Что определяет импортонезависимость российского софта – мнение эксперта
На сессии «Российский софт. Импортонезависимость» конференции «Цифровая индустрия промышленной России» представители ИТ-отрасли обсудили государственные меры поддержки, необходимые для полного перехода на отечественные цифровые решения, взаимодействие между разработчиками и потребителями софта, а также рост доверия бизнес-структур к российскому ПО.
Директор по развитию компании «СКБ Контур» Илья Бублик в интервью РБК оценил уровень импортозамещения в различных отраслях и объяснил, почему покупка лицензии не является определяющей инвестицией при смене софта.
- Не переоцениваем ли мы влияние западных санкций на развитие отечественной ИТ-индустрии? Ведь мы давно говорим об импортозамещении. Возможно, отрасль пришла бы к тому уровню, на котором она сейчас находится, и естественным путем?
- Да, возможно, в каких-то отраслях импортозамещение и произошло бы естественным путем, но есть сферы, где западные сервисы занимали до 70-80% рынка, и вряд ли бы кто-то из отечественных производителей стал заниматься этими направлениями. Просто потому что наши компании не видели там для себя экономической отдачи. Сейчас эти ниши освобождаются, инвестиции становятся оправданными, а уход иностранных компаний формирует окно возможностей.
- А если бы не произошло лавинообразных изменений, то через сколько лет мы бы оказались в той точке, где сейчас находимся?
- Я считаю, что в текущую точку мы бы вообще не пришли. Потому что бизнес очень рационален, он использует проверенные сценарии. И компании, которые применяли ИТ-решения западных вендоров, вряд ли бы стали их менять. Такой переход для них очень болезненный в силу того, что эти решения интегрированы в тысячи бизнес-процессов. Смена ПО означает пересборку всех этих процессов, а это большие риски. Никто из крупных клиентов не стал бы без достаточных на то оснований менять один софт на другой.
А в текущей ситуации как раз возникли риски остановки деятельности, и на стороне заказчика появилась мотивация к смене софта, а на стороне ИТ-компаний – резон инвестировать в создание отечественных продуктов.
Мне очень импонирует позиция председателя правительства России Михаила Мишустина, который на пленарной сессии конференции «ЦИПР» рекомендовал не рассчитывать на то, что можно сделать аналог западного решения и на этом остановиться. Сейчас стоит задача по созданию конкурентоспособного российского софта, востребованного на мировом уровне. В российских продуктах появляются уникальные «фишки», которые дают преимущества.
Например, мы довольно давно занимаемся темой видеоконференцсвязи. Ниша в этой сфере появилась после ухода Zoom, но нам было важно не просто импортозаместить привычный сервис, а внедрить в него новые решения, востребованные нашими потребителями. Так появилась опция по созданию текстового протокола встречи, а сейчас мы прорабатываем функцию по формированию автоматического резюме с помощью технологии искусственного интеллекта.
- Но ведь не везде отечественные сервисы развиваются опережающими темпами. Где пока вы видите пробелы?
- Пробелы есть в наиболее инвестиционноемких областях – системах управления производством, управлении проектированием. Там в создание западных решений, которыми сейчас пользуются российские компании, было инвестировано большое количество средств, времени и человеческих ресурсов. И компенсировать это очень трудно, нужно много времени, чтобы воспроизвести всю ту функциональность, в создание которой было вложено столько усилий.
Из тех процессов, с которыми мы соприкасаемся, наиболее низкий процент импортозамещения в системах ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия) и BPM (Business Process Management – управление бизнес-процессами), а самую высокую динамику мы наблюдаем в системах видеоконференцсвязи. Там импортозамещение идет полным ходом: сейчас доля российских решений достигает порядка 50%, а в течение ближайших нескольких лет, по нашей оценке, этот показатель будет доведен до 80%.
Кроме того, особняком стоят отрасли, в которых изначально не было западных решений. Это, например, системы электронного документооборота и бухгалтерские программы, привязанные к российской специфике. Там все хорошо, но там и раньше было все на достойном уровне.
- А насколько беспроблемно происходит переход ваших клиентов с одного софта на другой?
- Чтобы переход был полностью бесшовным, нужно создать полный аналог западного решения, а это невозможно и не нужно. В такой ситуации принципиальное значение имеет качество внедрения. Не достаточно просто предложить рынку продукт, нужно еще, досконально разобравшись в процессах клиента, обеспечить внедрение нового софта. Мы это поняли достаточно давно и очень серьезно вкладывались именно в систему внедрения, последующего сопровождения и технической поддержки.
- Качественное внедрение – задача разработчика?
- Да, это однозначно задача разработчика.
- Но даже такая ответственная позиция вендора не освобождает клиента от дополнительных расходов?
- Основные затраты клиента – это не покупка лицензии, а инвестиции в перенастройку бизнес-процессов, обучение персонала и т.п. Именно это является самой ресурсозатратной частью при смене ПО. Что касается непосредственно цены лицензии, то она либо сопоставима с западными аналогами, либо гораздо ниже. Но, к сожалению, это не единственный фактор, влияющий на стоимость перехода.
- Как вы оцениваете действия государства по поддержке ИТ-отрасли?
- Если честно, нам просто грех жаловаться. Все меры поддержки предлагаются на базе глубокой экспертизы и после совместной проработки с экспертами и представителями отрасли. Нас тоже привлекают к выработке мер поддержки по ряду предметных областей.
Во многом благодаря именно проактивным действиям государства удается избежать кризисных сценариев, в том числе массового оттока разработчиков, который стал бы губительным и для ИТ-сферы, и для экономики в целом. Это и ИТ-ипотека, и снижение налоговой нагрузки на компании. В России действительно реализуется государственная программа по достижению цифрового суверенитета. И ни у кого из ИТ-компаний не возникает желания выводить деньги из бизнеса – все готовы вкладываться.
Также хорошо себя зарекомендовала целевая программа для субъектов малого и среднего предпринимательства, которая позволяет компенсировать до 50% затрат на приобретение лицензионного отечественного софта.
- Столкнулись ли вы с проблемой оттока специалистов?
- Если говорить в целом про компанию, то за прошлый год текучка даже снизилась. Но, конечно, это не избавляет нас от проблемы дефицита кадров. Находясь внутри отрасли, которая динамично развивается, безусловно, испытываем кадровый голод.
Сейчас для ИТ-компаний важно сотрудничество с вузами и участие в программах целевой подготовки. И у нас тоже есть целевой курс «Фундаментальная информатика и информационные технологии» в Уральском федеральном университете. На нем сейчас учатся 350 студентов, и в этом году у нас будет первый выпуск. Это специалисты, которых мы готовим непосредственно под наши процессы и наши задачи.
- Вы уже упомянули важность востребованности российских ИТ-решений на мировом рынке. У ваших продуктов есть экспортный потенциал?
- Пока мы сфокусированы на российском рынке. Это связано с тем, что наши продукты все-таки в значительной степени завязаны на российскую специфику бухучета и документооборота. Вместе с тем, мы прорабатываем возможности выхода за рубеж – в азиатский регион, страны СНГ. Но пока для нас это своего рода эксперимент.
- А с какими еще направлениями связаны перспективы вашей компании?
- Мы хотим дополнять нашу экосистему финансовыми сервисами там, где это уместно, логично и востребовано клиентами. К примеру, чтобы в сервисе онлайн-бухгалтерии была функция оплаты счетов. Мы будем развивать финансовые сервисы на базе ПАО «Банк Екатеринбург», и к концу года планируем запустить интернет-банк собственной разработки для действующих и новых клиентов экосистемы Контура.
Подпишитесь на Telegram РБК Нижний Новгород