Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
В МИД заявили об отказе России гарантировать невмешательство в выборы США 22 апр, 23:30, Политика В Полтаве осквернили памятник Скорбящей матери 22 апр, 23:20, Общество Дзюба не стал платить за выход на поле против «Зенита» 22 апр, 22:41, Спорт Акция в Ереване против назначения Сержа Саргсяна премьером. Фотогалерея 22 апр, 22:33, Фотогалерея  Против водителя попавшего в ДТП автобуса с паломниками завели дело 22 апр, 22:32, Общество Кому и чем грозит иск Демпартии по делу о сговоре на выборах в США 22 апр, 22:18, Политика Министр обороны ФРГ призвала занимать позицию силы в диалоге с Москвой 22 апр, 21:54, Политика Протестующих в Ереване призвали к «тотальным забастовкам» 22 апр, 21:47, Политика Тест: какая соцсеть исчезнет в 2018 году 22 апр, 21:45, РБК и Билайн «Локомотив» потерял уже девять очков в весенней части чемпионата России 22 апр, 21:22, Спорт Вселенский патриархат рассмотрел вопрос Порошенко об отдельной церкви 22 апр, 20:51, Политика МИД Ирана заявил о причастности США к военным преступлениям в Йемене 22 апр, 20:43, Политика В СК уточнили число погибших при ДТП с автобусом в Тверской области 22 апр, 20:09, Общество Россияне запустили бумажные самолетики в поддержку Telegram 22 апр, 19:58, Общество Акция Telegram в поддержку свободного интернета. Фоторепортаж 22 апр, 19:57, Фотогалерея  МИД Ирана назвал политику США в Сирии недальновидной 22 апр, 19:32, Общество «Ак Барс» выиграл Кубок Гагарина по хоккею 22 апр, 19:19, Спорт Сборная России заняла последнее место на Чешских хоккейных играх 22 апр, 19:17, Спорт ОАЭ обвинили ВВС Катара в опасном сближении с гражданским лайнером 22 апр, 19:05, Политика Макрон призвал не проявлять слабость с Путиным 22 апр, 18:46, Политика ЦСКА обошел «Зенит» в таблице чемпионата России 22 апр, 18:41, Спорт Президент Армении предупредил о необратимых последствиях из-за протестов 22 апр, 18:37, Политика Саудовская ПВО уничтожила запущенную Йеменом баллистическую ракету 22 апр, 18:32, Политика Посольство России в Кабуле не получало данных о пострадавших россиянах 22 апр, 18:07, Общество Макрон заявил об отсутствии плана Б по иранской ядерной сделке 22 апр, 17:57, Политика В Тверской области опрокинулся автобус с 38 пассажирами 22 апр, 17:54, Общество Число задержанных полицией активистов в Ереване возросло до 232 человек 22 апр, 17:45, Общество Макрон рассказал о необходимости «строить новую Сирию» после войны 22 апр, 17:34, Политика
Нижегородские ученые помогли доказать существование гравитационных волн
Нижний Новгород, 12 фев 2016, 17:28
0
Нижегородские ученые помогли доказать существование гравитационных волн
Разработки Института прикладной физики РАН были использованы для наблюдения гравитационных волн при столкновении черных дыр
Фото: Анастасия Макарычева/РБК

Сотрудники Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород) вошли в группу ученых LSC, доказавших существование гравитационных волн опытным путем, сообщается на сайте ИПФ РАН.

Наличие гравитационных волн в общей теории относительности предсказал в 1915 году Альберт Эйнштейн. За сто лет человечеством были получены косвенные подтверждения, но прямых экспериментов, которые позволили бы зарегистрировать гравитационные волны, не было, говорит заместитель директора ИПФ РАН Ефим Хазанов.

"Во-первых, эти волны очень слабые, поскольку столкновения звезд происходят далеко, до нас доходит только слабый сигнал. И второе – их очень трудно измерить, потому что фактически гравитационная волна – это изменение самого пространства, и поэтому любая материальная "линейка" будет изменять свою длину вместе с пространством. Она не покажет, что пространство изменилось, потому что сама прогнется или удлинится", - сообщил РБК-Нижний Новгород Хазанов.

Научный эксперимент удалось провести с помощью света и лазеров. "Это уникальное открытие, которое как минимум соизмеримо с открытием Бозона Хиггса с точки зрения фундаментальных знаний человека о природе", - пояснил заместитель директора ИПФ РАН.

Гравитационные волны несут информацию об их внезапном происхождении и о природе гравитации, которые не могут быть получены иным путем.

"Это новый способ "смотреть" в космос, потому что всё, что мы знаем о звездах и об устройстве вселенной, – это информация, которая приходит к нам с электромагнитными волнами. А гравитационные волны – это волны совершенно другой природы, поэтому они позволяют увидеть те события, которые происходят, и понять их природу, что совершенно невозможно узнать другим способом", - рассказал Хазанов.

Физики пришли к выводу, что обнаруженные гравитационные волны были созданы в последнюю долю секунды слияния двух черных дыр, чтобы произвести одну, более массивную, вращающуюся черную дыру. Это столкновение двух черных дыр было предсказано, но никогда не наблюдалось.

"Гравитационные волны были обнаружены 14 сентября 2015 года в 5:51 утра по восточному поясному времени (9:51 всеобщего скоординированного времени) обоими детекторами LIGO, расположенными в городе Ливингстон, штат Луизиана, и в Ханфорде, штат Вашингтон, США. Обсерватории LIGO финансируются Национальным научным фондом и были задуманы, построены и управляются Калифорнийским технологическим институтом и Массачусетским технологическим институтом", - сообщается в пресс-релизе.

По оценкам ученых, черные дыры для этого события были в 29 и 36 раз больше массы Солнца, а событие состоялось 1,3 млрд лет назад. Масса примерно в три раза большая массы Солнца преобразовалась в гравитационные волны в долю секунды, с максимальной выходной мощностью, примерно в 50 раз превышающей мощность всей видимой Вселенной. Судя по моменту прихода сигналов – детектор в Ливингстоне записал событие на 7 мс раньше, чем детектор в Хэнфорде – ученые могут сказать, что источник был расположен в южном полушарии.

В каждой обсерватории L-образный LIGO интерферометр длиной 4 км использует лазерный свет, разделенный на два пучка, которые проходят взад и вперед по плечам (трубам диаметром четыре фута с почти полным вакуумом). Пучки используются для контроля расстояния между зеркалами, расположенными точно на концах плеч. Согласно теории Эйнштейна, при прохождении гравитационной волны через детектор расстояние между зеркалами изменится на чрезвычайно малую величину. Может быть обнаружено изменение длины плеч меньше, чем на одну десятитысячную диаметра протона (10-19 метра).

По словам Хазанова, Институт прикладной физики РАН вступил в коллаборацию LSC в 1997 году, за это время более 20 сотрудников поучаствовало в работах непосредственно в США, часть работ велась в Нижнем Новгороде.

Наиболее значимым вкладом нижегородских физиков является изобретение уникальных оптических изоляторов, работающих при большой мощности лазерного излучения. Сотрудники ИПФ РАН не только разработали и изготовили эти изоляторы, но и установили их на детекторы LIGO и Virgo. Без этих изоляторов работа детекторов гравитационных волн была бы невозможна.

"Мы сделали уникальные элементы, которые стоят в двух интерферометрах. Это относительно небольшой кусок огромной машины, но наш вклад в данное исследование. Оптические изоляторы нашли применение не только в этом проекте, но и в огромном количестве лазеров, не связанных с гравитационными волнами и вообще с наукой", - отметил Хазанов.

В настоящее время в ИПФ РАН ведутся работы по созданию лазера для LIGO детектора гравитационных волн следующего поколения.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.