Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Равия Амочкина: «Цены на лекарства определяются системой поставок»

Заместитель генерального директора ГП НО «Нижегородская областная фармация» по розничной сети рассказала о том, как фармрынок переживает пандемию, и в чем состоит специфика работы с госпредприятием
Равия Амочкина
Равия Амочкина (Фото: из личного архива)

2020 год стал настоящим испытанием для бизнеса: хорошо заработать на пандемии смогли разве что продуктовые ритейлеры и аптечные сети — хотя и у них, безусловно, были свои сложности. На какие вызовы пришлось отвечать «Госаптеке», и сумела ли сеть приспособиться к новым реалиям?

Российский аптечный бизнес — в том числе наш — в этом году прошел через несколько общих этапов. Как и другие сети, весной и особенно в марте мы показали хороший рост продаж, но при этом также столкнулись с типовой проблемой — дефицитом средств индивидуальной защиты и антисептиков. Система просто оказалась не готова к первой волне: до пандемии сеть в лучшем случае продавала 30 тыс. медицинских масок в течение полугода и одномоментно удовлетворить спрос, который вырос в десятки раз, мы, понятное дело, не могли. Сейчас этого эффекта нет, поскольку и производители, и дистрибьюторы адаптировались к рынку.

Что касается противовирусных препаратов, то в нашей сети их было достаточно и весной, а сейчас их ассортимент усилен разработками, которые используются непосредственно для лечения новой коронавирусной инфекции — в сентябре мы открыли бронирование препарата «Коронавир». Учитывая высокую розничную стоимость, сетевая наценка на эту позицию составляет менее 1%.

Что отличает «Госаптеку» от других сетей, которые присутствуют в регионе? Какие обязательства накладывает на нее принадлежность к государственному предприятию, и в чем заключаются основные преимущества для потребителей?

Поскольку наши аптечные пункты обслуживают льготников и снабжают ФАПы, мы открываем новые точки не только там, где они принесут прибыль, но и учитываем социальный эффект. Из 278 аптек нашей сети примерно 50 находятся в отдаленных сельских поселениях, где, как правило, являются единственными на один или несколько населенных пунктов. Понятно, что о прибыли здесь говорить не приходится.

Как любое государственное предприятие, мы обязаны публично проводить закупки для розничной сети, соблюдая все процедуры, описанные в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Ни к одному из наших конкурентов такие требования не предъявляются, что делает их более мобильными. Мы же гарантируем прозрачный отбор всех поставщиков, однако это ограничивает нас в сроках и способах.

Естественно, мы привыкли к пристальному вниманию к нашей деятельности со стороны контролирующих органов. Как государственное предприятие мы часть прибыли отчисляем в бюджет, поэтому насколько грамотно мы ведем хозяйственную деятельность, настолько от этого профитирует бюджет региона. А мы, в свою очередь, стараемся зарабатывать столько, чтобы остатка хватало на развитие бизнеса.

Чем отличается ценообразование в государственных и частных аптечных сетях? На какие группы потребителей вы ориентируетесь в первую очередь?

Разумеется, у нас очень развит льготный сегмент — но при этом мы находимся в рынке, и должны полностью соответствовать конкурентам как по ассортименту, так и по ценам. Стоимость жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, как известно, определяется федеральными и региональными постановлениями, в которых утвержден перечень ЖНВЛП, а прочие позиции определяет рынок. В Нижегородской области очень высока конкуренция между сетями — как федеральными, так и местными. Насыщенное предложение, в свою очередь, не дает аптекам возможности доводить наценки до максимальных значений.

Мы регулярно мониторим рыночные цены и стараемся придерживаться средних значений, а по возможности и снижать цены на отдельные позиции. Важно также не только правильно выстроить работу с поставщиками и контрагентами, но и оставаться с ними в диалоге.

Что входит в перечень требований, которые вы предъявляете к поставщикам для розничной сети? Какие критерии являются ключевыми?

Помимо стандартных требований — лицензия, собственный склад, определенный ассортимент продукции, — для работы с аптечной сетью поставщику требуется хорошо отработанная система логистики Если ее нет, компания рискует разориться на транспортных расходах, поскольку поставлять товар в каждую точку в 48 муниципалитетах необходимо не реже двух раз в неделю, а в аптеки Нижнего Новгорода и соседних городов — ежедневно.

Разумеется, ресурс для такой работы имеют в основном крупные поставщики федерального уровня: для нас они наиболее интересны и с позиции закупочных цен, поскольку, работая с производителями по прямым контрактам, они способны поддерживать цены на минимальном уровне. Здесь важно отметить, что мы никак не ограничиваем участие в торгах мелких компаний, но по опыту знаем, что их гораздо эффективнее привлекать для поставок на наш оптовый склад. На сегодняшний день у нас заключено более 300 таких договоров.

Еще одно требование, которое мы предъявляем ко всем компаниям — это возможность участия в нашем электронном документообороте. Система работает таким образом, что после торгов в нее сразу же загружаются накладные от поставщиков — то есть, каждая аптека сразу же получает данные о том, какой товар и в каком объеме туда поступит, что позволяет эффективнее планировать продажи.

Также стоит учесть, что в НОФ действует единый порядок расчета с поставщиками, которым предусмотрена отсрочка платежей. Аптечные пункты получают разную прибыль, либо, как я уже сказала, вовсе ее не имеют и работают в силу своей социальной значимости — тем не менее, поставщик должен обслуживать каждую аптечную организацию по заключенному договору. Это накладывает на нас определенные обязательства перед партнерами, однако мы компенсируем эти издержки объемом закупок.

Крупных поставщиков лекарств и медизделий, которые попадают под ваше описание, вероятно, не так много, и все они вам известны. Со сколькими компаниями вы сотрудничали ранее?

Круг поставщиков с необходимыми компетенциями действительно ограничен, и за последнее время таких компаний стало даже меньше. Если говорить про розничную сеть, то на сегодняшний день у нас восемь основных поставщиков. Тем не менее, мы готовы сотрудничать и с большим количеством дистрибьюторов, способных работать в наших условиях и выдержать наш график. Кроме того, значительную долю поставок в аптеки мы по-прежнему осуществляем с собственного оптового склада.

Какие задачи по развитию сети вы ставили на этот год, и удалось ли их выполнить? Какие изменения пандемия внесла в сервис?

Понятное дело, что фармотрасль наиболее приспособлена к работе в условиях эпидемий — мы же работаем в непосредственной связке с медучреждениями, и для нас это, по сути, стандарт. Конечно, никто не был готов к тому, что этот этап продлится так долго, но если во всем видеть плюсы, то за время пандемии мы сумели перестроить многие процессы.

Определенные сложности в этом году были связаны не только в коронавирусом, но и с внедрением мониторинга движения лекарственных препаратов (маркированных лекарств) — на первом этапе было трудно, но нам удается отладить работу системы в наших аптечных организациях.

Кроме того, пандемия все-таки скорректировала наши планы по открытию новых точек. Мы собирались до конца 2020 года выйти в каждый район Нижегородской области, но в определенный момент затянулось получение разрешений по некоторым объектам. Тем не менее, до конца года мы планируем открыть еще две аптечных организации в Нижегородской области, а в начале следующего года доведем этот план до конца, и тогда уже можно будет смело говорить, что «Госаптека» есть в каждом районе нашего региона.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 16:37
Все новости Н.Новгород
Эксперт оценил перспективы банковского сотрудничества России и КНР Отрасли, 19:20
РФС перенес рассмотрение дела пошутившего про «денежки на карту» игрока Спорт, 19:07
Минобороны предложило изменить границы России в Балтийском море Политика, 19:00
Львовский уклонист прожил больше недели в лесу и напал на полицейского Политика, 18:58
Госдума приняла закон о повышении размера штрафов за некачественные ЖКУ Недвижимость, 18:53
Трехкратный чемпион России из Швеции извинился за выступления за ЦСКА Спорт, 18:49
Курс доллара упал ниже ₽90 впервые с 1 февраля Инвестиции, 18:47
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Дом-эксперимент по проекту бюро «Остоженка» построят в Нижнем Новгороде Н.Новгород, 18:47 
Эволюция франчайзинга: как инновации изменят индустрию РБК Франшизы, 18:43
Как решение прокурора МУС раскололо США и их союзников Политика, 18:35
На форуме РБК эксперт рассказал о психологии принятия решений инвестором Отрасли, 18:30
Преодолеть себя: как избавиться от границ в голове и раскрыть потенциал Pro, 18:24
Войти в сеть: предприниматели предпочитают открывать сетевые магазины РБК Франшизы, 18:22
В Германии начался суд над готовившими госпереворот «рейхсбюргерами» Политика, 18:21