Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Ректоры нижегородских вузов обсудили отказ России от Болонской системы

Фото: Мининский университет
Фото: Мининский университет

Ректоры нижегородских вузов прокомментировали возможный выход России из Болонской системы. Ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что «к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу».

В стране планируют построить собственную уникальную систему образования. Прежде всего, речь идет об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) и возвращении на специалитет (5-6 лет обучения). Новый перечень специальностей министерство планирует подготовить к 2024 году.

Ректор Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев рассказал РБК, что в 90-е годы переход на двухуровневое обучение в соответствии с Болонской системой стал для вуза довольно тяжелым процессом.

«Пытаясь сохранить качество и уровень образования, мы «ужали» пятилетнюю программу обучения до четырех лет. Потом у нас появились уникальные магистерские программы, и система заработала. Положительным следствием перехода стало то, что студенты получили возможность корректировать образовательную траекторию в процессе обучения. У нас также обучается большое количество иностранных студентов, а для них важна легитимность и универсальность диплома, получаемого в России. В случае выхода из Болонского соглашения этот вопрос нужно будет каким-то образом отрегулировать. В целом, для нашего вуза отказ от Болонской системы и переход на программы специалитета является вполне приемлемым вариантом, но прежде чем снова начинать серьезную реформу, нужно хорошо подумать», — прокомментировал Сергей Дмитриев.

Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета Жанна Никонова напомнила, что Болонская система образования в России критикуется в течение многих лет практически всеми участниками образовательного процесса, а также работодателями. В качестве основного минуса называется как раз деление образовательного процесса на уровни.

«Выпускник бакалавриата, как правило, не является полностью сформированным специалистом. Для достижения необходимой зрелости в той или иной профессиональной области ему требуется получить образование в рамках магистерской программы, либо получить большой практический опыт в профессии. Поскольку достаточно большое количество выпускников бакалавриата не имеет стремления продолжить обучение в магистратуре, работодатели получают достаточно часто незрелых специалистов. Поэтому очень много жалоб с их стороны на качество высшего образования», — сообщила РБК Жанна Никонова.

Вместе с тем, по мнению ректора НГЛУ, в этом случае работодатели не совсем правы, поскольку в федеральных образовательных стандартах четко прописаны сферы профессиональной деятельности, в которых может работать выпускник бакалавриата, а какие предназначены только для выпускников магистратуры. Но многие работодатели, особенно в частном секторе, не знают или не соблюдают эти нормы, поэтому их ожидания от уровня подготовки выпускника вуза часто не совпадают с реальной картиной.

В качестве еще одного минуса Болонской системы Жанна Никонова назвала компетентностный подход к обучению, который сильно зависит от уровня профессиональных компетенций и стратегического мышления разработчиков образовательных программ.

«Переход на Болонскую систему образования осуществлялся в России не одно десятилетие, многие вузы научились преодолевать эти минусы. Научился превращать их в плюсы и наш университет, хотя на всех научно-образовательных дискуссионных площадках мы в течение многих лет обращали внимание, что для подготовки высококвалифицированного лингвиста-переводчика и специалиста-международника требуется сохранение традиционной системы российского высшего образования. Поэтому мы полностью приветствуем и поддерживаем переход России на собственную систему высшего образования, объявленный министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым», — резюмировала ректор лингвистического университета.

Ректор Мининского университета Виктор Сдобняков в беседе с РБК обратил внимание на то, что Болонская система только отчасти показала себя эффективной. Она помогла унифицировать подходы к высшему образованию и способствовала повышению мобильности студентов. Однако, по мнению Виктора Сдобнякова, полноценного признания и «конвертируемости» российского диплома в рамках европейского пространства не произошло, а из системы отечественного образования ушло такое понятие как «фундаментальное образование».

«В педагогическом направлении тоже есть определенные минусы европейской системы: квалификация «бакалавр /магистр педагогического образования» никак не соотносилась с конкретной профессией «учитель предмета». Изменилась и общая идеология подготовки в сторону усиления общей и сокращения профильной, особенно предметной части. Новый вектор уже выбран — профессиональное педагогическое сообщество разрабатывает программу «Ядра высшего педагогического образования» — это единые принципы и подходы к подготовке педагогических кадров, и опора в этой программе сделана именно на специалитет», — рассказал ректор Мининского университета.

Также Виктор Сдобняков подчеркнул, что, в частности, педагогическое образование всегда существует в государственном контексте, поэтому должно отражать достижения и культуру конкретного общества.

«Кроме того, не могу сказать, что Болонская система полноценно заработала в России — есть особенности нормативно-надзорных требований, остались степени кандидата наук, значительно увеличивается доля специалитета, взаимное признание дипломов не стало автоматическим и так далее», — резюмировал ректор Мининского университета.

По данным опроса, проведенного сервисом SuperJob, идею отказа от двухступенчатой системы высшего образования поддержали 65% нижегородцев. Чаще остальных за традиционную систему (специалитет с обучением в течение 5 лет) высказывались респонденты старше 45 лет и нижегородцы, имеющие высшее образование (72 и 76% соответственно).

Среди опрошенных студентов вузов в Нижнем Новгороде 48% поддержали предложение об отказе от двухуровневой системы обучения, 30% проголосовали против. А вот среди родителей 11-классников, планирующих поступать в вузы, за отказ от бакалавриата и магистратуры в пользу пятилетнего обучения в вузах высказалось подавляющее большинство — 93%.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 января
EUR ЦБ: 106,1 (-0,15)
Инвестиции, 15 янв, 17:55
Курс доллара на 16 января
USD ЦБ: 102,81 (-0,63)
Инвестиции, 15 янв, 17:55
Все новости Н.Новгород
Форвард Шарль Оливье сбежал из «СКА-Хабаровска» после новогоднего отпускаСпорт, 14:17
«Бутурлинский водоканал» привлекли к ответственности за загрязнение ПьяныН.Новгород, 14:15 
Суд в Москве арестовал мужчину по делу о госизменеПолитика, 14:15
Лукашенко предложил Польше закрыть все пункты пропуска на границеПолитика, 14:14
Битва с возрастом: 4 экстремальных биохака миллиардера Брайана ДжонсонаPro, 14:13
В Сочи у клиентов депозитария украли ₽100 млнОбщество, 14:11
Социологи зафиксировали рекордные траты россиян на Новогодний столВино, 14:02
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В Кремле ответили на слова о неизбежности уступок в переговорах с КиевомПолитика, 14:01
Кремль ответил на сообщения о «гуманитарном газе» для ПриднестровьяПолитика, 14:00
Порошенко заявил, что 75% чиновников сбежали из Киева в 2022 годуПолитика, 13:57
СК назвал имена и роли новых фигурантов убийства генерала КирилловаПолитика, 13:55
Франция заявила, что ситуация на Украине затрагивает безопасность ЕвропыПолитика, 13:54
Москвичам рассказали, как выбрать фирму для поверки счетчиков водыНедвижимость, 13:52
4 типа плохих руководителей и как с ними справляться — Fast CompanyPro, 13:50