Лента новостей
Эксперты составили рейтинг районов Подмосковья по стоимости сотки земли 10:01, Недвижимость Вера в надежность денег: почему нужно уходить от депозитов к инвестициям 10:00, РБК и FW Raiffeisen Новак допустил продление кооперации ОПЕК+ на 2019 год 09:55, Экономика Билет во все концы: зачем «Туту.ру» решилась на редизайн 09:54, Свое дело Медведев предложил помощь пострадавшему от шторма Вьетнаму 09:48, Политика ЦБ наказал «Юнистрим» ограничением обмена валюты 09:40, Бизнес СМИ узнали о задержании главного тренера ФК «Енисей» пьяным за рулем 09:34, Общество Пять главных причин закрытия кофеен 09:28, Потребрынок  До 600 рублей в час: что будет с платной парковкой в Москве 09:24, Авто «Токсичная» атмосфера в компании: кто виноват и как все исправить 09:23, РБК и Volkswagen Угроза фрагментации: добьется ли мировое сообщество безопасности Сети 09:16, Мнение На Камчатке мужчина с обрезом попытался зайти в здание правительства 08:57, Общество Астана назвала сроки проведения новых переговоров по Сирии 08:52, Политика ВМС Аргентины опубликовали фото затонувшей в 2017 году подлодки San Juan 08:32, Общество Расходы американцев в кафе и магазинах выросли: кто на этом заработает 08:25, Quote Власти увеличили размер пособия по беременности и родам 08:23, Общество Правительство урезало квоту на временное проживание иностранцев 08:15, Общество Рабочий момент: 10 лайфхаков для ремонта 08:10, РБК и Мир Бывший партнер Усманова решил консолидировать рынок наружной рекламы 08:01, Технологии и медиа Правительство предложило ИТ-компаниям брать кредиты вдвое дешевле 07:30, Финансы Boeing 777 экстренно вернулся в Сингапур после падения давления в салоне 07:26, Общество Путин посетит съезд «Единой России» на фоне падения ее рейтингов 07:10, Политика РЖД показали интерьер новых плацкартных вагонов 06:57, Общество Полина Киценко: «Здоровый образ жизни — счастливый путь к красоте» 06:56, РБК Стиль и Lancome СМИ узнали о гибели вице-спикера заксобрания Красноярского края 06:38, Общество Россияне назвали самый опасный вид транспорта 06:24, Общество В ДТП в центре Санкт-Петербурга погибли два человека 05:44, Общество Ледяные трюки: 5 самых впечатляющих зимних погонь в кино 05:30, РБК и Toyo
Нижегородские ученые помогли доказать существование гравитационных волн
Нижний Новгород, 12 фев 2016, 17:28
0
Нижегородские ученые помогли доказать существование гравитационных волн
Разработки Института прикладной физики РАН были использованы для наблюдения гравитационных волн при столкновении черных дыр
Фото: Анастасия Макарычева/РБК

Сотрудники Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород) вошли в группу ученых LSC, доказавших существование гравитационных волн опытным путем, сообщается на сайте ИПФ РАН.

Наличие гравитационных волн в общей теории относительности предсказал в 1915 году Альберт Эйнштейн. За сто лет человечеством были получены косвенные подтверждения, но прямых экспериментов, которые позволили бы зарегистрировать гравитационные волны, не было, говорит заместитель директора ИПФ РАН Ефим Хазанов.

"Во-первых, эти волны очень слабые, поскольку столкновения звезд происходят далеко, до нас доходит только слабый сигнал. И второе – их очень трудно измерить, потому что фактически гравитационная волна – это изменение самого пространства, и поэтому любая материальная "линейка" будет изменять свою длину вместе с пространством. Она не покажет, что пространство изменилось, потому что сама прогнется или удлинится", - сообщил РБК-Нижний Новгород Хазанов.

Научный эксперимент удалось провести с помощью света и лазеров. "Это уникальное открытие, которое как минимум соизмеримо с открытием Бозона Хиггса с точки зрения фундаментальных знаний человека о природе", - пояснил заместитель директора ИПФ РАН.

Гравитационные волны несут информацию об их внезапном происхождении и о природе гравитации, которые не могут быть получены иным путем.

"Это новый способ "смотреть" в космос, потому что всё, что мы знаем о звездах и об устройстве вселенной, – это информация, которая приходит к нам с электромагнитными волнами. А гравитационные волны – это волны совершенно другой природы, поэтому они позволяют увидеть те события, которые происходят, и понять их природу, что совершенно невозможно узнать другим способом", - рассказал Хазанов.

Физики пришли к выводу, что обнаруженные гравитационные волны были созданы в последнюю долю секунды слияния двух черных дыр, чтобы произвести одну, более массивную, вращающуюся черную дыру. Это столкновение двух черных дыр было предсказано, но никогда не наблюдалось.

"Гравитационные волны были обнаружены 14 сентября 2015 года в 5:51 утра по восточному поясному времени (9:51 всеобщего скоординированного времени) обоими детекторами LIGO, расположенными в городе Ливингстон, штат Луизиана, и в Ханфорде, штат Вашингтон, США. Обсерватории LIGO финансируются Национальным научным фондом и были задуманы, построены и управляются Калифорнийским технологическим институтом и Массачусетским технологическим институтом", - сообщается в пресс-релизе.

По оценкам ученых, черные дыры для этого события были в 29 и 36 раз больше массы Солнца, а событие состоялось 1,3 млрд лет назад. Масса примерно в три раза большая массы Солнца преобразовалась в гравитационные волны в долю секунды, с максимальной выходной мощностью, примерно в 50 раз превышающей мощность всей видимой Вселенной. Судя по моменту прихода сигналов – детектор в Ливингстоне записал событие на 7 мс раньше, чем детектор в Хэнфорде – ученые могут сказать, что источник был расположен в южном полушарии.

В каждой обсерватории L-образный LIGO интерферометр длиной 4 км использует лазерный свет, разделенный на два пучка, которые проходят взад и вперед по плечам (трубам диаметром четыре фута с почти полным вакуумом). Пучки используются для контроля расстояния между зеркалами, расположенными точно на концах плеч. Согласно теории Эйнштейна, при прохождении гравитационной волны через детектор расстояние между зеркалами изменится на чрезвычайно малую величину. Может быть обнаружено изменение длины плеч меньше, чем на одну десятитысячную диаметра протона (10-19 метра).

По словам Хазанова, Институт прикладной физики РАН вступил в коллаборацию LSC в 1997 году, за это время более 20 сотрудников поучаствовало в работах непосредственно в США, часть работ велась в Нижнем Новгороде.

Наиболее значимым вкладом нижегородских физиков является изобретение уникальных оптических изоляторов, работающих при большой мощности лазерного излучения. Сотрудники ИПФ РАН не только разработали и изготовили эти изоляторы, но и установили их на детекторы LIGO и Virgo. Без этих изоляторов работа детекторов гравитационных волн была бы невозможна.

"Мы сделали уникальные элементы, которые стоят в двух интерферометрах. Это относительно небольшой кусок огромной машины, но наш вклад в данное исследование. Оптические изоляторы нашли применение не только в этом проекте, но и в огромном количестве лазеров, не связанных с гравитационными волнами и вообще с наукой", - отметил Хазанов.

В настоящее время в ИПФ РАН ведутся работы по созданию лазера для LIGO детектора гравитационных волн следующего поколения.