорить, что «Госаптека» есть в каждом районе нашего региона.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Все новости Н.Новгород
Эксперты предсказали «революцию зарплат» и конец дешевого труда в России Экономика, 09:00
В Орске возникли проблемы с водоснабжением из-за подтопления Общество, 08:55
Уровень воды в Сакмаре близ Оренбурга поднялся выше опасного Общество, 08:49
Reuters узнал об идее Трампа снизить налоги для среднего класса Политика, 08:43
ФСБ рассекретила данные об операции Смерша в 1944 году Политика, 08:34
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают Pro, 08:33
Сервисы начали предупреждать о запрете авторизации через Apple и Google Технологии и медиа, 08:30
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Ростовской области при падении дрона пострадал работник предприятия Политика, 08:21
Полянский обвинил США в дезинформации Совбеза ООН о действиях России Политика, 08:05
Зеленский сообщил о причастности Украины к атаке на аэродром в Крыму Политика, 08:03
Руководитель розницы Росбанка покинет пост на фоне сделки с «Тинькофф» Финансы, 08:00
В Ивано-Франковской области прогремели взрывы Политика, 07:32
Аналитики оценили риски перегрева экономики России Экономика, 07:30
Минобороны сообщило о перехвате ракет, дронов и воздушных шаров ВСУ Политика, 07:18