Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Андрей Коляда: "Риски для бизнеса в России перевешиваются возможностями"

Ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования рассказал Георгию Молокину о стремительной смене эпох в российском бизнесе, разнице точек зрения на него и прогнозировании в современных реалиях
Андрей Коляда
Андрей Коляда (Фото: Михаил Солунин/РБК)

В прошлый раз мы говорили с вами об "Умном городе". Сегодня я хотел бы затронуть более широкую тему управления производством с применением цифровых технологий. Вы этим занимаетесь? Что это такое? Объясните нам это на конкретных примерах, пожалуйста.

Если кратко, то мы, будучи одной из ведущих в России школ менеджмента и управления бизнесом, учим людей повышать эффективность компаний, в том числе – производств. Это не только цифровые технологии, но и они в том числе, поскольку мы получили инструменты, которые могут помочь радикально повысить эффективность бизнеса без существенных затрат.

Очень хорошо, что вы уточнили, что это не только цифровые технологии. Мне бы очень не хотелось, чтобы тема цифрового мира воспринималась как модная игрушка. Поэтому давайте несколько шире и обсудим это.

Цифровые технологии, которые сейчас у нас есть – всего лишь инструмент. Это буквально означает, что пока их не было, пока они не были так доступны, все те же методики повышения эффективности бизнеса тоже применялись и работали, просто был другой инструментарий.

Давайте возьмём какой-нибудь пример и покажем, как это работает.

Например, российскому бизнесу чуть более 30 лет. Сам по себе он представляет собой очень интересное явление.

Новому российскому бизнесу?

Новому. После развала Советского союза.

Я уточняю, потому что когда-то был замечательный российский бизнес Мамонтова, Морозова, Бугрова и Башкирова…

В Нижнем Новгороде очень любят рассказывать про "карман России". Но об этом надо забыть сразу – в том смысле, что, к сожалению, цепочка времен прервалась. За 30 лет новый российский бизнес пережил такое количество эпох, что то, что происходит сейчас, с 2014 года, и то, что было каких-то десять лет назад – это два разных состояния.

А почему вы выделяете именно 2014 год?

Потому что в связи с санкциями кардинально изменилась картина экономики страны, и это отразилось на каждой компании. До 2014 года очень многие собственники бизнеса считали, что тот рост, который демонстрировала их фирма, является их заслугой. В большинстве случаев это было не так – в основе лежал рост экономики. Начиная с 2014 года, мы можем смело утверждать, что наступило "время справедливости", как бы странно это ни звучало. Сейчас тот, кто более эффективен, демонстрирует лучшие результаты.

Знаете, почему "время справедливости"? Это очень интересно. Мы всегда рассказываем об этом тем, кто учится у нас на MBA и Executive MBA. "Справедливость" тут заключается в том, что до 2014 года ты мог учиться, вкладывать деньги и время в своё образование, но не достигал высоких результатов в сравнении с теми, кто не учился. Это было время "лёгких денег". А вот начиная с 2014 года, "лёгкие деньги" кончились, и сейчас ты либо молодец, либо нет.

И с того же момента начали вылезать все проблемы. Раньше они покрывались теми же самыми "лёгкими деньгами", и их можно было не замечать и игнорировать. Тут и пошла "игра ума", как мы это называем: кто более эффективен, кто больше работает над собой и своей компанией, тот лучше развивается. При этом большинство не развивается и "тухнет". Компетенции – это самое главное.

А какие в этой теме главные направления вы видите, основные реперные точки, на которые следует обратить внимание, чтобы бизнес стал успешным?

Скажу парадоксальную вещь, о которой не задумывается большинство управленцев и собственников бизнеса: главным, с моей точки зрения, является понимание того, куда ты будешь двигать, развивать свою компанию в контексте ближайших 5-7 лет. Почему это кажется мне парадоксальным? Потому что подавляющее большинство управленцев и собственников думает следующим образом: "В этой стране никто не знает, что будет завтра, поэтому прогнозировать невозможно, и о каком развитии тут можно говорить?" И это кардинальная ошибка.

Но есть некоторые причины так говорить.

Нет, всё дело как раз в нехватке компетенций. На самом деле все рынки турбулентны и при наличии компетенций ты мыслишь сценарно, продумываешь всё вплоть до самого худшего варианта развития событий и диверсифицируешь бизнес – складываешь в разные корзины. Всё это делается не щелчком пальцев, поэтому я и говорю, что настало "время справедливости".

Я не буду играть терминами, но просто скажу, что при таком подходе нужно учитывать огромное количество разнообразных факторов, которые могут поменять ситуацию за день. Это тоже надо как-то держать в голове.

Это правда. Таких факторов, действительно, много. Но на каждом конкретном рынке (если мы говорим про конкретные предприятия) таких факторов всего два-три: нефть, доход населения и др. Приведу базовый пример. До 2014 года зачастую поднимался вопрос о снижении рисков российского бизнеса, и ответ был: "Идите на экспорт, не концентрируйтесь только на России". Лишь единицы следовали этим рекомендациям, потому что российский рынок выглядел безразмерным, огромным. Люди не слышали, когда им говорили, что экспорт – это не только вопрос денег, но и снижение рисков: падает один рынок, тебя спасает другой рынок. Те, кто слышал это, переживает нынешние тяжелые времена легче, потому что одна чаша весов опускается, другая – поднимается. Но идти на экспорт – это проще сказать, чем сделать. Это годы. Поэтому мы и говорим, что сейчас пошла игра компетенций: кто понимает модель рынка, на котором он находится, тот целенаправленно развивает свой бизнес. В конечном итоге это выражается в конкретных деньгах.

Вы сказали, что нужно заглянуть на 5-7 лет вперед. Давайте мы с вами попробуем это сделать, раз уж вы обучаете этому людей. Мне вот очень интересно. Давайте учтём все компетенции, знания, прогнозирование и заглянем хотя бы на 3-4 года вперед. Как вы это видите?

Три глобальных сценария могут произойти с российской экономикой. Во-первых, всё может остаться, как сейчас. Во-вторых, всё будет хорошо. В третьих, всё будет плохо. Это просто, это ясно, как день. Теперь дальше: какие из этого можно сделать выводы? Это означает, что я как руководитель должен надеяться не на то, что всё будет хорошо или хотя бы как сейчас, а должен запланировать развитие своей компании и предпринять конкретные меры уже завтра, исходя из того, что всё будет хуже, чем сейчас. Вот это и называется "стратегический менеджмент".

Подавляющее большинство делает иначе. Такие люди сидят и ждут окончания кризиса. Не надо ждать. Потому что если я надеюсь, что кто-то сделает мне что-то хорошее, я некомпетентен.

Я как человек, имеющий некоторое отношение к изучению истории, люблю фразу: "Россия – страна с непредсказуемым прошлым". То есть у нас так меняются оценки прошлого, что даже прошлое предсказать невозможно, не говоря о будущем. Думая о прошлом нашей экономики, мы вспоминаем, как однажды в 90-е в конце года сказали, что вы неправильно заплатили налоги за предшествующий год, и их надо пересчитать. Я в это время был в Швейцарии, и все из моего окружения, кто прочитал об этом в газетах, сказали: "Этого не может быть! Вы сумасшедшие, здесь, наверное, ошибка в печати. Закон обратной силы не имеет". Я отвечал: "У нас имеет". Мне никто не поверил. Прошло некоторое время, они развели руками: "Как вы строите вашу экономику? Как вы работаете, когда год прошёл, а все налоги за него вам взяли и пересчитали в сторону увеличения?" Так вот. Учитывая, что Россия – это страна с непредсказуемым прошлым и будущим, как нам строить экономику?

Ответ прост, и вам он понравится. Вы – профессиональный журналист. Когда вы выбирали вашу профессию и получили некоторый опыт, наверняка у вас в жизни по прошествии определённого времени был момент, когда вы решали, уйти из журналистики или продолжить.

Много раз.

И вы понимали все риски, связанные с продолжением этой профессии. Бизнес – это тоже профессия. Если ты им занимаешься и занимаешься не один день, то понимаешь всё, о чём вы сказали. Наивно торчать в бизнесе десять лет и каждый раз удивлённо открывать глаза из-за того, что родное правительство поступило так, как вы сказали. Это означает, что если я, сидя в этом кресле, принимаю решение продолжать игру дальше, то должен строить свою стратегию, исходя из того, что такое может быть.

Вчера я заглянул на форум в интернете, где обсуждались случаи, когда банк обанкротился, миллиарды ушли неизвестно куда, а человеку, который за три недели до краха банка снял свои деньги, сказали, что он – жулик, участвовавший в развале банка, и потребовали вернуть деньги. Он ответил: "Позвольте, это мои деньги. Я хочу их вложить в производство, купить квартиру, машину и т.д.". А ему говорят: "Ничего подобного. Если не вернёте, то к вам придут судебные приставы". И вот такие ситуации тоже можно и нужно предугадывать?

Я читал об этом случае и был поражен не меньше вашего. Это совершенно отдельная тема…

Мы не будем её касаться, просто я говорю о непредсказуемости действий нашего правительства, наших финансовых органов, нашей банковской системы.

Если я (причем, говорю за любого бизнесмена), прочитав эту информацию и испытав лёгкий шок, принимаю решение не закрывать бизнес, а продолжить им заниматься, то должен выстраивать стратегию развития своей компании с учётом того, что такое может произойти. Мы всё патриоты, но нужно понимать, что если ты участвуешь в этой игре, то надо переставать удивляться. Тут такие люди, они принимают такие решения, и других, кажется, не будет.

Давайте с вами поймём, что бизнес в нашем любимом отечестве имеет такие зашкаливающие риски, что участвуя в нём, человеку нужно понимать, что с учётом всех этих многочисленных и опасных факторов он должен иметь прибыль несравненно выше, чем в любой другой стране.

Нет, это ошибка, и я поясню, почему. У медали две стороны, и мы очень часто вспоминаем только про одну, в которую нас тычут носом каждый день. Это риски. Но есть и другая сторона. Я когда-то, получая образование на Западе, лично на себе прочувствовал это. Об этой второй стороне очень важно помнить. Большинство бизнесменов в нашей стране, которые начали бизнес 5-10 лет назад или же сейчас, никогда не смогли бы открыть его на Западе.

Почему?

По одной простой причине: там всё уже создано. Простите, но там бизнесу уже 50-100 лет. Там заняты все ниши, и открыть бизнес можно, лишь предложив что-то прорывное. Как было, например, с Google. Там ты не откроешь очередной завод, как у нас это делается. Большинство бизнесов, открытых в России за последние 20 лет, там создать было бы невозможно. Нужно почаще напоминать себе и людям об этом. Да, мы имеем зашкаливающие риски, но 90% наших предпринимателей, открывших здесь бизнес, на Западе бы этого не сделали и пошли в наем. Просто там всё уже распределено. Поэтому есть как минусы, так и плюсы. Риски перевешиваются возможностями.

Какой главный месседж вы посылаете, общаясь со студентами в вашей школе?

Есть два канонических способа смотреть на предпринимательскую деятельность: бизнес – это война, либо бизнес – это игра. Те, кто воспринимает его как войну, выживает и воспринимает происходящее так, как вы описали ранее. Против них воюют все: конкуренты, государство и др.

Правильный способ восприятия – это игра. Ты просто играешь. Правила в этой игре дурацкие, но они такие, какие есть. Если ты принял решение играть, то ты играешь. Да, ты можешь проиграть, ну и бог с ним – проиграл и проиграл. Ты совершенно по-другому воспринимаешь то, что ты делаешь. Не повезло? Ладно, это не только от тебя зависит. Повезло? Ты умница. Бизнес – это игра. Если ты в него играешь, то понимаешь, что твои мозги, твоя удача, твоё умение заглянуть за горизонт, спрогнозировать то, что всё будет хуже некуда, говорят о том, что ты молодец. Играть в бизнес гораздо эффективнее в бытовом смысле, чем воевать.

Конечно. Но в игре предполагается некое участие судьбы, рока, даже каких-то высших сил. Не случайно картёжники, например, говорят, что играют не только с партнёром, но и с судьбой. А бизнесмен?

Разумеется. Мы все играем с судьбой. Есть высшие силы, которые предопределяют нашу жизнь вне зависимости от нашей профессии. Мы всегда говорим нашим студентам MBA, что если они смотрят на свой бизнес как на элемент игры, то могут проиграть просто потому, что не повезло. Но когда собственник хорошо обучен, он всегда может пойти в наем и хорошо зарабатывать как уже наемный топ-менеджер. В этом смысле, когда ты воспринимаешь бизнес как игру, то понимаешь, что можно заранее подстелить соломку на случай проигрыша. А вот если ты воюешь, то Москву сдавать нельзя. 

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Н.Новгород
Нарколог депздрава Москвы назвала наименее опасный алкогольВино, 16:49
Между нами химия: как промышленные компании привлекают научные кадрыТренды, 16:48
Вяльбе пообещала возвращение Большунова, «которого мы все знаем»Спорт, 16:47
Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, Гвидон и IKRAРБК и Wey, 16:42
В Волгодонске задержали серийного поджигателя автомобилейОбщество, 16:37
Названы районы Москвы с самыми доступными новостройкамиНедвижимость, 16:35
Вторая жизнь: как в России наладить переработку пластикаТренды, 16:32
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В РУСАДА объяснили разницу в наказании Валиевой и Свентек за триметазидинСпорт, 16:28
Путин подписал закон о повышении штрафов за нарушение ПДДПолитика, 16:28
Путин поговорил с девочкой, новогоднее желание которой он исполнилПолитика, 16:27
В Бурятии задержали министра сельского хозяйстваПолитика, 16:23
Московское управление Роспотребнадзора подало иск к «Кухне на районе»Вино, 16:16
Еще три кабеля связи оказались повреждены между Эстонией и ФинляндиейПолитика, 16:16
К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричестваРБК и Россети, 16:14