Вакансия ученика: новый кадровый тренд или вынужденная необходимость
Убедившись, что найти готового сотрудника под свои задачи сложно, компании готовы вкладывать средства в обучение и «доращивание» перспективных кандидатов. О такой вакансии, в частности, объявила нижегородская проектная организация «КМ-Центр». Компания запустила пилотный проект «Ученик инженера КМ».
Соискателем предлагают оклад и стипендию, карьерный рост, питание за счет организации и рабочие места. В объявлении сообщается, что обучение займет три месяца. В течение этого времени стажеры будут заниматься теорией, решать практические задачи и самостоятельно выполнять учебные расчеты.
Альтернатива стажировке
В ООО «КМ-Центр» рассказали, что компания уже потратила на организацию учебного класса около 1,5 млн руб. Эти средства были направлены на покупку мебели и оргтехники, а также разработку программ. Пока в классе проводятся занятия с действующими сотрудниками.
Директор ООО «КМ-Центр» Михаил Никулин подчеркнул, что основная проблема заключается даже не в отсутствии у соискателей опыта работы, а в недостатке узкоспециализированных знаний. Например, потенциальные сотрудники не умеют работать в специализированных программах.
«Трехмесячное обучение — альтернатива стандартной стажировке. Оно будет приравниваться к испытательному сроку, ученики будут получать зарплату — от 50 до 75 тыс. руб. Это время мы используем для того, чтобы будущие сотрудники подняли уровень знаний по нашему направлению — проектированию металлоконструкций, глубже освоили расчетные и графические программы. Нам важно, чтобы в итоге ученики научились самостоятельно проектировать. Также во время обучения мы сможем понять, на какую именно роль в отделе подходит конкретный кандидат», — рассказал Михаил Никулин.
Вложение в обучение в компании называют долгосрочной инвестицией. «КМ-Центр» планирует расширяться и открывать новые проектные бюро, а наличие квалифицированных специалистов позволит брать больше заказов.
Дефицит кадров в строительстве — проблема комплексная
Руководитель «Центра карьеры» Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Екатерина Зотова подтвердила, что промышленное проектирование входит в число отраслей, в которых наблюдается дефицит кадров, и решение этой проблемы требует комплексного участия вуза, бизнеса и государства.
«Можно выделить несколько причин кадрового дефицита. Это и демография — естественная убыль населения и последствия низкой рождаемости в конце 90-х. И снижение контрольных цифр приема в вузы на бюджетные места. Например, в ННГАСУ за последнее пять лет количество выпускников, получивших образование за счет бюджета на очном отделении, сократилось с 370 до 210 человек. Также мы отмечаем, что из-за нежелания сдавать ЕГЭ все больше молодых людей выбирает профессиональное техническое образование в колледже или техникуме, а не высшее инженерное в вузе», — сказала Екатерина Зотова.
Если говорить конкретно о проектировщиках, то в ННГАСУ отмечают недостаточную популярность строительных направлений в сравнении с ИТ-сферой, а также отток востребованных специалистов в другие регионы, где средний уровень зарплаты выше. Отсутствует и четкая стратегия подготовки строительных кадров.
«К сожалению, у нас нет конкретного запроса от министерства строительства: сколько специалистов, по каким направлениям и в каких регионах им нужно будет через пять лет. Поэтому и у нас нет понимания, кого и сколько нужно готовить», — отметила руководитель «Центра карьеры» ННГАСУ Екатерина Зотова.
Заметная кадровая тенденция
В пресс-службе сервиса по поиску работы hh.ru отметили, что ситуации, когда компании берут на работу людей без опыта и необходимой квалификации, обучают и «растят» под потребности своего бизнеса, является одним из современных трендов.
«В Нижегородской области за год прирост количества вакансий с предлагаемой стажировкой составил 68%. Но в целом вакансий, в которых указан тип занятости «стажировка», сравнительно немного. В Нижегородской области доля таких предложений составляет 0,5%», — прокомментировала руководитель пресс-службы hh.ru регионов Поволжья и ЦФО Арина Батракова.
Чаще всего людей без достаточного опыта, но с возможностью обучения на месте и дальнейшего профессионального роста берут на позиции программиста, аналитика, специалиста по технической поддержке, менеджера по продажам, инженера-конструктора и т.д. Медиана предлагаемых зарплат стажерам и ученикам составляет 48 тыс. руб.
Подпишитесь на Telegram РБК Нижний Новгород