Лента новостей
Все новости Н.Новгород
Сестрам Хачатурян продлили меру пресечения Общество, 14:19 Медведев раскритиковал слова хабаровского губернатора о палаточном лагере Политика, 14:19 Горничная, детский психолог и агент ФБР: 10 лучших ролей Джей Ло Спецпроект РБК PINK, 14:17 Дума приняла законопроект о запрете необоснованного ареста бизнесменов Общество, 14:16 Bitcoin подешевел на $1000 за два дня Крипто, 14:11 Борис Джонсон станет новым премьером Великобритании Политика, 14:07 Что взять в деловую поездку, чтобы соблюсти любой дресс-код РБК Стиль и BOSS, 13:57 Директора детского лагеря в Хабаровском крае задержали после пожара Общество, 13:52 В Белоруссии ввели уголовную ответственность за реабилитацию нацизма Общество, 13:49 В Хабаровском крае объявят траур по погибшим при пожаре в лагере детям Общество, 13:41 Еще один ребенок умер после пожара в палаточном лагере в Хабаровском крае Общество, 13:38 Пять ошибок в сфере корпоративных венчурных инвестиций Pro, 13:36 Марезу угрожает запрет на въезд в Египет из-за поведения на Кубке Африки Спорт, 13:35 Клишас предложил запретить анонимную электронную почту Технологии и медиа, 13:30
Н.Новгород ,  
0 
Лев Любимов: "На месте нашей страны черной дыры не будет"
Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ рассказал Георгию Молокину о состоянии дошкольного образования в России, стандартах обязанностей родителей на Западе и учителях без страха
Лев Любимов (Фото: РБК)

В первой части интервью мы говорили о школьном образовании, а сейчас крайне интересен самый первый этап – дошкольный или даже более ранний. Есть мнение, что ребенка надо начинать воспитывать не с младенчества, а даже раньше, в утробе матери. Что такое раннее или начальное образование сегодня?

Если говорить о дошкольном, то это нынче, к сожалению, не образование. Если бы мы попробовали изобразить кривую развития человека, поставив время жизни по абсциссе и его потенциал по ординате, то в самом начале линия идет по экспоненте, подобно ракете поднимаясь резко вверх. Европейская образовательная психология считает, что главное в потенциале – сумма психических функций, начиная с ощущений и заканчивая абстрактным понятийным мышлением, - окончательно формируется к десяти годам. Китайцы полагают, что уже к пяти, а японские психофизиологи говорят, что к трем годам. Японец Масару Ибука – тот самый руководитель компании Sony написал замечательную книгу, которая называется "После трёх уже поздно". Он имеет в виду как раз мнения ученых, которые считают, что к этому моменту большая часть ста миллиардов нейронов в черепной коробке склеивается то ли в компьютер, то ли в сервер, а мы все продолжаем детям вытирать попу, выгуливать и кормить. Коллеги рассказывают, как к гаджетам прилипают восьмимесячные малыши, но при этом неправильно используется термин «зона ближайшего развития». Кто-то считает, что эта зона – папа и мама, дедушка и бабушка, друзья. Нет, ему восемь месяцев, а развит он на шестнадцать, ему вроде бы пять лет, а на самом деле – восемь. Это зависит от того, как с ним работали взрослые.

А есть график сугубо экономический. Кривая здесь выглядит иначе. По абсциссе – опять время, но только в стадиях образования, а по ординате – норма отдачи во взрослой жизни от периода образования. Так вот, линия здесь стремительно движется вниз, и наибольшую отдачу вы получите от "дошколки", потом от начального образования, затем все меньше и меньше, до состояния, когда максимум усилий дает минимум результата.

Но мы же к этому совершенно не готовы?

Конечно. А дело именно в том, что в три года уже поздно. Крупные российские психологи определили, что в первый класс идут дети с запасом в две тысячи слов. В чем дело? А дело в гаджетах. Ребенок берет лексику из того, что он слышит. Я как-то обнаружил, что дети часто рисуют людей без ушей, потому что не слышат. А ведь речь и мышление в шесть лет – это одно и то же. Можно ли что-то изменить? Да, если мы поймем роль родителей. На Западе это поняли, на Востоке с их буддизмом и конфуцианством ничего понимать не нужно. Запад оградил родителей безумным количеством законов: или ты это делаешь, или мы ребенка заберем. У нас постоянно говорят о русофобии финнов, когда там забирают ребенка у нашей барышни, потому что она не делает положенного по закону.

Что положено?

Вечером читать сказки и книжки, ставить аудиокниги в музыкальном центре, обязательно смотреть и обсуждать мультики, не менее часа в день беседовать с ребенком. Это диалог двух языков: того, где две тысячи слов, и того, где 35 тысяч. Подражанием ребенок, а инстинкт подражания у него мощнейший, начинает постепенно присваивать значения, употребляемые взрослыми, в свою семиотическую структуру. Для вас неожиданностью покажется необходимость насыщенной сенсорной среды дома. Вы воспринимаете окружающее пятью рецепторами, это попадает в ощущения, ощущения передаются восприятию, восприятие превращается в образ, а он уходит в анализатор, то есть в кору. Анализатор – накопитель смысла образов. Вы видите человека, анализатор говорит, что это старый человек, высокий или толстый человек, дурак или мудрец. Итого, сенсорная система – это накопитель смысла образов, то есть интеллекта. Еще один фактор – преимущества детей-билингвов. Эйнштейн говорил, что границы нашего языка – это границы познаваемого мира. Сегодня крайне важно, чтобы ребенок одновременно с русским владел еще двумя главными языками: Лингва франка – такой же язык, как когда-то была латынь, и китайский. Я вас уверяю: если в дошкольном образовании это есть, вы увидите радикально других детей. Они настолько другие, что к окончанию начальных классов педагоги с ужасом думают, что будет в пятом.

Слушаю вас, мысленно представляя нашу систему образования, наших родителей, наши среды? Как справиться со сверхновыми задачами?

Да нет проблем – есть бесконечные факты. Папа, мама, психолог, воспитатель – мы сидим и объясняем родителям, что происходит с ребенком в год-два. Кого вы хотите получить – дурачка или наполовину Эйнштейна? Если Эйнштейна, то ребенку вовсе не нужна ваша генетика. Давайте договоримся: вот список литературы, которую необходимо читать каждый вечер, вот списки аудиокниг и мультиков, которые надо посмотреть. Папа, сходи в магазин для художников и купи десять альбомов…

А вам не кажется, что наши ясли и детсады, мягко говоря, не в полной мере к этому сами готовы?

Они просто не знают. Все, что известно большинству – одна книжка доктора Спока, а их – море. Возьмите «После трех уже поздно». Там же все написано. Я видел, как в одной школе 10% родителей становились реальными участниками образовательного процесса, в другой – 20, в третьей – 25%. Надо объяснить воспитателям…

Кто это должен и может объяснить?

Психолог.

Где взять таких специалистов, да еще в таком количестве, что хватит на каждый детсад?

Самое лучшее, самое эффективное образование в истории человечества – самообразование. Мы им говорим, что в первые четыре месяца они должны прочесть вот эти три книжки, но с рабочей тетрадью и обязательным конспектом, потом другие книжки, примерно через год – то, что нужно для начала, а потом – еще десяток. У меня же есть собственная специальность: я – теоретик макроэкономики. Прочел 70 книжек и большую часть – на иностранном языке.

Если сравнивать с цивилизованным миром, в каком состоянии сейчас находится дошкольное образование?

Отстаем на 50-60 лет. Но сейчас не те дети, перед которыми можно ставить задачу догнать, - они могут только перегнать. Конечно, я не ожидаю каких-то законов от нашей Государственной Думы, но директорам говорю простую вещь: "У тебя же есть договор с родителями. Вставь туда полторы страницы о том, что они обязаны делать то, се, пятое, десятое. Говори с ними". И ведь делают, причем делают еще лучше, чем предлагал им я. Для меня большая радость сердца, когда слышу от них, что дети абсолютно другие, что их никто и никогда в жизни не догонит.

У меня внук сейчас накануне перехода из-под родительской опеки в школу. Одна среда сменяется другой. Скажите, как это происходит?

Это кризис семи лет, новые социальные ситуации. Крайне важно, чтобы это была уже другая школа, чтобы классная комната была иначе обустроена. В Татарстане объявили о переходе на сингапурскую технологию, где три ряда парт убираются, ставятся столы. Ребята, это начало ХХ века. Начинать надо с групповых проектов и групповой работы. Группа – это диалог, древнейший инструмент развития интеллекта. Поэтому, если вы не хотите диалогов Марьи Ивановны в стиле: "Иванов, встань! Как твое фамилие?", посадите детей в группы. Что дальше делать – мы знаем и скоро начнем это в Нижнем Новгороде.

Можете приоткрыть завесу? Что именно собираетесь делать в нашем городе?

Нас попросили подготовить концепцию постепенного перехода. Я заранее предупредил, что к утру ничего не будет. А то есть такая чисто русская манера срочных задач. Триггерный период запуска потребует лет пяти, поскольку издеваться над учителем нельзя. В Перми ежегодно проходят олимпиады школьных учителей. Административного ресурса – ноль, но, как говорится, танцуют все. Хочешь участвовать в олимпиаде – зарегистрируйся. Вот тебе справочник по цветоводству, и не нужна твоя фамилия. Если ты проиграешь, не будет последствий. Учителя перестали бояться.

Фантастика…

Почти все участвуют, понимают: если у тебя из ста очков только двадцать, что-то нужно менять. И тогда они приходят с запросами.

В вас чувствуется хороший заряд здорового оптимизма.

На месте нашей страны черной дыры не будет. Пусть на это не надеются.