Марат Мухарьямов: "Кластер помогает создать благоприятные условия для IT"
Неделю назад мы с вами уже говорили о проекте "Умный город". Сегодня мне бы хотелось обсудить IT-кластер и технологии, которые стремительно входят в нашу жизнь, несмотря на то, что многие люди относятся к этому скептически. И, тем не менее, мы всё же живём в цифровом мире, поэтому необходимо об этом говорить и в этом участвовать. Если взять непосредственно IT-кластер, то какие задачи вы ставите перед собой, учитывая то, что мы находимся в Нижегородской области?
IT-кластер в нынешнем виде – это третья попытка его создания в нашем регионе. Мы надеемся, что он учитывает тот опыт, который был получен в первых двух случаях. Он, как мы считаем, существенно отличается от подобных структур и институтов поддержки, которые сформированы в других регионах.
Прежде всего, я бы хотел немного рассказать об основных его отличиях. Во-первых, мы не привязываемся к конкретной территории. Мы называемся "Международный кластер информационных технологий Нижегородской области", то есть нам не важна прописка компании, её местонахождение. Во-вторых, мы закладываем именно продуктовую модель. Дело в том, что большая часть IT-отрасли в Нижегородской области нацелена на аутсорс. Мы понимаем, что такой формат не приводит к созданию собственных решений и продуктов, а это важно, поскольку за счет этого мы получаем продукты с высокой добавленной стоимостью, что позволяет нам развиваться более высокими темпами. В-третьих, целью большинства компаний, которые входят в IT-кластер является выход на глобальные международные рынки. Для этого нам нужно создавать здесь условия, которые будут способствовать привлечению участников и будут им выгодны.
Всё это звучит очень красиво и обнадёживающе, но давайте спустимся на нашу конкретную Нижегородскую землю и поговорим о примерах. Чего нам ожидать от вашей деятельности? Что получат от неё нижегородцы?
То, о чем я сказал – это своего рода вводные, то, с чего мы начали. Теперь перейдём к конкретным проектам. У нас сформировались несколько направлений. Во-первых, это "Умный город" – проект, инициированный нашими партнёрами. Во-вторых, проект по цифровизации продукции промышленности региона – в нем мы совместно с нашим генеральным партнёром "Атомстройэкспортом" создаём систему, в которой продукция будет представлена в сложном инженерном каталоге, который может использоваться проектировщиками, строителями и др., повышая вероятность закупки продукции нижегородских предприятий при конкурсных размещениях. Аналога подобной системы в формате именно инженерного каталога, в котором есть и 3D-модели изделия, и его технические характеристики, которые позволяют оценить его применимость в производимом продукте, в данный момент нет.
Сразу уточняющий вопрос. Как к вашим затеям относятся нижегородские предприятия? Некоторые из них достаточно консервативны. Смогли ли вы их убедить в полезности и интересности ваших проектов?
Я надеюсь. Цифры говорят сами за себя: у нас сейчас пять партнёров-представителей крупного бизнеса – как я уже говорил, "Атомстройэкспорт", Волго-Вятский банк ПАО Сбербанк, компании Intel, Harman и "Ростелеком". Также у нас 44 участника – это представители малого и среднего бизнеса. Среди них есть достаточно крупные IT-компании – "КРОК Поволжье", "Сонет" и др.
Вы упомянули о создании каталога. Расскажите подробнее, как он будет работать? Как получить к нему доступ? Какие есть преимущества и выгоды от его использования?
Каталог создается по принципу "открытой платформы" (вроде App Store или Google Play), где разработчик размещает свои сервисы. И этими разработчиками могут быть все участники нашего IT-кластера, которые заинтересованы в таком взаимодействии. Здесь реализуются три модели сотрудничества. Первая – инвестиционная модель, когда партнёр может инвестировать в проект участника при наличии соответствующего интереса и подтверждении результата в рамках пилотного запуска. Вторая модель – это совместные продажи, когда приложение, опубликованное в marketplace партнёра, размещается по специальной программе с разделением дохода (как правило, это 30 на 70% или 50 на 50%). И третья модель – это аутсорс, в результате которого участник выполняет какую-то работу в интересах партнера, а продукт создаётся в нашем IT-кластере.
Все понятно. Тогда вернёмся к другим проектам, о которых вы хотели рассказать.
Большим блоком идут проекты Сбербанка. Прежде всего, они нацелены на повышение эффективности банка. В частности, есть проекты, связанные с финтехом, с повышением производительности труда, с различными инновациями. Например, продажа жилой недвижимости. Все мы хотя бы раз в жизни сталкиваемся с приобретением жилья и хотим предварительно посмотреть объект. Сегодня реализуется такой проект, в рамках которого при оформлении ипотеки в Сбербанке вы можете посмотреть на виртуальную модель квартиры через 3D-очки. Вместе с менеджером банка вы можете походить по комнатам новой квартиры, посмотреть на планировку, на вид из окна, определиться с конкретными объектами, чтобы поехать в реальности смотреть уже именно их. Основной показатель, действующий здесь – Time-to-Market, то есть время вывода на рынок.
Если говорить о проектах в области финансовых технологий, то это, прежде всего, блокчейн. Понятно, что законодательство в России пока не готово для того, чтобы говорить о применении этой технологии, но, тем не менее, она на слуху, и мы считаем её наиболее перспективной. Поэтому я сейчас осторожно говорю о том, что возможно у нас будет развернут ряд проектов такого плана. Например, реестр недвижимости или программа лояльности для ритейла с использованием технологии блокчейн. Возможностей применения масса.
Насколько вы заинтересованы в увеличении круга партнёров и участников? Это не замкнутая система? Чем больше, тем лучше?
Конечно. Это открытая система. Перед запуском IT-кластера мы точно так же, как и с "Умным городом" проработали стратегию. Мы выделили для себя определённые показатели, одним из которых является количество компаний и специалистов определённой квалификации, которые должны работать в этих компаниях. Мы считаем, что через пять лет у нас должно быть у нас должно быть не менее 300 компаний-участников, в которых должно работать не менее 600 специалистов с подтверждённой компетенцией.
Несут ли участники того или иного проекта материальные затраты, платят ли членские взносы какие-то?
Разумеется. Одно из отличий нашего IT-кластера от тех, что созданы в других регионах, – это заложенная бизнес-модель, поэтому наши участники и партнёры платят членские взносы. Правда, существует бесплатный тариф "Нижегородский" – он предоставляет участниками доступ к мерам господдержки. Конечно, за это брать деньги смысла не имеет. Правда, здесь (к сожалению или к счастью) требуется нижегородская прописка.
Я понимаю, что размер членских взносов – это коммерческая информация…
Это открытая информация.
Тогда скажите, что из себя представляют членские взносы, и что за них получает участник или партнер кластера?
Для участников предусмотрено несколько тарифов от 30 тыс. руб. в год. Эта сумма по силам даже небольшой молодой компании. Что за это получает команда? Она получает возможность участия в пилотных проектов наших партнёров, где мы выступаем в качестве кураторов, менторов и трекеров. Это очень важно. Всем известно, что корпорации очень сложно устроены сами по себе, и молодому начинающему стартапу сложно вписаться в корпоративную культуру. Если ему в этом будут помогать менторы и трекеры, то вероятность того, что у него успешнее пройдёт пилотный период, гораздо выше. Наша модель такова, что именно на платной основе мы начинаем работать с участником в тот момент, когда он понимает, зачем вступает в работу, в пилотный проект, когда его уже выбрали после участия в конкурсе.
Сейчас у нас запущено три конкурса, которые направлены на привлечение участников по трем направлениям: "Умный город" (с "Атомстройэкспортом"); цифровой каталог промышленности; проекты Сбербанка. По результатам конкурсов участники будут принимать решение о вступлении в нашу ассоциацию – то есть до этого мы с ними взаимодействуем без каких-либо финансовых обязательств.
Когда к вам приходят представители разных компаний, разного уровня бизнеса, вы, так или иначе, анализируете. Скажите, кто охотнее идет на внедрение инноваций? Это люди среднего возраста, молодое поколение? Встречаетесь ли вы с консервативным отношением, с теми, кто считает все это "модными штучками" и не более того? Кто активно сотрудничает с вами?
Разумеется, молодое поколение идет на сотрудничество более охотно. С другой стороны, IT-отрасль сама по себе очень молодая, поэтому у нас пока нет стартаперов пожилого возраста. В основном, это люди среднего возраста либо молодёжь. И я бы не делал между ними различий, потому что если компания заинтересована в получении новых клиентов, выходе на новые рынки, и её представители понимают, что эту возможность реально реализовать, то они с готовностью приходят к нам.
Какие аналоги – российские или зарубежные – являются для вас образцами? Кого вы сегодня считаете лидером, и с кого берёте пример?
Я, наверное, не буду одинок в определении лидеров – это Y Combinator и всем известная Кремниевая долина. Да, они лидеры, да, они определяют направление развития и находятся на пике развития технологий, но уже сейчас понятно, что та же Азия становится более самостоятельной. По последней информации, значительное количество специалистов, программистов из Кремниевой долины возвращается в Азию (в частности – в Китай), поскольку там созданы какие-то особенно хорошие условия для развития IT-бизнеса.
А у нас условия для подобного рода специалистов нормальные? Или приходится непросто?
К сожалению, пока мы не можем этим похвастаться. Собственно, одной из задач IT-кластера является создание благоприятной среды: это и льготы для IT-компаний, и условия для специалистов. Одна из основных проблем отрасли, причем, не только у нас, но и в целом, – это отсутствие кадров, вернее, их нехватка. Сегодня в Нижегородской области только у тех компаний, которые являются нашими участниками и партнерами, суммарный дефицит кадров составляет около 1500 специалистов. Вузы не способны на сегодняшний день удовлетворить эту потребность в полном объеме.
Приходится учить на месте?
Да, приходится. К тому же близость Москвы тоже оттягивает у нас кадры. Поэтому именно создание условий для специалистов является приоритетом. Хороший пример в этом смысле – это Ульяновск, где молодым профессионалам в IT-отрасли выделяются деньги на приобретение жилья, где средняя зарплата достаточно высока. Там созданы такие условия. А нам есть над чем работать.