Импортозамещение формирует конкурентную среду: мнение участника CHTF
На крупнейшей технологической выставке Китая правительство Нижегородской области совместно с организаторами конференции «ЦИПР» представило стенд с российскими решениями для международного рынка.
Участник CHTF, соучредитель и коммерческий директор компании STM Labs Алексей Щепетков поделился впечатлениями от выставки и объяснил, каким образом внутренние процессы импортозамещения способствуют международной экспансии российских ИТ-продуктов.
— Вы уже во второй раз принимали участие в выставке в China Hi-tech Fair. Сейчас, наверное, была возможность более детально проанализировать срез представленных технологий. Что можете сказать по итогу? На чем делают акцент организаторы и участники?
— Когда меня спрашивают, что было представлено на выставке China Hi-tech Fair, я отвечаю, что на ней было все. Форум был организован в лучших традициях Китая — это «небольшая» технологическая выставка в «маленьком» городе с населением 22 млн человек, и чтобы просто пройти насквозь все ее павильоны, нужно минимум 25 минут.
Я действительно второй раз в составе нижегородской делегации посещаю China Hi-Tech Fair и считаю, что это отличная возможность для российских компаний. Организация, как и в прошлом году, была на очень высоком уровне, в том числе и за пределами выставки. Мы посетили предприятие по производству оборудования для телекоммуникационной отрасли, съездили на экскурсию в офис крупнейшей интернет-компании Китая. Было очень познавательно оценить уровень технологий, найти какие-то точки кооперации.
— Вы представляли ваш продукт Pi.One, разработанный для сотовых операторов. Есть ли у этого решения международные перспективы?
— Конечно, я не могу взять на себя смелость сказать, что у зарубежных телеком-операторов в чем-то ощущается острая нехватка. У них есть свои решения, предлагаемые и поддерживаемые их вендорами. Разве что можно что-то улучшить, и для этого мы как раз и хотели представить наш продукт на международном рынке.
Но все-таки сейчас мы отталкиваемся от того, что наше решение интересно внутри страны. Нельзя сказать, что Pi.One — это прорыв или ноу-хау, но он может быть востребован в условиях импортозамещения. Выход на внешние рынки — это уже следующий этап, хотя к этой возможности мы тоже присматриваемся, и на выставке у нас появились контакты возможных партнеров.
— Но все-таки какой-то горизонт планирования по выводу Pi.One на международный рынок есть?
— Это небыстрый процесс, учитывая, что наш программный продукт имеет длительный цикл внедрения, и до принятия клиентом решения о покупке должен пройти цикл так называемого пре-сейла. Мы это понимаем и видим, куда нужно двигаться дальше.
Единственное, хотел бы уточнить, что если кто-то хочет поехать в следующем году на China Hi-Tech Fair, чтобы представить себя на китайском рынке, то обязательно нужен носитель языка. И не просто человек, владеющий китайским, а специалист с большим разговорным опытом. Соответственно, вся информация, которая только может быть по продукту, должна быть переведена на китайский язык.
— Сейчас мы уже можем сделать какие-то выводы по процессам импортозамещения и их влиянию на различные отрасли. Как вы считаете, каким образом импортозамещение изменило российский ИТ-ландшафт?
— Я бы сказал, что импортозамещение украсило наш ИТ-ландшафт. Появились новые бренды, новые возможности для ИТ-компаний. И мы уже видим, как любая потребность в импортозамещении становится окном возможностей для развития и выхода на международный рынок, поскольку большое количество продуктов формирует некую критическую массу.
Сейчас рынок импортозамещения — это рынок покупателя, потребители выбирают продукт среди большого количества решений. А для компаний во главе угла уже становится не замена, а развитие, перспективы конкурировать с международными решениями. Такова сейчас позиция не только бизнеса, но и нашего государства в целом.
— Получается, импортозамещение — это еще и смена мышления?
— Да, раньше мы шли по пути наименьшего сопротивления. Были какие-то привычные продукты, устоявшиеся процессы, знакомые поставщики, поддерживаемые жестким маркетингом. Мы в этом ориентировались, и многие даже не собирались доказывать, что российские решения могут быть лучше зарубежных аналогов.
Импортозамещение взбодрило производителей, показало, что есть альтернативы, и выиграли те компании, которые долгое время развивались в тени иностранных вендоров, доказывая, что отечественный софт имеет право на существование. Сейчас время их триумфа, и они достойны огромного уважения. Думаю, что в ближайшее время произойдет кристаллизация нашего внутреннего ИТ-рынка, и на фоне большого количества предложений появятся действительно прорывные решения.
— Pi.One — это решение для аналитики данных. Есть ли у него перспективы выйти за пределы телекома — отрасли, для которой вы его изначально разрабатывали?
— Думаю, что есть. Мы эту платформу разрабатывали как универсальный потоковый способ сбора данных с удаленных источников (например, датчиков, телекоммуникационных роутеров, узлов связи), их обработки в режиме реального времени и предоставления заказчику для последующей монетизации. Соответственно, по мере продвижения нашего программного продукта мы поняли, что этот процесс может быть востребован в разных сферах. Например, для сбора данных с оборудования, которое управляет какими-то процессами на предприятии.
— У вас же на фоне импортозамещения произошла и трансформация компании — из сервисной в продуктовую. Это позитивное изменение?
— У нас сформировалось понимание, что свои продукты — это хорошо. Вместе с тем, нам бы хотелось видеть нашу компанию устойчиво развивающейся и широко диверсифицированной, поэтому мы не планируем фокусироваться на каком-то конкретном продукте и пытаться продвигать исключительно его.
Мы по-прежнему развиваем сервисную линейку, работаем с крупными заказчиками, для которых создаем решения полного цикла. В этом контексте мы не хотим ничего менять, разработка собственных продуктов — это еще одно бизнес-направление, которое появилось у нас благодаря импортозамещению.
Подпишитесь на TelegramРБК Нижний Новгород