Эксперты назвали технологические тренды 2022 года

Цифровые тренды 2022 года фактически являются продолжением и трансформацией тенденций, развивавшихся годом ранее. В частности, одним из важных технологических векторов специалисты называют ориентацию на людей.
«Несмотря на то, что из-за пандемии многие бизнесы пережили кризис взаимодействия с клиентами, компании смогли сфокусироваться на потребностях клиента и повысить качество обслуживания. Выжил бизнес, который научился не зависеть от физической инфраструктуры, который смог наладить взаимодействие между сотрудниками и клиентами, находящимися в различных локациях. Поэтому ключевым трендом стала возможность проведения операции в любом месте, соблюдая при этом требования безопасности и конфиденциальности», - отметил старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком» Кирилл Меньшов.
В Нижегородском филиале ПАО «Ростелеком» отметили, что события последних двух лет сформировали на рынке IT-услуг высокую востребованность облачных сервисов. За девять месяцев 2021 года в регионе спрос на виртуальную АТС увеличился на 27%, на облачное видеонаблюдение – на 25%, на веб-видеоконференцию — более чем в два раза, на услуги виртуального центра обработки данных — на 37%. Спрос на сервисы информационной безопасности в 2020 году вырос на 20%, а за девять месяцев 2021 года – на 25%.
«Информационная безопасность – это и вызов, и зона инвестиций. Очевидно, что тем компаниям, которые не справились с построением эффективной системы цифровой безопасности в 2021 году, придется делать это сейчас. К сожалению, преступники тоже не сидят на месте и цифровизируются быстрее всех. Это постоянный тренд – вечное соревнование пушки и брони», - считает Кирилл Меньшов.
Тремя ключевыми темами 2022 года эксперт назвал ускорение роста спроса на цифровые сервисы после пандемии, формирование набора технологических решений для дальнейшей цифровизации компаний и увеличение доверия к технологиям.
«Мир адаптировался. Все научились работать удаленно, но появился следующий вызов. Компании поняли, что режим может быть не только удаленный и не только офисный, но и гибридный – совмещающий два этих формата. Стало важно не просто экстренно перейти на удаленную работу, а создать комфортную среду при разных типах занятости, объединяя сотрудников. Мало кто научился делать это хорошо», - обозначил тенденцию Кирилл Меньшов.
В Нижегородской области специалисты отрасли отмечают востребованность многоуровневой защиты удаленного доступа к ресурсам. Для этого подключаются защищенные каналы связи — VPN-решения для корпоративных сетей, организуются виртуальные рабочие места, используются системы для предотвращения утечек информации Solar Dozor. Спрос на подключение удаленных рабочих мест за девять месяцев 2021 года увеличился на 20%.
Повышенный спрос на технологии искусственного интеллекта становится логичным продолжением тренда, который пока наиболее активно заявил о себе на западе.
«Не все хотят возвращаться к активной работе после «ковидной удаленки». Люди поняли, что можно тратить меньше и работать меньше. И если раньше мы боялись, что роботы заменят человека, то сейчас ситуация складывается так, что роботов может не хватить для замены тех, кто не захочет возвращаться к повышенной нагрузке»,- считает Кирилл Меньшов.
Как следствие, растет потребность уже не в базовом, а в генеративном искусственном интеллекте, способном обучаться за пределами предложенной выборки и самостоятельно принимать решения. Продолжением тренда станет развитие автономных систем – самоуправляемых программ, которые учатся на основе своего окружения.
В Нижегородском филиале ПАО «Ростелеком» рассказали, что в регионе технологии искусственного интеллекта широко используются в современных системах видеонаблюдения, где на основе алгоритмов машинного зрения модули видеоаналитики обрабатывают видеопоток и сообщают о каком-либо событии. В ритейле подобные системы применяются для подсчета посетителей, измерения длины очередей у касс, для определения наиболее популярных торговых секций, а в транспортной сфере – для распознавания номеров автомобилей.
«На основе технологий ИИ работают голосовые помощники. Программный агент, распознающий человеческую речь и умеющий имитировать живой диалог, применяется в телефонии. Сервис активно внедряют компании, обслуживающие огромное количество клиентов: банки, микрофинансовые и ресурсоснабжающие организации, медицинские центры, МФЦ. Технологии интернета вещей используются в промышленности. Например, за исправностью оборудования следят датчики, которые передают информацию в систему мониторинга. Подобные системы применяются и для оптимизации транспортных расходов. Оснастив датчиками автопарк, можно легко контролировать расход топлива», - рассказали в Нижегородском филиале компании.
«Мы видим дополнительные факторы, которые разгоняют маховик цифровизации и инвестиций в информационные технологии. Одним из этих факторов является активная роль государства. В 2021 году IT-компании заняли особое место в государственном управлении: о них заботятся, их поддерживают, им предоставляют льготы. Вместе с тем, бизнес, который не готов цифровизироваться вслед за обществом и государством вряд ли сможет рассчитывать на устойчивое развитие», - подчеркнул старший вице-президент ПАО «Ростелеком» Кирилл Меньшов.
Ряд грантовых программ и программ поддержки реализуется и на территории Нижегородской области. Например, сейчас идет прием заявок на грантовый конкурс «Искусственный интеллект».
«С каждым годом растет количество грантовых программ фонда содействия инновациям, в которых могут принимать участие нижегородские предприятия, появляются новые актуальные направления. Часть из них реализуется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национального проекта «Цифровая экономика» и связана с развитием искусственного интеллекта и цифровизацией», - сообщил министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.